Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры" , научный руководитель Меньшиков В.М, (доктор педагогических наук, профессор) , Курск, гос.ун-т, Курск,2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОПК(основы православной культуры)_6_klass.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
В 6 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа и изучается «История Нового Завета»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие | 2 |
Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения. | 4 | |
2 | Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода | 14 |
3 | Евангельское нравственное учение | 11 |
4 | Священное писание Нового завета. Апостол | 3 |
Итого: | 34 | |
Содержание
Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие (2ч)
Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.
Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.(4ч)
Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя. Благовестие Иосифу. Рождество Христово. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.
Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода(14ч)
Первый год общественного служения Иисуса Христа. Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку). Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.
Евангельское нравственное учение(11ч)
Соотношение Ветхого и Нового Завета. Соотношение Ветхого и Нового Завета. Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Евангельские притчи и их значение. Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее). Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере). Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах). Притча о немилосердном должнике (о прощении обид). Притчи об ответственности человека (притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир). Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина).
Священное писание Нового завета. Апостол(3ч)
О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол». Состав книги « Апостол». Книга деяний святых апостолов. Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/уметь:
термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
(Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служение)
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
(Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую.)
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
(Соотношение Ветхого и Нового Завета. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Евангельские притчи и их значение. Состав книги « Апостол».)
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие | |||
2 | Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа. | |||
3 | Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения. Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. | |||
4 | Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя | |||
5 | Благовестие Иосифу. Рождество Христово. | |||
6 | Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. | |||
7 | Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода Первый год общественного служения Иисуса Христа. | |||
8 | Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. | |||
9 | Второй год общественного служения Иисуса Христа. | |||
10 | Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. | |||
11 | Третий год общественного служения Иисуса Христа | |||
12 | Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. | |||
13 | Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку) | |||
14 | Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. | |||
15 | Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. | |||
16 | Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. | |||
17 | Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. | |||
18 | Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. | |||
19 | Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. | |||
20 | Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве. | |||
21-22 | Евангельское нравственное учение Соотношение Ветхого и Нового Завета | |||
23 | Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. | |||
24 | Нагорная проповедь. Молитва Господня. | |||
25 | Евангельские притчи и их значение. | |||
26 | Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее) | |||
27 | Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере) | |||
28 | Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах) | |||
29 | Притча о немилосердном должнике ( о прощении обид) | |||
30 | Притчи об ответственности человека( притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир) | |||
31 | Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина) | |||
32 | Священное писание Нового завета. Апостол О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол». Состав книги « Апостол» | |||
33 | Книга деяний святых апостолов | |||
34 | Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов. | |||
Учебно- методическое обеспечение
- Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
- Библия.
- Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
- Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
- Детская библия.
- Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
- Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
- Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
- Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.
- Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.
- Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
- Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
- Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОПК (основам православной культуры) 5 класс
Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В. М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос. ун-т - Курск, 2006...
Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 7 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос.ун-т,Курск, 2006...
Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры) 8 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руковод. Меньшиков В.М. ,Курск гос. ун-т, Курск, 2006....
Рабочая программа по ОПК(основам православной культуры),10 класс
Рабочая програма составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М.( доктор педагогических наук, профессор), Курск.гос. ун-т, Курск,2006...
Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры),11 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М,( доктор педагогических наук,профессор), Курск.гос.ун-т, Курск, 2006...
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 8 класс
Данная программа составлена к учебнику Л. Шевченко. Элективный курс расчитан на 17 часов изучения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс
Цель учебного курса - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства...