Выступление на педсовете "Особенности общения с родителями детей, имеющих разные нарушения в развитии"
учебно-методический материал

Капора Татьяна Александровна

В этом коротком выступлении я показала, что, осуществляя индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, не следует забывать и об индивидуальном отношении к их родителям, которые по- разному относятся и к проблемам своих детей, и к процессу воспитания в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности общения с родителями детей,

имеющих разные проблемы развития

Своё выступление я хочу начать с известной цитаты из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».

        У меня три надомника. У каждого из них свои особенности развития.

        Старшая - ученица 10 кл. с синдромом Дауна. Ей уже 18 лет. Веду я её с 5 кл. Проблемы у Маши, как и у многих детей с данным синдромом. Это и нарушение работы внутренних органов, в том числе и порок сердца, и чрезмерный аппетит, а отсюда склонность к полноте.

Из поведенческих проблем могу выделить упрямство, неумение признавать свои ошибки. Если у неё что-то не получается, Маша начинает тормозить, повторять одну и ту же ошибку, поэтому лучше исправить её спокойно, доброжелательно, не делая замечание. Учебной мотивации у девушки как таковой нет, но очень любит получать хорошие оценки и для этого старается. В прошлом году даже желание загадала «Учиться на одни пятёрки».

        Родители у Маши - очень разумные люди, которые прекрасно разбираются в особенностях своего ребенка и полностью принимают его. Приоритетным для них является здоровье Маши. За этим очень следят, поэтому перевели девочку на надомное обучение. Отец, чтобы присматривать за ребёнком, уволился с работы. Мама работает на двух работах, постоянно берет ночные дежурства, но при этом много внимания уделяет дочери, почти все свободное время посвящая ей. Папа постоянно бывает с Машей на свежем воздухе, они часто выезжают на природу. Девочка даже научилась удить рыбу. Я всегда поддерживаю все их начинания. На днях Маша пожаловалась мне со слезами на глазах, что её посадили на диету. Я объяснила девушке, что согласна с родителями, потому что здоровое питание не только способствует сохранению здоровья, но дает красоту и стройность. С родителями Маши у нас доверительные отношения, к моим рекомендациям и пожеланиям они прислушиваются и выполняют.

        Второй мой надомник – ученик  8 кл. Подростка перевели на домашнее обучение по состоянию психического здоровья. Первичный диагноз РАС  сейчас уже переквалифицирован в шизофрению. В период острого психоза, когда подросток проявлял сильнейшую агрессию, маме приходилось крайне сложно, тем более, что мать и сын в разных весовых категориях. Психиатры настоятельно рекомендовали госпитализировать мальчика в Гедеоновку, но мама не согласилась, несмотря на крайне тяжелое положение. Она прилагала максимальные усилия, чтобы стабилизировать состояние подростка. И сейчас постоянно состоит на связи с лечащими врачами, очень добросовестно относится к медикаментозному лечению. Мама изучает проблемы, которые  характерны для нарушения психического развития сына, старается создать все условия для комфортной жизни подростка, много внимания уделяет ему, замечает малейшие изменения в его поведении. Однако чувствуется, что полного принятия того, что происходит с её ребенком нет, она смирилась с его состоянием, но это мучает и угнетает её. Поэтому моей основной задачей при общении с этой мамой является психологическая поддержка.

        Третий надомник – ученик 4 кл. В отличие от предыдущих обучающихся пришел к нам из массовой школы. В протоколе ПМПК стоит заключение:  обучение по АООП , ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант I, нарушение поведения. Последние ничего не объясняет, т.к. вы сами знаете, что нарушения поведения бывают разные, часто диаметрально противоположные. Со слов матери психоневролог  ставит диагноз СДВИГ. Мальчику прописано медикаментозное лечение. А вот получает он его или нет –вопрос . Дело в том, что у ребенка диабет 1 вида, т.е. инсулинозависимость, поэтому я думаю, что ему опасаются давать таблетки для коррекции поведения, хотя мама уверяет в обратном. Остаётся поверить на слово. Мама в разводе, живут они с её родителями. Мальчик почти не знает отказов, его сильно балуют. Маму и бабушку часто не слушает, грубит им, дерётся. Поэтому работу с этой семьёй я провожу, стараясь скорректировать модель  родительского отношения с покровительственно-попустительского стиля на эмоционально-уравновешенный  авторитетный стиль. И мама, и бабушка со мной соглашаются, но пока особых подвижек я не наблюдаю. Однако работа в этом направлении продолжается, рук я не опускаю – дорогу осилит идущий.

        Главное, что несмотря на разный уровень общения с каждым из родителей, нам удалось установить коммуникацию, способствующую продуктивному сотрудничеству на благо их детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб для родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии "За чашкой чая"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4322028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]    Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов п...

Советы родителям детей имеющих нарушение звукопроизношения

Исправление звукопроизношения.Артикуляционная гимнастика...

Советы логопеда родителям детей, имеющих речевые нарушения.

Предложенные советы и упражнения помогут в :правильном общении с ребёнком;развитии речевого дыхания, голоса, фонематического анализа и синтеза;развитии мелкой моторики и слогового анализа и синтеза.Та...

«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ПАМЯТКА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ...

Рабочая программа по чтению 7 кл., адаптированная для детей, имеющих иинтеллектуальные нарушения

Рабочая программа по чтению7 кл., адаптированная для детей, имеющих интеллектуальные нарушения...