Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры),11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М,( доктор педагогических наук,профессор), Курск.гос.ун-т, Курск, 2006

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема

Примечание

1

Церковь и общество. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»

Общество и церковь

2

Церковь и народ

3

Церковь и государство

4

Церковь как организация духовной жизни общества.

5

Монастырская культура на Руси. Монашество- особый путь духовного восхождения.

6

Современные монастыри России. Возрождение монастырей ( с 1988г.)

7

Труд и его плоды. Христианское понимание труда.

8

Война и мир. Защита Отечества. Отношение Церкви к войне: война как проявление скрытого духовного недуга человечества - братоубийственной ненависти и греховного злоупотребления благодатной свободы.

9

Здоровья личности и народа.  Пьянство, табакокурение и наркомания.

10

Проблемы биоэтики. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики

11

Православие как мировоззренческая основа бытия России.

Православие.  Духовно- философская жизнь России.

12

Религиозные искания русской интеллигенции в XIX веке.

13

Крупные русские философы. Ф.М Достоевский и его мысли о Православии.

14

Православная этика.

  Православная этика. Зло как грех.

15

Стадии развития греха в душе человека.

16

Христианин как воин Христов, ведущий брань ( битву) с личными недостатками и грехами. Опыт противостояния греху в жизни аскетов подвижников.

17

Нравственное бытие человека. Основные обязанности человека по отношению к обществу: соблюдение законов, юридических и нравственных.

18

Православная и русская культура

Различные определения термина  «культура»

19

Византия и Русь. Значение просветительского подвига святых Кирилла и Мефодия.

20

21

Храмы на Руси. Символика православного храма.

Шедевры храмового зодчества России. Храм Покрова на Нерли- вершина древнерусского зодчества.

22

Православная икона. Духовная сторона и смысл икон.

23

Изобразительные законы и художественные средства иконописного искусства.

24

История фрески в России.

25

Декоративно- прикладное искусство в облачении украшении богослужебных книг, священных сосудов, окладов икон.

26

Живопись как средство выражения духовно- нравственных, эстетических и философских исканий человека.

27

 Церковно- певческое искусство на Руси, основные этапы его развития.

28

Православие и русская музыка. Г.В. Свиридов–крупнейший русский православный композитор XX века.

29

Колокола в России. Колокольный звон в церковно-общественной жизни Руси.

30

Принятие православия и становление русской литературы.

31

Связь русской литературы XVIII-XX вв. с древнерусской литературой и православием.

32

Православная культура в творчестве  А.С. Пушкина.

33

Православная культура в творчестве Н.В. Гоголя.

34

Православие и современное общества

Духовно- нравственные и религиозные поиски последнего десятилетия.


Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Церковь и общество. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»

10

Православие как мировоззренческая основа бытия России.

3

Православная этика.

4

Православная и русская культура

16

Православие и современное общества

1

Итого

34

Содержание

Церковь и общество. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»(10ч)

Общество и церковь. Церковь и народ. Церковь и государство. Церковь как организация духовной жизни общества. Монастырская культура на Руси. Монашество- особый путь духовного восхождения. Современные монастыри России. Возрождение монастырей ( с 1988г.). Труд и его плоды. Христианское понимание труда. Война и мир. Защита Отечества. Отношение Церкви к войне: война как проявление скрытого духовного недуга человечества - братоубийственной ненависти и греховного злоупотребления благодатной свободы. Здоровья личности и народа.  Пьянство, табакокурение и наркомания. Проблемы биоэтики. Отношение Бога и человека – центральная проблема христианской этики.

Православие как мировоззренческая основа бытия России.(3ч)

Православие. Духовно - философская жизнь России. Религиозные искания русской интеллигенции в XIX веке. Крупные русские философы. Ф.М Достоевский и его мысли о Православии.

Православная этика.(4ч)

 Православная этика. Зло как грех. Стадии развития греха в душе человека. Христианин как воин Христов, ведущий брань (битву) с личными недостатками и грехами. Опыт противостояния греху в жизни аскетов подвижников. Нравственное бытие человека. Основные обязанности человека по отношению к обществу: соблюдение законов, юридических и нравственных.

Православная и русская культура(16ч)

Различные определения термина «культура». Византия и Русь. Значение просветительского подвига святых Кирилла и Мефодия. Храмы на Руси. Символика православного храма. Шедевры храмового зодчества России. Храм Покрова на Нерли- вершина древнерусского зодчества. Православная икона. Духовная сторона и смысл икон. Изобразительные законы и художественные средства иконописного искусства. История фрески в России. Декоративно- прикладное искусство в облачении украшении богослужебных книг, священных сосудов, окладов икон. Живопись как средство выражения духовно- нравственных, эстетических и философских исканий человека. Церковно- певческое искусство на Руси, основные этапы его развития. Православие и русская музыка. Г.В. Свиридов–крупнейший русский православный композитор XX века. Колокола в России. Колокольный звон в церковно-общественной жизни Руси. Принятие православия и становление русской литературы. Связь русской литературы XVIII-XX вв. с древнерусской литературой и православием. Православная культура в творчестве  А.С. Пушкина. Православная культура в творчестве Н.В. Гоголя.

Православие и современное общества (1ч)

Духовно- нравственные и религиозные поиски последнего десятилетия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/понимать:

  • православное видение мира, историю человечества ;
  • целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры;
  •  представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект общества и человека;
  •  целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы;
  • целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами;
  • основные понятия православной этики: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие;
  • о путях духовно- нравственного совершенствования;
  • целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Старшая группа охватывает учащихся 10-11 классов. К этому времени у детей заложена база знаний, достаточная для серьезного осмысления основных вопросов православной культуры. Поэтому этот последний период в изучении православной культуры является обобщающим. Стоит задача помочь обучающимся увидеть цельную картину Православия. В этой картине должны совместиться и обнаружить новое качество научный, эстетический и религиозный, духовный и материальный компоненты.
Особое место следует придавать личному отношению ученика его позиции к изучаемому материалу. Он должен осознать себя и свою позицию в окружающей его духовно (религиозно)-нравственной, социокультурной среде.
В этот период важнейшим становится первый раздел, который должен дать учащимся целостную картину мира, показав, с одной стороны, ее самостоятельное значение, а с другой, - непротиворечивость научному и эстетическому пониманию мира, в их высших, истинных проявлениях. Важно показать противоречия в интерпретации мира различными философскими школами, а также то, что только разрешение этих противоречий дает возможность духовного развития человечества.
Именно в этом ключе следует подойти к изучению истории Ветхого и Нового Завета, а также истории мировых религий. Важное место в этом разделе должны занять и вопросы сравнительного религиоведения.
В изучении истории Православия следует главное внимание уделить формированию чувства личной сопричастности ученика к истории Отечества, неотделимой частью которого является Православие. Изучается православный символ веры с подробным разбором содержания каждого его члена. В курс включается также изучение таких понятий, как Вера, Благодать, Спасение, Освящение, Воздаяние.
В это время продолжается знакомство с христианским зодчеством, живописью, литературой и другими видами искусства.
Важнейшим разделом этого периода следует считать этический раздел, призванный помочь определиться каждому учащемуся в современной социальной обстановке. Он должен показать положительный характер нравственных основ в православном понимании мира, общества и человека и их универсальный характер.
Изучаются православные праздники  путем участия обучающихся в культурно-религиозных мероприятиях: праздниках, конференциях, экскурсиях и т.п.
Важнейшим требованием к содержанию должно стать усиление теоретического начала - мировоззренческого осмысления.  Программа ориентирована как на теоретические, так и на практические методы:  благотворительность, помощи больным и престарелым, в общественно-полезный бесплатный труд.
В 11 классе на изучение  «Основ православной культуры» выделено 34 часа.


Учебно- методическое обеспечение

  1. Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
  2. Библия.
  3. Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
  4. Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
  5. Детская библия.
  6. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
  7. Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
  8. Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
  9. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.
  10. Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.
  11. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
  12. Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
  13. Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОПК (основам православной культуры) 5 класс

Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В. М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос. ун-т - Курск, 2006...

Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 6 класс

Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры" , научный руководитель Меньшиков В.М, (доктор педагогических наук, профессор) , Курск, гос.ун-т, Курск,2006...

Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 7 класс

Рабочая программа составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос.ун-т,Курск, 2006...

Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры) 8 класс

Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руковод. Меньшиков В.М. ,Курск гос. ун-т, Курск, 2006....

Рабочая программа по ОПК(основам православной культуры),10 класс

Рабочая програма составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М.( доктор педагогических наук, профессор), Курск.гос. ун-т, Курск,2006...

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 8 класс

Данная программа составлена к учебнику Л. Шевченко. Элективный курс расчитан на 17 часов изучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс

Цель учебного курса  - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства...