Доклад "Профессиональная компетентность учителя"
статья по теме

Павлова Людмила Николаевна

         Профессиональная компетентность учителя определяется степенью владения им ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.  Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

         Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Представляется целесообразным  разделить часто используемые как синонимы понятия «компетенция» и «компетентность».

        О профессиональной компетентности учителя можно судить, если проанализировать организуемый им учебный процесс. Одним из исходных пунктов такого анализа является определение реального места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей.Учитель должен представить в содержании урока значимые для учащихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала, увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения, коллизии.

Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oklad_na_temy_rofessionalnaya_kompetentnost_ych.rar12.13 КБ

Предварительный просмотр:

Кармаскалинский  районный отдел образования

Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная  школа с.Ефремкино

Доклад на тему:

 «Профессиональная компетентность учителя»

        

                                                                                                                Доклад подготовила 

                            Павлова Л.Н.,

                                          учитель родного

                                                                                                     языка и литературы.

        

        

Ефремкино – 2009


Профессиональная компетентность учителя

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Представляется целесообразным  разделить часто используемые как синонимы понятия «компетенция» и «компетентность».

         Компетенция  включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимой для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

         Компетентность  обозначает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Это состоявшееся его личностное качество.

         Профессиональная компетентность учителя определяется степенью владения им ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.

        Компетентный человек - открытый как по отношению к себе, так и к другим людям. Не боится высказать правду о себе и других, не замалчивает и не утаивает информацию.

      О профессиональной компетентности учителя можно судить, если проанализировать организуемый им учебный процесс.

Одним из исходных пунктов такого анализа является определение реального места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов детей.

Учитель должен представить в содержании урока значимые для учащихся данного возраста проблемы, межпредметные связи изучаемого материала, увлечения учащихся в сфере внеучебной деятельности, их жизненные планы, намерения, коллизии.

/Коллизия – столкновение противоположных взглядов, интересов/.

Следующее проявление мастерства учителя – обеспечение ориентировки учащихся в предметной области, усвоение ими основных элементов содержания образования.

Суть критерия в том, чтобы выявить, насколько целостно усваиваются учащимися различные виды опыта – деятельностного, творческого, социального, личностного. Этот обобщенный критерий дифференцируется, таким образом, на множество других критериев, выявляющих:

– качества знаний (системность, осознанность, готовность к переносу, сформированность понятий и др.);

– эффективность способов деятельности (рациональность, рефлексированность, автоматизированность и проч.);

– уровень творчества (самостоятельность, новизна, эвристичность и др.);

– проявления личности, востребованные данной ситуацией (личностные функции – избирательность, поиск смысла идей и ценностей, раскрываемых на уроке, самостоятельное оценивание достигнутых на уроке результатов с позиций своих личных критериев и притязаний, креативность, ответственность и др.).

Формирование у учащихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает показ учащимся на уроке образцов организации учебной деятельности,

ее способов, техники, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.

К критериям мастерства учителя следует отнести также целесообразное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, продуманную последовательность этапов учебной работы, благодаря чему оптимально распределяется содержание, поддерживается уровень активности учащихся на протяжении всего занятия, обеспечивается сочетание воспроизводящей и творческой, коллективной и индивидуальной работы.

/Репродуктивность – учение по образцу «Делай как я»/

Наконец, современный урок предполагает непрерывное мотивационное обеспечение деятельности учащихся. Это достигается учителем благодаря:

– специальной подборке материала (новизна, историзм, практическая направленность, показ новейших научных проблем);

– композиции методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество, исследовательский подход, диалог, игра);

– эмоционально-смысловому контакту участников учебного процесса (эмоциональный тонус, взаимопринятие, оптимизм, поддержка, достижения, проявления индивидуальности).

После того как выявлена общая функциональная эффективность (или неэффективность) урока, можно проанализировать, насколько целесообразно был построен сам процесс проектировочной деятельности учителя, его подготовка к уроку, что включает диагностику возможностей класса, целеполагание, отбор содержания, логику урока, набор деятельностей и методическую оснащенность урока, технологичность, удельный вес интерактивных методов, реализацию учителем своего индивидуально-авторского потенциала.

Работа учителя с личностью ребенка на уроке предполагает:

1) включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому;

2) организацию деятельности учащихся, имплицитно содержащей возможность рефлексии, самооценки и др. проявлений личностного опыта учащихся;

/Имплицитно – замаскированная не явно выраженная языковая агрессия./

/Рефлексии – осознание отношения данных представлений к различным источникам познания./

 3) проектирование затруднений, побуждающих учащихся к волевой активности;

4) разработку таких элементов деятельности учащихся, которые бы актуализировали стремление к достижениям, к саморазвитию;

 5) введение в структуру урока заданий развивающего характера, пробуждающих интерес к процессу творчества;

6) построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества;

7) учет интересов и жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий;

8) применение активных интерактивных методов обучения – групповых, коллективно-распределенных, игровых, контекстных и др.;

9) передачу учащимся функций самоконтроля, обнаружение ими и исправление собственных ошибок;

10) дозированную помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня самостоятельности и режима напряжения (“зона ближайшего развития”);

11) осознание учащимися логики урока, проявление познавательной инициативы, постановку собственных вопросов и проблем;

12) диалог как преобладающий стиль общения на занятии, умение слушать друг друга, возможность проявить свою позицию, выразить собственное мнение, взаимную толерантность;

13) стремление достичь результата собственными усилиями, отсутствие страха рискнуть, пойти собственным путем;

14) самостоятельность речи и общения, рефлексивные высказывания учащихся;

15) предъявление учебного материала в виде задач и проблем, принятие их учащимися;

16) имитационно-игровое моделирование социальных проблем и коллизий, принятие учащимися ситуации игры и игровой роли;

17) авторскую позицию учителя, стремление реализовать собственную индивидуальность.

 

Вопросы для анализа уроков

1 -й блок анализа – целевой.

1. Соответствуют ли цели уроков возможностям, способностям, потребностям, личностному развитию учащихся, ориентированы ли на их индивидуальные качества, личностное развитие?

2. Реалистичны ли, достижимы ли поставленные цели?

3. Значимы ли для учащихся цели, поставленные учителем? Включены ли они в определение целей? Возможен ли для них выбор целей?

2-й блок –содержательный.

1. Соответствуют ли знания учителя современному уровню развития науки?

2. Соответствует ли учебный материал уроков возможностям класса, отдельного учащегося?

3. Носят ли задания развивающий характер?

4. Учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствует ли предметный материал “контексту” их личностно-смысловой сферы?

5. Владеет ли учитель необходимыми способами включения личностного опыта своего и учащихся в содержание учебного материала?

6. Есть ли преемственность в изучении предметного материала, в развитии знаний учащихся?

3-й блок – процессуальный. 

Деятельность учителя

1. Предоставляет ли учитель учащимся возможность самим исследовать проблему, явление, выработать собственное знание, создает ли ситуацию исследовательского поиска?

2. Нацелен ли учитель на сотрудничество, дискуссию, коллективный поиск, обмен мнениями, субъектное общение, использует ли проблемные, эвристические,

 игровые методы?

3. Задает ли темп в работе, проектирует ли затруднения, побуждающие к волевым усилиям?

4. Создает ли ситуацию успеха для учеников?

5. Умеет ли слушать учеников, терпим ли к различным мнениям (инакомыслию), создает ли ситуацию свободного выражения собственной точки зрения учащихся, даже если эта точка зрения не соответствует его собственной?

6. Умеет ли учитель вызвать вопросы у учащихся?

7. Дифференцирует ли работу с учащимися различного уровня развития (подготовки)?

8. Импровизирует ли на уроке в зависимости от создавшейся конкретной ситуации?

9. Доступно ли для учащихся данного возраста излагает материал?

10. Проблемно ли, интересно преподносит информацию учащимся, делает ли ее сферой жизненных интересов?

11. Понимает ли учитель каждого ребенка и принимает ли таким, какой он есть?

12. Сочувствует ли, сопереживает ученику (т.е. строит ли отношения с ним на основе эмпатии)?

/Эмпатия – внимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания проникновения в его субъективный мир/ 

13. Раскрывает ли ученикам свой внутренний мир?

14. Является ли учитель открытым, искренним в общении с учениками?

15. Помогает ли самовыражению учащихся?

16. Создает ли психологический комфорт для учащихся на уроке?

 

Деятельность учащихся

1. Есть ли у учащихся возможность выбора вида деятельности на уроках, ее содержания? Значима ли для них эта деятельность?

2. Дают ли учащиеся собственное объяснение явлениям, фактам, процессам? Исследуют ли они их самостоятельно?

3. Реализуют ли они право на собственную оценку происходящего на уроках?

4. Имеют ли право на критику и несогласие?

5. Выражают ли собственное мнение? Возникает ли на уроках желание поделиться своим мнением, своим переживанием?

6. Ставят ли ученики проблемы сами, приносят ли их на уроки?

7. Находят ли учащиеся источник и причину ошибок в самих себе?

8. Могут ли формулировать собственные выводы? Приходят ли учащиеся к своим выводам на уроках?

9. Работают ли ученики с риском потерпеть неудачу?

10. Проявляют ли интерес к урокам, работают ли с самоотдачей?

11. Имеют ли притязание на высокий результат, высокое самомнение?

12. Имеют ли возможность сопоставлять и противопоставлять свои ценности с другими?

13. Проявляют ли учащиеся эмпатию, сопереживание?

14. Имеется ли у учеников потребность искать смысл учебной деятельности, смысл школьного образования, смысл жизни вообще?

Информационная компетентность учителя в современной школе

Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе.

          Такая компетентность учителя понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.

 В Моральном кодексе Российского педагога записано: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться. Мне, как школьному учителю информатики, нужна непрерывная квалификационная поддержка. Из-за высокого темпа обновления информационных технологий существует постоянный риск потери большинства методических накоплений. Обновляется программное обеспечение, компьютерная техника модернизируется почти каждые два года.

В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующие:

  1. знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
  2. владение навыками работы с различными видами компьютерной информации;
  3. умение представить информацию в Интернет;
  4. владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий;
  5. умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
  6. владение навыками использования компьютерных и Интернет-технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

В настоящее время лишь незначительный процент учителей владеют информационной компетентностью в достаточном объеме.

“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ - компетентности учителей и учеников»

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Мастер – класс «От компетентности учителя к компетентности обучающегося»

Цель: возрастание мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства в условиях новых требований к компетентности учителяЗадачи:•  формирование технологии приращения педагогических...