Проект "Песенное искусство в истории Росси и Подмосковного края"
статья по теме

Михайлина Наталья Ивановна
Проект "Песенное искусство в истории Росси и Подмосковного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihaylina_natalya_ivanovna.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

                       ГОУ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

                   Кафедра методики преподавания дисциплин

                            художественно-эстетического цикла.

Итоговый проект

«Песенное искусство в истории России и Подмосковного края»

(нотная хрестоматия)

Михайлиной Натальи Ивановны,

слушателя вариативных модульных курсов повышения квалификации «Культура и искусство Подмосковья» (72 часа)

                                   

                                                                                               Руководитель курсов:

                                                                               кандидат педагогических наук,

                                                                                          профессор Г.П.Сергеева.

2011

       

                                                         Содержание

 Введение………………………………………………………………….…3-4

1. Русская песенная традиция.

1.1. Истоки возникновения песни…………………………………………..4-5

1.2. Песенные жанры……………………………………………………..…5-7

1.3. Главная тема в песнях…………………………………………………..7-8

2.  Вокальный репертуар о России и Подмосковном крае.

2.1. Содержание песенного сборника…………………………………….8-11

2.2. Методические рекомендации к разучиванию песен……………….11-16

2.3. Критерии отбора вокального репертуара для детей……………….16-18

Заключение………………………………………………………………..18-19

Литература……………………………………………………………………20

Приложение: партитуры песен…………………………………………..21-58

         

Введение

       Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования.  Музыкальные образы русской песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику, ее связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства. Русское песенное творчество занимает большое место в современном культурном процессе страны. Русские народные песни составляют основу репертуара многих профессиональных музыкальных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников художественной самодеятельности.

     Характерной чертой  песенного искусства России и Подмосковья является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей.

     .Русская  песня имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где она формировалась и развивалась. Песни различных районов нашей страны при всей их общности, национально-стилевом единстве отличаются своеобразием композиционных приемов, местными стилевыми особенностями, оттенками художественного решения.  Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.

Высокие художественные качества русского песнетворчества неотделимы от всей многовековой истории труда и борьбы, от великой исторической роли русского народа.

Песенное искусство России и Подмосковья проявляется в неповторимо своеобразных особенностях - широком мелодическом развитии на «большом дыхании», в распевном развитии протяжных песен. Богатейшая песенная традиция исторически формировалась путем претворения своеобразных певческих особенностей как северных, так и южных областей. Каждая область нашей страны имеет свои характерные особенности в песнетворчестве. Несмотря на наличие некоторых областных различий, обнаруживаемых, главным образом, в отдельных деталях интонационно-мелодического, подголосочного и ладового склада, русский классический песенный стиль представляется единым, целостным и органическим явлением художественной культуры нашего народа.

        Справедливо утверждал В. Ф. Одоевский, указывая на ярко выраженную национальную определенность интонационно-мелодического языка русское песни, что русскую старинную песню можно угадать «между тысячами мелодий,— она резко обозначается даже для иностранца»[1].

       Актуальность работы состоит в том, что сейчас в нашей стране создана

богатая материальная и духовная культура, поэтому необходимо широко использовать вокальные произведения, которые по праву считаются лучшими образцами песенной традиции прошлого и современности.

       Цель проекта: показать значимость изучения песенных традиций России и Подмосковья. 

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть роль  песни в жизни народа, в становлении его характера.

- раскрыть социальную сущность явления  песни.

-рассмотреть виды и жанры песен

         -  определить современное состояние песенного творчества России и   Подмосковья.

1.1.Истоки возникновения песни

        Песня, проходя через века, какой она была вначале? Самая первая песня? Та, которая появилась как потребность?

       Изучая историю древней песни, выясняется то, что  первые песни не придумывались, они появлялись, как продолжение событий жизни: у матерей – чтобы убаюкать детей, у воинов – чтобы запугать врага и настроить себя на бой, у вдов – чтобы оплакать боль расставания, у верховодителей – чтобы складно донести свою мысль народу. Историческими эти песни назовут позже. Большинство персонажей песен – не выдуманные герои: цари, государственные управители, полководцы, вожди народных колыханий, участники событий, простые воины. Но встречаются в исторических песнях и вымышленные герои, на которых хотелось бы равняться, которым приписывались желаемые подвиги.          

       Культурологическая ценность песни этого пласта масштабна. Появляется песня, полная жизни, песня, несущая всё самое ценное, что есть в человеке.

Романтические настрои появлялись позже, и посыл их появления иной.

К документальным, историческим песням в первую очередь отнесены эпические былины, сказы, баллады. Эти песни носят событийный характер, в котором сплелись прошлое и настоящее, бытовое и героическое, смешное и трагическое.  И вот здесь, пожалуй, пролегает грань перетекания народной песни в песню знати.  Разделение населения планеты по социальным слоям породило и различное понимание жизненного пространства. В песнях появляются гордость (за овладение) и гордыня, тщеславие и насмешка, а также преклонение, благодарение, боязнь за наказание и многие другие качества человека. И, как итог, появляется обрядовая песня. На этом же этапе происходит и реформа песни. Михаил Ломоносов, сделав самый весомый вклад в теорию стиха, теоретизировал и содержимое песни.

1.2. Песенные жанры

       Песенные жанры появились как исторически сложившиеся линии, обобщившие общие черты, свойственные обширной группе песенных произведений.

В эпической песне повествуется о событиях, предполагаемых в прошлом, а личность автора до предела устраняется, идёт полновесное отражение жизни в её исторической подоплёке. Именно в былинах  повествуется  о богатырях,  наделённых необыкновенной силой, их врагах – человекоподобных  чудовищах, о конях златогривых, о птицах вещих, змеях, волшебницах. Их герои непременно становились победителями. Патриотизм и идеализирование были обязательной составляющей каждой былины. В образах богатырей необходимо было показать только добродетели и силу, доблесть и нравственное начало – всё, что стоит на службе государственного кодекса чести воина. Такой воин не может погибнуть – он всегда впереди и непобедим. Илья Муромец, Добрыня, Алёша Попович, князь Владимир, богатырь Иван, крестьянин Микула – это герои песен о подвигах, ставшие достоянием мировой культуры.

       Ещё на одном особом пласте песенных жанров хотелось бы остановиться подробнее. Духовная песня – это песня созидания и прославления природы, духа человеческого бытия. Тексты религиозного содержания предназначались для исполнения во время богослужения и в быту. В основе духовной песни лежит поучающее и вразумляющее воздействие, не обременённое громкой музыкой и ритмом, распространяющееся на все чувства добродетели и радость за своё существование.

       Анализ современной ситуации с песней указывает на то, что время на всём оставляет след, внося исторические коррективы. С развитием цивилизации развивается человек, как личность. Личность начинает решать свои философские проблемы – в разговоре с самим собой, со своей совестью. Где-то вступает в конфликт, где-то говорит о нравственности и других категориях человека. И если общественный строй навязывает свою точку зрения, личность может не согласиться. И это всё находит отражение в песнях. Ведь песня является особым способом самовыражения. Глубоко обдуманная мысль, заключённая в формулу стиха, подаваемая под несложный аккомпанемент, встречала большее понимание, нежели манифест, изложенный пусть даже самыми верными фразами. Чаще это песни документального характера, ведь автор не возник ниоткуда, его породила эпоха. Автор подобных песен – глубоко думающий индивид.         Личностная песня лишена выяснения лирических, чувственных взаимоотношений между героями. Главной формулой личностной песни можно вывести очень важный вопрос – «как оставаться Человеком?».

В конце ХIХ – начале XX веков формируется вставшее отдельной крепостью эстрадное искусство, включающее и песенное выражение. Если эстрадная песня начала XX века в лице Александра Вертинского, Вадима Козина имели цель обличения, иносказательного высмеивания, восхваления добродетели, то эстрадная песня территории России 30-х – 80-х годов, попадая под зоркий взгляд цензуры несёт политические оттенки. Но это отдельная история – история советской песни. Начиная со второй половины XX столетия, эстрадная песня всё больше склонна к увеселению, предполагая отдых после тяжёлого трудового дня. Значительное влияние на песню этого периода начинают оказывать западные песенные течения. И при этом раскладе мы видим, что эстрадная песня попадает в жанровую группу развлечений.

1.3.Главная тема в песнях

Какая тема считается главной и самой дорогой для композитора? Конечно, тема Родины! Очень важно, чтобы ребёнок с самого раннего детства слушал этот музыкальный голос Родины.

Эта тема коснулась и народной песни, и рока, и эстрады. Война закончилась,  но тематика  Великой Отечественной войны, тема Родины,  героизма  нашла вдохновенное  и всестороннее воплощение в песнях советских и современных  композиторов. Тема  войны, героического подвига людей, воевавших  и работающих  в тылу, к которой обращаются композиторы  в связи с юбилейными датами, неизменно вдохновляет их на создание прекрасных произведений (песни «День Победы» Д. Тухманова, «Обращение» А. Петрова, песни к телефильму «Семнадцать мгновений весны» М.Таривердиева). Всенародной любовью пользуются песни Окуджавы о войне.

Творческое наследие Высоцкого необычайно обширно, песен он создал тысячи. В любом песенном сюжете Высоцкому важно раскрыть, прежде всего, мир личности, человеческий характер. А ярче всего человек раскрывается в экстремальных ситуациях, потому их так много в произведениях поэта. Достаточно вспомнить его «Песню о друге».

         Творчество поэтов — авторов и исполнителей своих песен, — таких, как барды «первого призыва» Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, стало одной из самых ярких страниц бардовской песни последних десятилетий XX века.

В годы войны широкую известность получало песенное творчество другого талантливого советского композитора - А. Новикова, который еще в 30-е годы начал работу в области военной песни. Вслед за Новиковым и Ошаниным многие композиторы и поэты отразили тему борьбы за мир а своем песенном творчестве. Так, героическую линию "Гимна демократической молодежи" продолжили плакатные маршевые "Мы за мир" С. Туликова - А. Жарова, "Песня борцов за мир".В. Мурадели - В. Харитонова, "В защиту мира".В. Белого - Я. Френкеля, "Дай руку, товарищ далекий".С. Кауа - А. Сафронова.

       Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу своей родины не могли не думать о родном доме, где они оставили родителей, детей, любимую Именно в жанре лирической песни необычайно ярко проявился большой талант Соловьева-Седого.

2.

2.1. Содержание песенного сборника

        В своей работе я использую достаточно разнообразный музыкальный материал. В данный нотный сборник вошли песни о Родине и Подмосковном крае. Песни написаны советскими и современными композиторами, также включены песни бардовские и народные. Все эти вокальные произведения можно использовать на уроках музыки и на вокальных занятиях, исполнять на концертах и внеклассных мероприятиях. При составлении данного сборника я руководствовалась своим опытом и практикой. В сборник вошли те песни, которые нравятся детям и мне лично.

                 Песни советских и современных композиторов.

 1. Слова  А. Чепурова, музыка Я. Дубравина   Родина.

 Торжественная, напевная песня, написанная в 3-х частной форме с кодой. Я разучиваю её в 7 классе. Начало песни исполняет вокальная группа, в середине  поёт солист, заключение поём всем классом. Несмотря на некоторые вокальные трудности, песня разучивается  и исполняется детьми с большим интересом. Можно предложить разный исполнительский план.

2. Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера  С чего начинается Родина?

 Очень известная песня о Родине, исполняемая разными поколениями людей. Начинаем разучивать эту песню в начальной школе, и продолжаем исполнять в старших классах хором, ансамблем или солистом. Эта песня имеет большое воспитательное значение, о ней мы вспоминаем, говоря о современности музыки.  

3. Слова М Лисянского, музыка И. Дунаевского  Моя Москва.

Песня-гимн Москвы. При разучивании следует обратить внимание на чёткое произнесение текста и  фразеровку. Возможны различные варианты исполнительского плана песни.

4. Слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой  Ты - моя надежда, ты-моя отрада.

Эту песню исполняем в преддверии праздников 23 февраля, 9 мая. При разучивании следует обратить внимание на кантиленное исполнение последних строчек в куплете и их повтора. Обратить внимание на высокое ноты в припеве, возможно исполнение в октаву.  Также очень важно заранее продумать драматургию песни, её кульминацию. Эта песня довольно свободно и с желанием  разучивается мальчиками.  

5. Слова М. Матусовского. музыка В. Соловьёва-Седого  Подмосковные вечера.

      Замечательная, классическая песня о Подмосковье. Можно использовать для исполнения в ансамбле на несколько голосов, как мужских, так и женских.

 6. Слова А. Чепурова, музыка Я. Дубравина  Маленькие станции России.

      Эта песня может использоваться для слушания и исполнения в ансамбле.

7. Слова Ю. Гуреева, музыка Г. Струве  Подмосковье.

       Красивая, напевная песня патриотического содержания, исполняется в ритме вальса. Хорошо разучивается детьми средних классов. Присутствуют элементы двухголосия в припеве. В коде следует обратить внимание на высокие ноты и партию среднего голоса.

 8. Слова Н.Добронравова, музыка А. Пахмутовой  Передний край.

       Патриотическая песня о защитниках Родины маршевого характера. Можно использовать для слушания в классе и разучивания на вокальных занятиях кружка.  

 9.  Слова Г. Шпаликова,  музыка А.Петрова  Я шагаю по Москве.

        Известная песня, предлагается исполнять юношам сольно, в старших классах. Можно предложить исполнение в современной аранжировке.      

 10. Слова Д.Сухарева и Ю.Визбора, музыка С.Никитина  Александра.

       Напевная, задушевная песня с красивой мелодией. Эту песню любят учащиеся старших классов.  

11. Слова Е Крыловой, музыка В. Беляева  Русь.

       Данную песню желательно разучивать на вокальном кружке, так как в мелодии присутствуют трудные элементы двухголосия.

12. Слова А. Гулевской, музыка А. Ермолова  Подмосковье.

       Песня современного композитора о красоте родного края, написанная в наше время.

Мелодия наполнена лирикой и мелодизмом. В припеве присутствуют эламенты  двухголосия.  

13. Слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского  В Подмосковье водятся  лещи.  

        Шуточная песня, походного склада, с весёлым незатейливыми словами.

                                        Бардовские песни  

 14. Слова и музыка Ю. Визбора  Подмосковная зима.        

 15. Слова и музыка Ю. Визбора Подмосковная.  

       Эти песни написаны замечательным композитором-бардом Юрием Визбором. Мелодии и слова этих песен наполнены теплом и любовью к своей земле. Песня может быть исполнена на вечере туристской песни под гитару.

 16. Слова и мелодия А.Попова, обработка А.Луканина  Как пойду я на быструю   речку.

       Медленная, распевная русская народная песня для солиста и хора.

17.  Слова Т. Добровольской, музыка  М. Кажлаева Семёновские вечера (региональный компонент).  

       С большим удовольствием предлагаю песню, написанную моей односельчанкой Т.Добровольской в содружестве с композитором и дирижёром   М. Кажлаевым. Эта песня исполняется солистом, а для детского хора написан вокализ. Песня очень лиричная  и напевная.

2.2. Методические рекомендации к разучиванию песен

     .В. Соловьев-Седой - композитор яркого лирического дарования. Его песня "Подмосковные вечера", написанная им в содружестве с поэтом М. Матусовским,  до сих пор остается наиболее популярной из всех лирических песен послевоенного времени.

      Современные дети с удовольствием разучивают и исполняют эту песню. В первой фразе в словах «Не слышны в саду даже шорохи...» гласные находятся в невыгодном для свободного интонирования положении. Гласная высокой позиции «е» — на самом низком звуке песни; глубокое «ы» — на интонации, идущей вверх. Особенно напряженно вокализируется верхнее (второе) «ы» на V ступени. Сказанное становится особенно ясным, если пропеть эти слова интонационно в обратном порядке — на минорном трезвучии сверху вниз. То же относится и ко второй части фразы, где гласные е, и особенно и в слове «шорохи», требуют для правильной вокализации большого умения. Как и многие лирические песни  Соловьего - Седого, "Подмосковные вечера" хочется не петь, а напевать вполголоса. "Герой" песни откровенно рассказывает о своем чувстве к любимой и к милому сердцу родному подмосковному пейзажу. И все это очень просто, из глубины души.

В песне достигнуто единство музыки и текста. Она исполняется мечтательно, не спеша. Постепенно развертываясь, мелодия достигает кульминации, приходящейся на слова "Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера". Композитор очень тонко подчеркивает эти важные для песни слова. Выразительные паузы делят фразу на три части, что придает ей задумчивый характер: "Если б знали вы … как мне дороги…. подмосковные вечера". Яркое восходящее движение мелодического минора в начале, оригинальная синкопа в середине и плавное закругление мелодии в конце фразы так же передают содержание поэтических слов песни.

Ознакомление с песней начинается с показа произведения педагогом, цель которого – заинтересовать детей предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а затем эмоциональное исполнение песни педагогом. Учитель должен так исполнить произведение, чтобы оно понравилось детям. Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе. Показывая фразу, учитель обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания учитель объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке»,  пение «а капелла»( когда учитель хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева.

 Для детей младшего школьного возраста лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников на уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя - контрастными по характеру, и обязательно производить в процессе урока смену видов деятельности, что активизирует внимание детей. Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста,  или если учитель хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную музыку. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение а капелла поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.

     Работая над художественными произведениями, педагог всегда должен помнить не только об исполнительских задачах, но и о совершенствовании вокальных и творческих навыков певцов. Выбирая репертуар, нужно учитывать, насколько он полезен для детей и насколько полноценно и непринужденно будет функционировать при этом их голосовой аппарат.

Поскольку не только воспроизведение звука голосом, но и его восприятие протекают при активном участии вокальной моторики, постольку и музыкальная память тесно связана с работой голосового аппарата. Правильная его настройка позволяет детям легче преодолевать не только вокальные, но и слуховые трудности.

Такие трудности содержатся во всякой песне. Каждый последующий куплет с новым фонетическим материалом ставит перед учениками неожиданные интонационные задачи, решать которые надо средствами вокала. Разучивание песни должно сопровождаться полноценной вокально-хоровой  работой, чтобы избежать ошибок и переучивания. Такой подход к делу может быть обеспечен:

-подбором песенного материала, который бы действительно соответствовал уровню развития вокальных навыков учащихся;

-применением в работе над песней приема дробления на части с последующим соединением усвоенных порознь элементов;

-использованием нотного текста и других наглядных способов изображения.

     Учитель должен знать, что при невозможности строгой систематизации художественного материала полезна длительная и упорная вокальная работа над небольшим количеством отобранных песен. Многократное исполнение одного и того же материала создает благоприятные условия для тренировки голосового аппарата, для совершенствования певческих навыков.

Отобранные песни должны отличаться выразительной, но несложной, ясной в ладовом отношении мелодией с небольшим диапазоном; немногословным и поэтическим образным текстом, желательно с повторениями; вокальностью текста.

В ансамбле нужно начать с двухголосных, лучше народных песен. Мелодически они обычно проще одноголосных, а второй голос вращается вокруг тоники, что благоприятствует развитию ладового чувства. Текст их более слит с мелодией в вокальном отношении.

Полезно начинать разучивание со второго голоса; это приводит к тому, что учащиеся, которым позволяет диапазон и у которых есть естественное желание петь выше, сами «подстраиваются», находят первый голос. Непринужденная манера пения в такой работе естественно выявляет и тип голоса. Прием дробления на части находит наиболее полное применение и приносит максимальную пользу при достаточной подготовленности певца к работе над данной песней, когда внимание поющего может фокусироваться на тщательной и тонкой отделке гласных, штрихов и других элементов.

Вслед за преодолением частных вокальных трудностей с одновременным решением художественных задач осуществляется объединение разрозненных деталей в одно целое. При этом применяются разнообразные средства музыкальной выразительности — темповые, динамические и др. Но и здесь ни на минуту нельзя забывать, что настоящего успеха можно достигнуть только при постоянном внимании к качеству голоса, вокальных навыков учащегося на всем протяжении работы над песней.

Для того, чтобы облегчить учащимся разучивание песни полезно использовать нотную запись или схематическую. Разучивание песни должно стать естественным продолжением вокальной работы над упражнениями.

После краткого художественного и технического разбора произведения педагог переходит к отработке всех его деталей. Объяснение и собственный показ желательно чередовать с пением самих учащихся. В случае надобности надо уметь транспонировать всю песню или отдельные ее части.

Работа над произведением, как правило, проводится в тесситуре более низкой, чем та, в которой оно впоследствии будет исполняться. Тональность выбирается соответственно характеру и состоянию голосов поющих:

Хочется напомнить, что для создания условий наилучшего восприятия и усвоения песни, а также для наибольшей эффективности всей вокальной тренировки следует стимулировать и поощрять негромкое пение. Эту часть занятий полезно проводить вообще без сопровождения.

Подготовленные предшествующими упражнениями, учащиеся без особого труда, с интересом и с пользой решают поставленные перед ними вокально-художественные задачи. рождаются эмоции. Они проявляются и в характере тембра голоса, и в манере артикуляции, и в выражении лица.

. Все участники, понимая суть дела, занимаются этим с увлечением. Можно видеть, как пробуждается их вокальное чувство, приобретается ощущение качества звука собственного голоса, его тембра, умение управлять своим голосом. Именно из-за простоты, ясности и выполнимости вокальных задач, которые ставятся в этом случае перед певцами, они настойчиво работают не только в классе, но и дома, самостоятельно.

Поет тот, говорил Карузо, кто поет легато.— у, о или а. В то же время закрытые гласные и и е следует убирать, петь тихо и в песнях.

Конечно, наряду с протяжными  песнями, нужны и легкие, подвижные. Они полезны для развития вокальной техники, создают разнообразие в репертуаре. Но, владея голосом, можно и в одном произведении, раскрывая его образ, найти применение различным вокальным исполнительским приемам.

     Основательная вокальная работа, проведенная над песней, над ее элементами, сделает свое дело: она будет не просто выучена, а и готова к исполнению. Но, главное, голоса певцов получат полезный урок и станут на какую-то долю совершеннее.

При этом в понятие культуры вокальной речи должны входить приятный тембр голоса и чистая интонация, выразительная артикуляция и четкая дикция,  верное произношение слов и правильная музыкальная фразировка мелодии и текста и, конечно, осмысленная трактовка самого художественного произведения. Без такой направленности в работе нельзя серьезно говорить ни о художественном исполнении произведения, ни о выражении его идейного содержания, ни об общем музыкальном воспитании человека нашего времени.

2.3. Критерии отбора вокального репертуара для детей

     При подборе песенного материала следует учитывать несколько важных моментов:

-современность песни - желательно, чтобы песня относилась к настоящему времени, нынешней эпохе, была написана современным композитором.

-доступность - при выборе песен необходимо учитывать возрастные особенности детского голоса.

-интересные слова - в песне слова играют очень большую роль. Даже самая хорошая музыка не спасет песню, если у нее неудачный текст. Единство музыки и слов, их органическое сочетание является одним из важных условий популярности песни у детей. Также следует учитывать и то, что дети очень любят игровые песни, сюжетные, которые поются от первого лица, и от имени птиц, зверей и т.д.

Перед тем, как предложить ребятам ту, или иную песню, необходимо предварительно самым внимательным образом посмотреть мелодию, гармонию, аккомпанемент.

Особое внимание следует обратить на ритмические и мелодические особенности песни. Посмотреть - какие сложности могут встретиться при разучивании мелодии, слов. Трудные места надо отметить, чтобы больше внимания уделить на них в процессе разучивания.

У ребят могут встретиться трудности с точностью ритмического рисунка, особенно в тех местах, где много быстрых нот или подвижный темп. Значит предварительно, с ними можно простучать ритмический рисунок песни. В мелодии, как правило, ребятам бывает сложно петь большие скачки, или, наоборот, мелодию на одной ноте. Это нужно учесть при разучивании песни и постоянно обращать внимание ребят на эти моменты.

Главная задача - выучить песню так, чтобы создать художественный образ, то есть все выразительные средства в музыке подчинить одной цели - исполнению детской песни как художественного произведения. Ребята должны прочувствовать характер, настроение песни.

Детская песня может оказаться важным средством эстетического и художественного воспитания в школе. Она поможет  в  учебной и воспитательной работе. Детская песня будет незаменимым помощником в плане духовного и нравственного воспитания младших школьников. Ф.Д. Достоевский писал: "Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку из детства. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь".

Заключение

Перед каждым учителем встает вопрос: Как заинтересовать, увлечь детей музыкой? Эта проблема увлеченности детей – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь  результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. На эти трудные вопросы пособий и рекомендаций, четких нет, но каждому учителю после проведенного урока становится ясно, что огромное значение на уроке музыки играет сама Музыка, которую необходимо тщательно отбирать, но и, конечно, сам учитель должен любить то, что преподает.

Учителя музыки постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам.

Хочется отметить то, что возврат к хорошей детской песне начался. Появились композиторы, которые тщательно подходят к отбору стихов, поддерживают национальные традиции. Хорошая лирическая песня рождает у детей высокие нравственные чувства, прививает художественный вкус. Многие композиторы увлечены поисками новых гармоний и аранжировок. Но песня только тогда состоится, когда литература и музыка в ней будут уравновешены. Детям очень нравятся песни с красивой, напевной мелодией. Они с удовольствием поют как современные, так и песни, написанные ранее. А мы, взрослые, знаем, что время отберете песни, которые обладают подлинной художественной ценностью.

Мода проходит, а национальные традиции живут на протяжении столетий.

Данная работа показывает значимость изучения  песенных традиций нашего края и содержит нотное приложение, состоящее из вокальных произведений о Родине и Подмосковье. Песни, вошедшие в сборник, являются малой частью вокальных произведений, посвящённых этой теме.

Все эти вокальные произведения основаны на русской природе пения, её красоте и гармонии.

Я считаю, что эти произведения должны знать наши дети и передавать из поколения в поколение, как делали это наши предки.

Литература

1.   Асафьев Б.О народной музыке.- Л., 1987.

2.   Богатырёв П.С. Русское народное поэтическое творчество. – М.: Музгиз,           1974.

3.   Горький А.М. О литературе. Литературно-критические статьи.- М.: Просвещение, 1953, с. 698.

4.   Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.Искусство, 1990.

5.   Ножкина В.А. Попытка систематизации песенных жанров. Статья 2009 г.

7.  Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-критические статьи. М.—Л.,   Музгиз, 1961, с. 63.

8.   Серов А.Н. Избранные статьи, т. 1. М.—Л., Музгиз, 1985.

9.   Щуров В.М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987.

10. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция.- М.: Московская государственная консерватория, 1997.

11 .Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. – М.: Московская государственная консерватория, 2001.

Интернет-ресурс: http://altruism.ru/sengine.cgi/l2/13/l

Интернет-ресурс: http://www.bards.ru


[1] Одоевский  В.   Ф. Избранные  музыкально-критические   статьи. М.—Л., Музгиз,  1961, с. 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»

Исследовательская  краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...

Презентация по истории России 11 класс тема "Искусство и культура России в начале ХХI века"

Данная презентация предназначена для учащихся 11 класса по "Истории Отечества ХХ - начала ХХI века", учебник  Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т. – 4-е изд. – М.: «Русское слово», 2006. ...

Конспект классного часа 1 сентября 2018 года в 9 классе "История России и нашего края в датах календаря"

Разработка классного часа в 9 классе вечерней школы на 1 сентября, День Знаний...

Методическая разработка «История Православия на Подмосковной Земле»

Методическая разработка открытого урока по внеклассному мероприятию на тему: «История Православия на Подмосковной Земле»...

Рабочая программа по элективному курсу "Ставропольский край в истории России" 10-11 классы

Планирование учебного курса «Ставропольский край в истории России (конец XVIII-XXвв.)» составлено на основеРегионального компонента государственных образовательных стандартов среднего (пол...

Технологическая карта на тему «Наш край в 1941 – 1945 годах» урока модуля «Введение в Новейшую историю России» в 9 классе

Технологическая карта на тему «Наш край в 1941 – 1945 годах» урока модуля «Введение в Новейшую историю России» в 9 классе подготовлена для "Педагогической олимпиады ...