Семейный клуб для родителей и обучающихся с умственной отсталостью Тема: «Обряд гостеприимства народов ханты и манси»
методическая разработка

Вторушина Татьяна Викторовна

Гармонизация детско-родительских отношений между обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и родителям (законными представителями) через знакомство с бытом, культурой, трудом коренных народов Севера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_klub.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб

для родителей (законных представителей) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Обряд гостеприимства народов ханты и манси»

Слайд 1

Цель: 

        Гармонизация детско-родительских отношений между обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и родителям (законными представителями) через знакомство с бытом, культурой, трудом коренных народов Севера.

Слайд 2

Задачи: 

  • познакомить с традициями и обычаями народа ханты и манси;
  • прививать интерес к традициям и обычаям коренных жителей Севера;
  • учить детей быть гостеприимными и щедрыми;
  • познакомить с традиционной куклой- «Клюквикой», ее созданием.

Участники мероприятия: 5 семей девочек, учитель- дефектолог, учитель.

Материалы и оборудование:

Чага, ветки багульника, Презентация, видео стихотворения «Миснэ», платки цветные, пирог, чай, чайные наборы, лоскуток ткани коричневого цвета размером 13,5 х13,5 см.;

лоскуток ткани зеленого цвета размером 9х9 см.; лоскуток ткани темно-бордового цвета размером 16х16 см.; нить коричневого цвета; вата, картинки для отгадок, пиктограммы с приметами.

Встречаем гостей

Ведущие (в национальной одежде) приглашают гостей встать в круг.

Ведущая 1: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады, что вы пришли на нашу встречу «Обряд гостеприимства народов ханты и манси». Школа реализует проект «Живые традиции», посвященный знакомству с обычаями малочисленных коренных народов Севера, населяющих наш регион – ханты и манси. Как вы думаете, почему наша встреча называется «Обряд гостеприимства народов ханты и манси»? (семьи дают ответы)

Ведущая 2: На нашем сегодняшнем мероприятии мы узнаем о семейных традициях гостеприимства, послушаем стихи, которые традиционно читают для гостей, станцуем традиционный танец, и познакомимся с традиционной куклой - «Клюквинкой» и даже ее сделаем, ну и конечно же будем пить чай. Согласны?

Слайд 3

Ведущая 1: Любая встреча начинается с приветствия. В хантыйском языке слову «приветствие» соответствует выражение: «Вуща вула», что означает «Здравствуй, живи!». У народов ханты и манси старший член семьи приветствует остальных домочадцев и желает хорошей погоды, ясного неба, прекрасного утра. Такая форма приветствия является пожеланием добра и счастья всем членам семьи. Давайте мы с вами поздороваемся.

(Гости здороваются друг с другом)

Ведущая 2: Сейчас мы предлагаем пройти один из обрядов гостеприимства - «обряд очищения». Этот обряд проводят, когда приезжают гости, когда человека тревожат неприятные мысли, после плохих разговоров и т. д., в основном для уравновешивания духовного состояния человека. Поджигают (имитируют) чагу – нарост березы и ветки багульника, сначала окуривают голову и произносят определенные звуки (кх – кх, далее проводят дымом под ногами по очередности. И по завершению, остатки после окуривания, выносят дальше от дома).

Слайд 4

Ведущая 1: У хантов и манси очень развиты традиции гостеприимства. Они принимают абсолютно всех, кто проходит мимо и останавливается у их жилища.

У них есть обычай, встречать любого гостя в любое время. Хозяйка после строганины сразу ставит на стол все, что есть дома в семье: и горячее, и сладкое к чаю.

Ведущая 2: Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать, зажечь лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить гостя.

Напоить его горячим чаем, накормить. Если путник дальше не едет - уложить спать. Если хозяйка не встала и не встретила гостя как положено, то про нее в других стойбищах будут говорить, что она негостеприимная хозяйка.

Ведущая 1: Коренные жители сильно верят приметам.

Слайд 5

У хантов существует почтительное отношение к пище, и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней (обращаем внимание на слайд). Мы предлагаем вам пиктограммы с изображением различных ситуаций. Давайте попробуем назвать по ним приметы.

- Нельзя смеяться над едой.

- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.

Слайд 6

С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».

Слайд 7

 А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».

Молодцы хорошо справились с заданием.

Ведущая 2: К хлебу ханты относятся очень бережно. Существует определённый ритуал – недоеденный хлеб подносят к губам, как бы прося прощения, целуют, а затем оставляют в таком месте, где им могли бы полакомиться птицы или дикие животные….

Ведущая 1: Когда все гости были накормлены и вечером отдыхали, загадывали загадки.

И мы для вас сегодня приготовили загадки:

Слайд 8

ЗАГАДКИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

  1. Четверо одну шапку держат. (стол)
  2. Без корней, а на земле растёт. (камень)
  3. В меховых штанах мужчина в бору бродит. (медведь)
  4. Вверх по дереву красная лисица бежит. (огонь)
  5. На дереве рукавицы висят. (шишки)
  6.  Пока отец подпоясывался, сын до неба добрался. (огонь и дым)
  7. Встанет - скамейка, ляжет клубком. (собака)
  8. Белая ткань расстилается, черная ткань сворачивается? (День и ночь)
  9. Безрукий, безногий волшебник за ночь вышивает узоры, орнаменты? (Мороз)
  10. На вершине дерева красивая кукла. (Белка)

В помощь на столах лежат картинки отгадки.

Ведущая 2: После застолья, хозяйка убирает со стола, моет посуду. Когда все убрано, мужчины (мальчики) выходят на улицу и ведут мужские беседы, состязаются на ловкость, меткость, а женщины остаются в чуме и рассказывают сказки. Именно сказки учат нас жить в добре и согласии друг с другом и с природой. Сегодня мы предлагаем вам послушать одну из сказок. Сказка «Клюквинка и Травяная Косичка» (Слайд 9 с видео)

Клюквинка и Травяная Косичка вместе живут. Каждое утро первой Клюквинка поднимается. Она огонь в очаге разводит и пищу готовит. А Травяная Косичка другими домашними делами занимается. Так они и живут-поживают.

Однажды утром Клюквинка говорит подруге:

— Я каждое утро первая встаю. Сегодня ты первая вставай, огонь разведи. Встающий первым всегда огонь разводит.

— У меня же косичка… — тихо напомнила Травяная Косичка.

— Ничего с твоей косичкой не случится, если один раз огонь разведёшь! — сказала Клюквинка.

— Ладно, огонь разведу, — согласилась Травяная Косичка.

Травяная Косичка встала, оделась и начала огонь в очаге разжигать. Сначала береста-растопка загорелась, потом огонь перекинулся на дрова. Тут порыв ветра пламя подхватил — и вспыхнула травяная коса Травяной Косички. Увидела это сидевшая на постели Клюквинка. Увидела — и так захохотала, что тотчас лопнула.

Тут и сказке конец.

О чем мы смотрели мультфильм, про кого?

- Какого цвета была Клюквинка?

- Что случилось с Травяной Косичкой? С Клюквинкой?

Сегодня мы предлагаем сделать хантыйскую куклу «Клюквинка» из ткани.

Слайд 10

Ведущая 1: Через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.

У кукол ханты нет лица (глаз, рта, носа). Считалось, что кукла с лицом может навредить ребёнку, потому что она имеет душу.

По традиции у куклы нет рук и ног.

Делаем куклу-ягоду "Клюквинку"

Чтобы сделать куклу-ягоду «Клюквинка», нам потребуется:

-лоскуток ткани коричневого цвета размером 13,5 х13,5 см.;

-лоскуток ткани зеленого цвета размером 9х9 см.;

-лоскуток ткани темно-бордового цвета размером 16х16 см.;

-нить коричневого цвета;

-вата.

Этапы выполнения:

На лоскуток коричневого цвета укладывают ткань зеленого цвета. Переворачивают и в центр укладывают комочек ваты.

Плотно обжав вложенную вату, затягивают нитью, фиксируя ее двойным узлом.

Устойчивость кукле придает расправленный подол платья. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы ткань, обтягивающая головку, была практически не видна. Концы платка крепят двойным узлом под подбородком.

Дети с родителями (законными представителями) мастерят куклу

Слайд 11

Ведущая 2: Еще большое место в репертуаре обско - угорских народов занимают танцы, отражающие традиционный быт и хозяйственный уклад. И такими являются мужские танцы: «Охотников», «Оленеводов» (с арканами, луками, хореями, копьями) и т. д., женские танцы: «Сбор ягод», «Рукодельницы», «Рыбачки» и т. д. Танец «Куренька» - жемчужина хантыйской и мансийской хореографии. Нет ни одного коренного жителя и коллектива, который бы не знал о существовании этого танца. Предлагаем вам станцевать танец.

(Приглашаются девочки в национальных платьях, и гости танцуют под музыку)

Ведущая 1: Мы с вами славно потрудились и повеселились, вам понравилось? Мы хотим сказать большое спасибо всем за участие. Мы думаем, что вы так же как и мы гордитесь нашим народом, нашим гостеприимством. Хочется, чтобы подрастающее поколение не забывали обычаи, соблюдали их, передавали следующему поколению. Мы рады пригласить вас в гости еще раз, а сейчас мы приглашаем вас отпить чай с пирогом!

И прослушать традиционное стихотворение «Миснэ».

Включается видео «Миснэ» Слайд 12

Гости пьют чай и пирогом. 

Ведущие прощаются с гостями.

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера....

Презентация "Одежда народов ханты и манси"

Данная Презентация раскрывает особенности в одежде обско- угорских народов, и рассказывает о практическом семинаре "Ровдуга"....

Доклад «Этнокультурное образование детей через знакомство с традиционными праздниками народов ханты и манси»

В данной статье рассматривается этнокультурное образование детей на примере детского традиционного праздника "Трясогузки"...

Исследовательская работа "Семантика чисел и их смысловая роль в русских народных сказках и в сказках народов ханты и манси".

В ходе работы оригинально решаются вопросы в области словесности, связанные с анализом  художественного текста: через интепретацию семантики чисел в русских народных сказках и в сказках народов х...

Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»

Конкурсная работа  для участия в издании книги «Ступени осознания  культурного кода»...

«Обряд гостеприимства народа ханты»

Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа...