Обряды народа ханты
статья

Северные народы, наверно, последние из народов Земли, кто умеет поддерживать гармонию между человеком и природой. Каждый народ имеет собственную культуру, в ней заключена основа народного своеобразия. Через  культуру до нас доходит то, что ценили древние народы. Наши  предки  с благоговением относились к природе. Это  можно узнать по нашим древним обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obryady_naroda_hanty.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Обряды народа ханты.

Северные народы, наверно, последние из народов Земли, кто умеет поддерживать гармонию между человеком и природой. Каждый народ имеет собственную культуру, в ней заключена основа народного своеобразия. Через  культуру до нас доходит то, что ценили древние народы. Наши  предки  с благоговением относились к природе. Это  можно узнать по нашим древним обычаям.

В начале промыслового сезона ханты разводили в лесу костёр, кипятили чай, угощали им менквов (лесных духов), обещая понапрасну не рубить  деревья, не разбрасывать сор, без нужды не беспокоить зверей , речки и озёра не загрязнять. Для костра использовали только сухостой (живое дерево срубается   изготовления «живых»  вещей: лодок, нарт, жилища). По окончании обряда охотник заливает водой недогоревшие  в костре дрова, неиспользованные складывает у соседнего дерева, прикрывает их берестой  до следующего прихода (чтобы «зря лес не рубить») Таган и колья выдёргивает из земли( оставлять их грешно – открывается вход на землю духам Подземелья) и приставляет к тому же дереву. Оставшийся на стоянке  сор  собирает в кучу, но в воду не выбрасывает и в землю не закапывает.

При устройстве временного жилища зимой, когда надо наломать веток на подстилку, хант объясняет дереву: «Не могу же я спать на снегу!»

Перед большой рыбалкой рыбаки тоже устраивали поры (почитание духов), угощали духов воды, реки.

У хантыйского поэта Р. Ругина есть много прекрасных стихов про древние  обычаи.

Есть обычай добрый у народа:

Если нельмой или осетром

Рыбака одаривали воды,

Непременно звать соседей в дом.

Пусть отведав лакомства соседи,

От души желают рыбаку.

Чтоб удача наполняла сети

Долго-долго на его веку!

Много интересных обычаев у хантов, связанных с  рыбой. Её  запрещается живой бросать в кипящий котёл: согласно притче, за подобный проступок рыбак был заживо съеден двумя лесными великанами менквами.Для оглушения крупной рыбы прежде использовали особо орнаментированные деревянные молоты. Осетра, налима, щуку следует разделывать только продольными разрезами, сохраняя тем самым первозданный (соответствующий движению в плавании) облик рыбы. Женщинам запрещалось есть сырого ( а в особые дни  даже и варёного) осетра. Разделка щуки грозит  беременной женщине вселением в её утробу злого духа. Раньше женщинам запрещалось разделывать щуку, осетра, налима, нельму.

Осторожность свойственна была человеку и по отношению к воде, хотя ханты-рыбаки превосходно знали нравы своей реки. По древнему обычаю, впервые садясь по весне в лодку, следует смочить голову и лицо водой и сказать:

-Инк-вэрт Эви (Воды-дух Дева), на твою спину я сел.

Тем самым выражается сопричастие и поклон (омовение головы и лица) воде, воспринимаемой как живая твердь (спина).

Посмотрите эту сценку в исполнении учеников нашей школы.

Мама (Люба …):

-Похие, хопа лэлтен елпийн веншен па охен  емнг (лылнг) йикн лёхиты.Сишн Йик Урр Ими нанен иса нётл яма хул  па вой велты.

Сын (Эдик К.):

-Ущ вой поть, поть, поть!

Лор вой поть, поть, поть!

Перевод.

Мама:

-Не забудь, сыночек, после долгой зимы смочить волосы и омыть лицо священной водой Оби. Вчера наконец-то река освободилась от зимнего покрова-льда. Попроси у великой воды Йик Урр Ими благословения на езду по её священным водам, по её священному телу.

Сын:

-Ущ вой поть, поть, поть! Лор  вой  поть, поть, поть!(в этой хантыйской закличке воды Оби и её притоки сравниваются с маслом или жиром, по которому на нерест поднимается рыба).

Многие древние обычаи сохранились и до наших дней.

Список литературы:

1.А.В.Головнёв. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург,1995,с.264-265.

2.З.В.Лонгортова. У синеводной Оби.- Салехард-2012,с.9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...

Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера....

Особенности фольклора народа ханты.

Цель  работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Особенности фольклора народа ханты

Цель  работы: исследовать тематику и сюжеты некоторых фольклорных жанров народа ханты.Поставленные задачи:- изучить содержание загадок и пословиц народа ханты...

Сценарий национального обряда народа ханты "Поклонение березе"

Элементы сценария– обрядового действия «Поклонение березе» национальный обряд народа ханты...

«Обряд гостеприимства народа ханты»

Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений, способствовать возрождению нравственных устоев и традиций нашего народа...

Семейный клуб для родителей и обучающихся с умственной отсталостью Тема: «Обряд гостеприимства народов ханты и манси»

Гармонизация детско-родительских отношений между обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и родителям (законными представителями) через знакомство с бытом, культурой, труд...