«Обряд гостеприимства народа ханты»
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тыликова Олеся Павловна

Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostepriimstvo_naroda_hanty.docx414.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Кооперативная ул., д.5, с. Овгорт, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629643

Телефон-факс 8(34994) 65-2-28, тел. 65-2-90; 65-2-91, E-mail: ovgort_school@mail.ru

ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001

 

 Внеклассное мероприятие

«Обряд гостеприимства народа ханты»

 

 Выполнила: Тыликова Олеся Павловна,

 воспитатель ИСТ

 

 

                                       

с.Овгорт, 2021год

Внеклассное мероприятие

«Обряд гостеприимства народа ханты»

Цель: сохранение традиций и обычаев народа ханты

Задачи: - показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа;

- развитие разговорной речи детей на родном языке, развитие их творческого потенциала;

- знакомство детей с бытом, культурой, трудом коренных народов Севера;
- привить интерес к традициям коренных жителей Севера, национальным играм;
- учить детей быть гостеприимными и щедрыми;
- познакомить детей с поэзией современных Ямальских авторов;
- закрепить представления детей о природных условиях родного края.
Оборудование:
- чум –  вули  хот (хантыйский язык);
- лесные ягоды и ягодные морсы;
- атрибутика к играм (палка для перетягивания, кусы, оленьи копыта)  

- национальная одежда, атрибутика на северную тематику: шкура оленя, тучан, хантыйский столик накрытый к чаепитию.
Предварительная  работа:
   Беседа с воспитанниками о правилах встречи гостей в чуме. Разучивание стихов, песен. Разработка сценария и подготовка обряд очищения.
Предварительно необходимо распределить обязанности в чуме  

Хозяйка чума – воспитатель ИСТ
Помощники хозяйки:  воспитатель ИСТ, воспитатель ИСТ

Будущие хозяйки: Артанзеева Светлана 8 класс, Лонгортова Анжелика 5 класс, Лонгортова Яна, Алла 3 класс

Место проведения: Этногостиная «Ван рутат» (установлен чум)

                                                  Ход мероприятия
Хозяйка чума встречает гостей на улице, проводит обряд очищения.
Здравствуйте, гости  дорогие! Вуща улаты, нявремат савиты нынат! Ма шек аматсам,  нын ехатсаты ма хощаем. Там ила мун потарлув хоты хантэт улат, муй верлат; еша ятлув, амаматсэт потарлув, монщ нынан эталталув. Перед тем как зайти, хозяйка чума делает обряд очищения. (Приложение 1)

Хозяин также встречает, здоровается со всеми гостями, приглашает гостей в чум.
Хозяйка чума: В чум первым заходить должен хозяин, вслед за ним мужчины, а затем женщины и дети. Гости, зайдя в чум, здороваются со всеми за руку. 
У народа ханты есть обычай, встречать любого гостя в любое время. Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать зажечь  лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить гостя. Напоить его горячим чаем, накормить, если путник дальше не едет уложить спать. Если хозяйка не встала и не встретила гостя как положено, то про нее будут говорить, что она нехороший человек.
Хозяйка: ставит чайник и накрывает стол, приглашает всех к столу, сначала угощает строганиной.
— Кушайте дорогие гости, это строганина из щекура.
Помощницы девочки:  подают уже готовую, нарезанную строганину в  посуде. Угощайтесь гости.
Ученица рассказывает стихотворение Романа Ругина  
Есть обычай добрый у народа:

Если нельмой или осетром

Рыбака одаривали воды —
Непременно звать соседей в дом:

Пусть, отведав лакомство,

Соседи от души желают рыбаку,

Чтоб удача наполняла сети

Долго-долго на его веку,

Чтобы в дом лишь радости входили

И достаток принесли труды,

Чтоб услышаны скорее были

Эти мысли духами воды.
Хозяйка: После строганины подается горячее блюдо: уха, лант, мясо в отдельной посуде. 

Рассказывает стихотворение   Владислав «Тройная уха» Р.П.Ругина (приложение 2)
Хозяйка предлагает гостям уху. Помощницы помогают обслужить гостей.
Хозяйка: После горячих блюд предлагает чай со сладостями. За чаем ведутся беседы, разговоры о новостях, об охоте, рыбалке и т.д.
Хозяйка: Коренные жители сильно верят приметам. 
У хантов существует почтительное отношение к пище, и множество примет, связанных с ней. Вот некоторые правила обращения с ней.
- Нельзя смеяться над едой.
- Нельзя доедать еду за старыми людьми, будешь болеть.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи».
 А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь».
Хозяйка: К хлебу ханты относятся очень бережно. Существует определённый ритуал – недоеденный хлеб подносят к губам, как бы прося прощения, целуют, а затем оставляют в таком месте, где им могли бы полакомиться птицы или дикие животные….
Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
Есть и правила-приметы, связанные с шитьем: нельзя шить одежду на себе;
грех накладывать шов на другой, старый шов — ослепнешь в будущем;

нельзя забывать, в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла;
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, с запретами жизни тундры, которые должны выполняться беспрекословно взрослыми и детьми:
- Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не тревожь воду, потому что, не миновать беды - может подняться ураганный ветер и разбуженная вода может натворить много бед.
- Не стреляй из лука, не имея мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности, боль земли – это боль сердца твоего.
Приметы-наказы предков о бережном и осторожном отношении к собственным словам:
- Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
- Доброе слово лечит душу, злое слово её тяжело ранит.
Приметы-наказы предков об отношении к жизни, людям, к животным:
- Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он - смысл твоей жизни.
- Не смейся над чужой бедой: она на тебя обернётся
- В какую бы беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй.
- Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей.
Хозяйка: У коренных жителей существует много запретов, связанных с одеждой: изношенную одежду ханты развешивают на деревья, унося подальше в лес. Они говорят, что одежду нельзя бросать на землю – человек может остаться без души.
- нельзя надевать мужскую обувь;
- садиться на нарты мужа – оленевода;
- разделывать рыбу осетра, налим, щуку. Они могут употреблять их в пищу варенном виде;
- подниматься на чердак;
- ходить в чуме за печкой;
- показывать лицо зятю и старшим родственникам мужа;
- обходить дом;
- нельзя мужчине находиться у костра;
- нельзя ходить за спиной мужа;
- нельзя есть с ножа, будешь злой;
Хозяйка:  Когда все гости были накормлены и вечером отдыхали, дети рассказывали стихи, пели песни «Мама». 
Также есть запрет, связанные с огнём: нельзя переносить огонь из одного чума в другой – это всё равно, что красть его. Хозяин, у которого украли огонь, будет несчастным: дети будут болеть, будет невезение в промысле. 
Сейчас Света расскажет легенду «Хозяйка огня» (Приложение 3)
Хозяйка: У огня, сидя в чуме, дети всегда играют в загадки. 
Сейчас вам Анжелика, будет вам загадывать загадки.
Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках дрожит, а обсохнет – вслед за мамой побежит. (Оленёнок)
Житель моря, на нерп охотник. (Белый медведь)
Утром сосчитает, вечером сосчитает(Завязка паницы)
Она, как оленья шкура от моря до моря лежит- то рыжей, то красной, то белой становится (тундра) 
Летом по тундре бродит, зимой в лесу спит (медведь)
Волоча за собой тынзей, речку вперёд-назад переходит(игла)
Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится (северное сияние)
Лето, в красное сукно одетая, на одной ножке стоит (морошка)
Волшебник посреди чума на железе сидит – и укусить может, и угостить может (огонь)
Возле чума шерстяная кочка лежит- чужого в чум не пустит (собака)
Лес не лес
Туча не туча – 
То по тундре кочует,
То на одном месте кружиться. (Оленье стадо).
Хозяйка: После долгой трудной зимы, проведенной в кругу своей семьи, людей тянуло к пению. Есть такая красивая песня «Моя земля».
После угощения в любом доме моют посуду, а в чуме есть свои тонкости. Наши молодые хозяйки сейчас расскажут о них.
Алла. В белоснежный период воду приходится нести в вёдрах из далека по болотистой тундре, в морозное время таскать снег, греть его, а ведь для этого нужны дрова. И жизнь научила хантов выходить из трудного положения. Волам ухл - это грузовая нарта, в некоторых из них хранятся тонкие берёзовые стружки. Женщины с помощью этой стружки очищают и вытирают посуду.
Хозяйка: Когда все убрано мужчины выходят на улицу и ведут мужские беседы, состязаются на ловкость, меткость. 
Сейчас Света проведет с вами игру: Перетяни палку, Кусы, Перегони стадо  
Хозяйка: Женщины сидя у огня, остаются в чуме и секретничают о своем  женском. (Показ платья,  поделок, женской одежде, об орнаменте).
У народа ханты есть такой обычай: когда уезжают гости, то хозяева всегда их чем – либо угощают мясом, или рыбой, дарят подарки. (Девочки дарят гостям не большие сувенирчики).  

Яна рассказывает стихотворение Романа Ругина «Доброта»  (Приложение 4)
«Турам пилна улаты!» - «С небом живите!», - так говорят ханты, прощаясь. Живите в ладу с Богом, природой и собой! Паям улаты! До свидания!

Приложение 1

По – хантыйски обряд очищения называется «щунха тыты» (сынский говор, шурышкарский диалект) и «ёлитты» (питлярский говор, шурышкарский диалект). Это совместный обряд призвания благорасположения и защиты для каждого участника. Проводят обряд очищения когда приезжают гости, когда человека тревожат неприятные мысли, после плохих разговоров и т.д., в основном для уравновешивания духовного состояния человека. Для обряда используют: кусочек шкурки любого животного, который плавает под водой, т.к. это символизирует нижний мир. В представлении картины мира народа ханты, мир делится на три части, верхний – мир Бога Торума, мир добрых духов, средний – мир человека и нижний – злых духов и болезней. Сжигая шкурку водного зверя, например, ондатры, куницы и выдры сжигается всё плохое. Также используют чагу – нарост березы и ветки багульника. Обряд включает в себя несколько этапов: сначала дымом окуривают жилище, обязательно нужно хорошо провести дымокур по углам, так же детскую и мужскую одежду и спальные подушки, чтобы отчистить пространство сна. Затем переходят к очищению самих людей, сначала окуривают голову и произносят определенные звуки (кх – кх…), далее проводят дымом под ногами по очередности. И по завершению остатки после окуривания выносят дальше от дома. Нельзя сжигать в огне, так как Богиня Огня – Тут Ими в хантыйской культуре почитается как светлое и чистое. Данный обряд до сих пор проводят в каждой хантыйской семье и верят в его чудодейственные силы. 

Приложение 2

Тройная уха.

Р.Ругин

Тройная уха, тройная уха,-

Уха никогда не бывает плоха!

Ныряют в котел икряные ерши-

Они для начала всегда хороши.

Горят, просядая дрова в костерке,

Кипит, затуманясь, уха в котелке.

Я первую эту уху процежу-

И добрую нельму туда положу.

А следом за нельмой наступит пора

Хозяина рыб- усача осетра.

Я пищи древесной прибавлю костру.

Струится и пляшет огонь на ветру.

Как будто хвостами виляют, быстры.

Проворные нельмы, ерши, осетры.

В котел добавляю различных приправ-

Сыпучих, пахучих из листьев и трав.

Я к ложке склонюсь, ароматом  дыша:

Особая нежность ухи- от ерша.

(Колючесть его-это внешность его,

А сущность его-это нежность его)

От нельмы в ней- крепость, а от осетра-

Янтарная жирность, оттенков игра.

Тройная уха- что срваняется с ней,

Что может быть лучше, сытней и вкусней!

Желаю того, чтобы внуки мои

О ней не забыли, отведать могли

 Не только со слов, через эти стихи,

Всю прелесть тройной несравненной ухи!

 

Приложение 3

Легенда «Хозяйка огня»

Давным-давно это было. Однажды все мужчины стойбища ушли в лес на охоту. В чумах остались женщины да дети.

Прошло два дня. На третий день вечером одна женщина вышла из чума, нарубила дров, собралась еду варить.

Вернулась она в чум, подбросила дров в очаг, села к огню и стала кормить сына.

Огонь весело горел, и вдруг одна искорка взвилась вверх, упала на ребенка и обожгла его. Ребенок заплакал, мать вскочила и начала ругать огонь:

- Что ты делаешь? Я кормлю тебя дровами, а ты моего ребенка обжег! Не будет тебе дров! Изрублю тебя топором, залью, затушу!

Сунула она ребенка в люльку, взяла топор и стала рубить огонь.

А потом котел воды в огонь вылила. Погас огонь. Темно, холодно стало в чуме. Теперь ребенок заплакал от холода.

Опомнилась женщина, снова стала огонь разжигать. Старается, раздувает, никак не разжечь - ни уголька не осталось.

«Сбегаю-ка я в соседний чум, возьму огня», - подумала женщина и побежала в соседний чум. Только дверь отворила - огонь в очаге погас.

Выскочила женщина на улицу, в другой чум побежала. Едва дверь приоткрыла - и в нем огонь погас. Побежала она в чум своей бабушки. Только за дверь шагнула - огонь в очаге стал фыркать, задымил и потух.

- Что с тобой случилось? - спросила бабушка. - Едва ты вошла, огонь сразу погас. Уж не обидела ли ты его?

Плачет женщина. Во всем стойбище нет огня. Никто костра разжечь не может. Темно, холодно.

- Пойдем к тебе, посмотрю, что ты наделала, - сказала бабушка.

Женщина привела бабушку к себе. Стала бабушка огонь разводить, но сколько ни старалась, ничего не выходит. Встала она на колени, смотрит в очаг и вдруг видит: сидит там старуха, кожа ее как огонь горит. И говорит старуха бабушке:

- Зря стараешься. Внучка твоя очень меня обидела! Глаза мои водой залила, лицо железом изрубила!

- Хозяйка огня, не сердись, дай огня! - просит бабушка.

Молчит хозяйка. Долго просила бабушка. Наконец хозяйка огня сказала:

- Огонь я вам тогда верну, когда эта женщина отдаст мне своего сына. Из его сердца я добуду вам огонь. Будете помнить, какой ценой огонь получили, - беречь его будете!

Заплакала женщина еще громче, а бабушка ей говорит:

- Все семь родов людских из-за тебя без огня остались. Как жить будем? Придется тебе отдать сына.

Отдала женщина сына. Хозяйка огня дотронулась до дров, взвилось пламя, а она с ребенком скрылась

Приложение 4

Доброта

Р.Ругин.

-Маленький народ мой,

вечное спасибо,

Что в тебе родиться

было мне  дано!

-Ты – одна  чешуйка

великанши-рыбы,

Ты в тайге  бескрайней

деревце одно!

Что с того!  на свете

ты немало значишь:

Добротой велик ты,

Щедростью высок…

Помыслы и чувства

От людей не прячешь

В погребок под снегом,

В тайный туесок.

Ты ладонь открытой

Подаешь при встрече

В знак доверья к людям

Вечной доброты

Как ручей весенний,

Прямодушны речи.

И, как снег таежный,

Помыслы чисты.

Добрый ты не только

К брату или к куму.

А ко всем, кого бы

К нам ни занесло.

И дорога к сердцу-

Как дорога к чуму,

Где всегда для гостя-

Пища и тепло.

-Я-  твоя частица,

мой народ,

и мне ли

Умолчать о том,  что

в жизни непростой

Мелкие людишки

издавна умели

Пользоваться ловко

этой добротой.

« ах, народ- ребенок,

Он такой наивный…»-

После повторяли,

смеха не тая.

Но при всех обидах

Стойкой, неизбывной

Все же оставалась

доброта твоя!

Жалости слезливой

Вовсе не просила,

И твердить готов я

Нынче неспроста:

«разве это слабость?

Это признак силы!

Славься же,

святая сила – доброта!

 

C:\Users\User\Desktop\музейная комн\PL6QT7e4Oe8.jpgE:\Фото Встреча с быв. работниками 23.11.15г\109PHOTO\SAM_7639.JPGE:\Фото Встреча с быв. работниками 23.11.15г\109PHOTO\SAM_7626.JPGE:\муз\SAM_5192.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...

Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера....

Сценарий праздника "Обряд гостеприимства".

Сценарий праздника "Обряд гостеприимства"....

Сценарий национального обряда народа ханты "Поклонение березе"

Элементы сценария– обрядового действия «Поклонение березе» национальный обряд народа ханты...

Обряды народа ханты

Северные народы, наверно, последние из народов Земли, кто умеет поддерживать гармонию между человеком и природой. Каждый народ имеет собственную культуру, в ней заключена основа народного своеобразия....

Семейный клуб для родителей и обучающихся с умственной отсталостью Тема: «Обряд гостеприимства народов ханты и манси»

Гармонизация детско-родительских отношений между обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и родителям (законными представителями) через знакомство с бытом, культурой, труд...