Моя педагогическая философия
статья по теме

Данный материал - это публичная лекция. Рассуждение учителя о своём педагогическом креде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Губкин

2011

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Города Губкина Белгородской области

Моя педагогическая философия

Публичная лекция

        Подготовила

учитель математики

Неворотова Ольга Васильевна


Моя педагогическая философия

Успех – красноречивейший  в мире оратор.

В своих размышлениях я постоянно обращаюсь к вопросу о первоисточнике знаменитого лозунга «На ошибках учатся». Никто  не помнит, что фраза принадлежит Отто фон Бисмарку и произнесена им после первых неудач во франко – прусской войне. Зато все знают, что после победы он говорил не об ошибках, а о том, что войну выиграл школьный учитель. С тех пор, этот лозунг вдохновляет многие поколения. Он стал одним из наиболее прочных стереотипов педагогики. Как и многие закрепившиеся стереотипы, он не подвергается критическому разбору и принимается в качестве аксиомы.

С первых же лет моей работы учителем у меня возникли сомнения в эффективности обучения на ошибках. Ныне я абсолютно уверена, что этот путь бесперспективен. «На ошибках учатся»  – лозунг неудачников!.  Вопрос принципиален. Либо в основе обучения лежит изучение ошибок, либо изучение достижений, это разные педагогические парадигмы.

Выступая против практики сосредоточения на ошибках и недостатках, я подразумеваю не столько узкопедагогический  смысл работы над ошибками, сколько общую направленность данного лозунга.

А помните различие   между пессимистом  и оптимистом? Для первого – стакан  с водой  наполовину пуст, для второго – наполовину наполнен.  Пессимист мысленно включает себя в регрессивный процесс со всем комплексом последствий, оптимист ассоциирует себя с  прогрессивным процессом, влекущим позитивную мотивацию и успех.  Жизнь и без всяких теоретических выкладок показывает, что пессимизм не конструктивен, даже разрушителен.

Я абсолютно уверена, что сосредоточенностью на ошибках обеспечить успешность деятельности нельзя,  т.к. фиксация внимания и усилий на допущенных ошибках

- формирует установку на неудачу в деятельности, которая с очень большой вероятностью действительно приводит к провалу;  

- приводит к развитию мотивации избегания, формирующей социально –пассивную личность (многие знают, что первое впечатление бывает очень трудно изменить);

 - чем больше мы работаем над ошибками, тем выше вероятность их повторения.

Таким образом, следует изначально ориентировать ребенка на успех. А о достижениях – ГРОМКО и ДЛЯ ВСЕХ! Об ошибках – ИНДИВИДУАЛЬНО и ШЕПОТОМ!  

Из личного родительского и педагогического опыта я сделала некоторые   выводы. Мой сын с восьми лет    занимается хоккеем с шайбой, где результатов  добиваются путем многократных достижений, но не в коем случае - не ошибок.  Новые успехи ведут к дальнейшим победам. Мы, как родители,   ориентируем сына-спортсмена  только на успех, в пример приводим только успешные матчи, игры;    являемся психологическим двигателем, поддержкой. Сын для своего возраста достиг многого, и это радует.

  Являясь   учителем математики, я   ориентирую учеников на достижение цели путем многократного решения, изучения и сравнения разнообразных задач,  путей решения этих задач, и поддерживаю всяческий прогресс в обучении, даже самый незначительный  на первый взгляд.

В качестве классного руководителя работу с детьми строю таким образом, чтобы обучающиеся видели только положительный пример: великие спортсмены, ученые, политические деятели, артисты, художники, писатели  и т.д.

Сейчас речь идет о новых стандартах. Я думаю, что   стандарт должен быть стартовой площадкой для успешной реализации личности, а отклонение от стандарта  заслуживает анализа.  Ошибка  - это всегда отклонение от нормы. Нет и не может быть ошибок там, где нет нормы. (схема). Попытки ребенка в осуществлении некоторой деятельности  - это не пробы и ошибки. Это только пробы! Ребенок никогда не рефлексирует свою деятельность на предмет причин ошибок, потому что он не делает никаких ошибок! Он ищет решение и находит результативный способ, вовсе не вдаваясь в исследование причин неэффективности иных путей. Успешность решения определяется по степени приближения к цели, а не из сравнения с другими решениями.

Я не призываю  к полному  игнорированию работы над ошибками. Я предлагаю разделить функции. Ученик должен учиться на успехах, а учитель  - анализировать и работать над ошибками. Именно он должен понять, почему в результате его деятельности ученик допускают ошибки. Значит, позитивные образцы не сформированы на подсознательном уровне? Но в таком случае мы имеем вопрос к методике, технологии, средствам, приемам, а не к ученику.

Уважаемые члены жюри, коллеги, участники конкурса, моя педагогическая философия заключается в том, что только успех может породить успех, поэтому лозунгом грамотного учителя должен быть лозунг «Учить на успехах и достижениях!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...