ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с применением ИКТ «В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ»
методическая разработка по теме

Гаянова Екатерина Юрьевна

 

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
  • Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
  • Учить детей составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.
  • Совершенствовать навык звуко-слогового анализа (определение  места звука в слове, выкладывание слов из фишек звуков)
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование  всех членов предложения при составлении высказывания, образование слов при помощи суффиксов)
  • Контролировать произношение всех поставленных звуков в речи детей.

 

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.
  • Развить диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое  восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.

 

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
  • Развивать навыки самоконтроля за речью.
  • Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_logopedicheskoe_otkrytoe_zanyatie.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

с применением ИКТ

«В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ»

Составила учитель-логопед МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко» Гаянова Екатерина Юрьевна

(Автор разрешил использовать занятие только в личных целях!!!)

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
  3. Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
  4. Учить детей составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.
  5. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа (определение  места звука в слове, выкладывание слов из фишек звуков)
  6. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование  всех членов предложения при составлении высказывания, образование слов при помощи суффиксов)
  7. Контролировать произношение всех поставленных звуков в речи детей.

2. Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение.
  2. Развить диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое  восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.

3. Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
  2. Развивать навыки самоконтроля за речью.
  3. Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме, синтезатор, мультфильмы про весенние месяцы (Из сборника «Уроки тётушки Совы»), фонограммы звуков весны, краски, альбомные листы, костюм весны (венок, накидка), волшебная палочка-лучик, пиктограммы эмоций, репродукции художников о весне, цветы и три слоговые полянки (для определения количества слогов), рисунки детей на весеннюю тему, краски, альбомные листы, солнышки-пиктограммы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседа  по лексической теме «Весна» на НОД по развитию речи. Разучивание песен «Веснянка», «Весенняя закличка». Разучивание психогимнастики «Заботливое солнышко», пальчиковой гимнастики «Друзья весны», творческой игры «Звери весной». Составление рассказа по теме «Весна».

Ход непосредственно образовательной деятельности  (НОД)               

Психогимнастика

"Заботливое солнышко"

СЛАЙД

Музыкальное сопровождение Мендельсон «Весенняя песня»

Солнечный лучик 

Музыкальная заставка

Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.

Доброе утро, ребята! Как вы думаете, оно сегодня доброе?

Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Вот какое «солнышко» у нас получилось! А наши руки будут его лучами (поднимает руки вверх, пальцы расставлены в стороны). Ведь у солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают всё вокруг (на эти слова руки опускают по сторонам и снова за руки).

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.      Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.            Плавно покачивают руки вверху.

Деткам нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.     Ритмично потирают щеки.

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.             Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!        

Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь нашим гостям, а они улыбнутся вам. Улыбнитесь всему, что окружает вас. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятнее будет всем, кто находится рядом с вами.

          Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Дети делают вдох и выдох три раза.

Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК) И будет радовать нас сегодня своим волшебством.

Ярко лучик наш свети,

В сказку нас перенеси!

Введение в тему

Весенняя закличка

Л. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?   / Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот       /   Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,  /  Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,  /  Как зеленые травинки,

Сняв зелёные ботинки,  /  Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел. /И повсюду тишина.

Это значит, это значит /  Тише всех пришла весна.

Л. Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что сегодня говорить мы будем о весне.

Весну издавна любил народ, называли её «весна-красна». Давайте вместе с вами позовём весну:

«Ой, весна-красна! Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей, приди! Солнцем нас озари!»

ЗВУКИ ВЕСНЫ

(муз.

сопровождение)

Л. Ребята, слышите, весна отвечает вам своей песенкой.

Послушайте звуки весны, и отгадайте что это?

Включить запись:

шума ветра, пение птиц, журчание ручейка; поиграть несколько раз.

- Весна что сделала? (Наступила, пришла, проснулась, порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла...)

- О весне ещё можно много красивых слов сказать. Весна какая? (Дружная, весёлая, звонкая, красивая, цветущая, голосистая...)

Весенние месяцы

(мультфильмы о весенних месяцах «Уроки тётушки Совы»)

За каким временем года наступает весна? (за зимой). А какое  время года приходит после весны?(лето)

А какие весенние месяцы вы знаете? Давайте посмотрим мультфильмы о них.

СЛАЙДЫ С МУЛЬТФИЛЬМАМИ

Артикуляцион. Гимнастика

СЛАЙД «ПОДСНЕЖ-

НИКИ»

Пиктограммы

Музыкальный фон «Звуки природы»

- Я вас приглашаю на весеннюю прогулку в лес. Но не в простой лес, а речевой.

Поэтому для начала нам нужно сделать речевую разминку. Чтобы во время прогулки у нас не возникли никакие трудности.

Каждый день, всегда, везде, / На занятиях, в игре

Громко, четко говорим, / Никогда мы не спешим.

ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Вот и весна пришла — тепло с собой принесла.

Мы сейчас пойдем гулять,  Свежим воздухом дышать.

Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!» ПИКТОГРАММА удивление, радость

Придать лицу выражение радости и удивления.

Зимой ветер был холодный, неласковый.    Вот такой… ПИКТОГР.2

Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук [C]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха.

А теперь ветерок стал теплым и ласковым. ПИКТОГР.3

Всех вокруг обогреет, порадует, Цветам расправит лепестки,

Пригладит травку на лугу,  Поможет птичкам на лету. Вот он какой…

Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха.

ПИКТОГР.4

Смотрите, в траве появились белые пушистые одуванчики.   Вот такие…

Надуть щеки и подержать их так в течение нескольких секунд.

Звонко прыгает капель   По весенним лужам.   (ДЗИНЬ) ПИК.5

Здравствуй, тёплый ветерок!  (ш-ш-ш) До свидания, стужа! (С-С) ПИК.6,7

 Уходите поскорей, Снежные метели, (У-У-У) (-)

Чтобы к нам издалека. Птицы прилетели. (Чивик-чик-чик!) ПИКТОГР.8

Вокруг птички порхают, Звонко песни распевают.

Произнесите звукоподражания — близкие по звучанию слоги, и попросите детей сначала их послушать, а затем повторить по памяти.

Варианты слогов: «Ти-ти-ди, Ди-ди-ти, Ти-ди-ти, Ти-ди-ди».

Птички песни поют, Птички гнезда вьют. Вот такие…

Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму ковша.

 Выбегайте ручейки   Из-под снега дружно. (Цвиринь, цвиринь!)

Всем букашкам (З-З-З-З-З) и жукам (Ж-Ж-Ж-Ж) просыпаться нужно. ПИК.9,10

                                                                       ВЕСЕННИЙ ДЕНЁК Наталья Мигунова

Работа с каритнами о весне

Ярко лучик нам свети, в лес весенний пригласи!

Интересно, что можно увидеть весной ?СЛАЙДЫ

Давайте, ребята, посмотрим на весну глазами известных художников СЛАЙДЫ

Игра с Лучом солнца «Без чего не бывает весны»

СЛАЙД

Ребята, волшебный лучик хочет с вами поиграть и вспомнить друзей весны, ведь у неё много замечательных друзей. Я вам буду передавать волшебный лучик, а вы мне скажете, без чего не бывает весны?

Д. «Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)».

- Назовите друзей ласково.

Солнце – солнышко, туча - …, лужа - …, ветер - …, трава - …, скворец - …, дерево - …, цветок - …. , жук - …, ручей - …, листья - …

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики тоже хотят поразмяться и порадоваться весне

ЧЬЯ ПОДРУЖКА ВЕСНА

Весна - подружка солнышку,  Теплу и ветру южному.

Заливистому скворушке  И дождику послушному.

Ещё её приятели   Мелки, скакалки, мячики.

Но есть друзья любимые -  Все девочки да мальчики.

Весенняя сказка

СЛАЙД «СОЛНЫШКО»

Посмотрите, как радуется наше солнышко. Что это появилось на его лучиках? Это картинки с весенними явлениями природы. Посмотрите на них внимательно и составьте красивые предложения, чтобы получилась весенняя сказка.

Ярко лучик наш свети, Нас в сказочников преврати!

. (дети определяют явления природы и составляют предложения о них.)

Л. Молодцы, послушайте, какая сказка у нас получилась

(Логопед составляет рассказ из составленных детьми предложений).

Составление звуковой схемы

Посмотрите, солнечный лучик на солнышке написал слово (ВЕСНА) Давайте составим его звуковую схему. СЛАЙД «ВЕСНА»

Физкультурная минутка.

СЛАЙД

«ЗВЕРИ»

Творческая игра «Звери весной»

ВЕСНА подарила свет и тепло, покрыла землю зелёным ковром и разбудила лесных жителей.

- С помощью выразительных движений и мимики покажите, как просыпается огромный медведь и вылезает из берлоги, как просыпается маленький ёжик и т.д.

Весело аукнула  /  Из лесу весна,

Ей медведь откликнулся /Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней, /Прилетел к ней грач;

Покатился ёжик вслед, /Как колючий мяч.

Всполошилась белочка, /Глянув из дупла, -

Дождалась пушистая /Света и тепла!

Гордо приосанился  / Посветлевший бор;

На ветвях коричневых /Грянул птичий хор.  О.А.Беляевская

Цветочная полянка

СЛАЙД «ПОЛЯНА»

Посмотрите, ребята, солнечный лучик прогрел землю и рассыпал по ней душистые цветы.

- Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией.

- Назовите цветы (на магнитной доске предметные картинки весенних цветов) правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным выполнением движений рук: на безударный слог сделайте хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Подснежник, ландыш, одуванчик, прострел, тюльпан, медуница...

Назовите мне самое длинное слово. Назовите слово, в котором 3,2 слога.  

"Скажи - наоборот" (игра с солнечным зайчиком).

СЛАЙД «СОЛН.ЗАЙ»

Сравнительная степень

Л. Посмотрите, к нам с неба спустился солнечный зайчик, он хочет с вами поиграть (дети встают в круг)

Всё, что я тебе скажу, / Скажешь ты наоборот,

Я скажу, что ХОЛОДНО, ну а ты…..ТЕПЛО

Зимой небо пасмурное, а весной (Ясное)

Зимой солнце стоит низко, а весной (Высоко)

Зимой воздух холодный, а весной (Теплый)

Зимой день короткий, а весной (Длинный)

На улице чисто – грязно

Солнце встаёт поздно – рано

Снег тает медленно – быстро

Птицы поют тихо – птицы поют громко

Птицы поют редко – птицы поют часто

Дети по образцу логопеда изменяют слова, закрепляя признаки весны:

— Было светло, а будет еще ... светлее.

— Ветер дул теплый, а будет еще ... теплее.

Солнце светило ярко, а будет еще ... ярче.

День был длинный, а станет еще ... длиннее.

— Снега мало, а будет еще ... меньше.

 - Снег тает быстро, а будет ещё … быстрее

На улице грязно, а будет ещё … грязнее

Птицы поют громко, а будут ещё громче

Дни солнечные, а будут ещё … солнечнее

Молодцы, ребята, солнечный зайчик очень доволен.

Что перепутал художник

СЛАЙД

Пока мы с ним играли, мы очутились ещё на одной полянке. Но, по-моему, что-то здесь не так.  

Наш художник-озорник, / Путать всё всегда привык,

А ты смотри, не зевай, / Путаницу разгадай!

Детский весенний вернисаж

А вы, ребята, хотите превратиться в художников? В этом нам может помочь наш волшебный лучик.

ЛУЧИК СКАЗАЛ МНЕ СЕЙЧАС ПО СЕКРЕТУ,

ЧТО ОБЛЕТЕЛ ОН ВСЮ НАШУ ПЛАНЕТУ,

В КАЖДЫЙ ОН САДИК ЗЕМЛИ ЗАЛЕТАЛ,

РЕБЯТОК В ХУДОЖНИКОВ ОН ПРЕВРАЩАЛ.

ВСЮДУ ОН НАШУ ВЕСНУ-КРАСНУ СЛАВИЛ,

НУ А ДЕТИШКИ ЕЁ РИСОВАЛИ

Давайте посмотрим, какие весенние пейзажи они нарисовали.

А теперь пришла наша очередь побывать в роли художников:

Ярко лучик наш свети,

В художников нас преврати!

Итог.

Музыкальная вставка «Звуки весны»

Л. Молодцы! Посмотрите, какие у нас получились весенние картины. Когда вы смотрите на свои картины, какое у вас настроение? (радостное, веселое).

 Ребята, давайте вдохнём запах весны. Вы почувствовали, чем пахнет весна. А вы рады весне? Тогда давайте споём весеннюю песню – ВЕСНЯНКУ

Дети встают в хоровод и исполняют «Веснянку»

музыка и слова О. Девочкиной [3]

  1. Мы поём веснянку, мы поём веснянку,
    Песня так и льётся, песня так и льётся.
    Мальчикам и девочкам, мальчикам и девочкам
    Хорошо живётся, хорошо живётся! (Идут по кругу взявшись за руки.)

Припев.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся! 
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, хорошо живётся!
 (На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)

  1. А в саду так звонко, а в саду так звонко (идут в центр круга)
    Птички распевают, птички распевают (идут из центра спиной), 
    Солнечные зайчики, солнечные зайчики
    В лужицах сверкают! (Руки на поясе у мальчиков, за юбочки у девочек, «пружинка».)

Припев.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают! 
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, в лужицах сверкают!
 (На месте кружатся шагом, руки выполняют «фонарики».)

- Наша весенняя прогулка подошла к концу. Что нового и интересного вы узнали сегодня? Возьмите по весеннему солнышку и поверните его той стороной, какое у вас настроение.

- А теперь дорогие гости, покажите ребятками ваши солнышки. Какое у Вас настроение после нашего занятия? Наши солнышки радуют и согревают нас.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР,— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 128 с.
  2. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. 1 год обучения. 3 периода. –Авт.-составитель:  Берлибо Е. Л., Петренко В. Х. – Корифей, 2010г.
  3. Пятница Т.В. Лексика+Грамматика - …: Пособие по развитию лексико-грамматического строя у детей 4-6 лет. Часть 1. - Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2004г.  
  4. Девочкина О. Веснянка //Музыкальный руководитель № 2 - 2008 с. 73.
  5. http://festival.1september.ru
  6. DVD-диск «Уроки тётушки Совы. Времена года».
  7. CD-диски «Малыш на природе», «Звуки природы. Весна».
  8. Картинки к презентации взяты из ресурсов интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего развлечения для детей младшего дошкольного возраста "В гости к весне"

Сценарий весеннего развлечения для детей 2 младшей группы "В гости к весне"...

В гости к весне.

Закрепить представления детей о характерных признаках весны; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; воспитание интереса и бережного отношения к природе....

В гости к весне.

В гости к весне.Праздник в средней группе. Ведущая. Небо ярко засинело,...

Конспект открытого интегрированного логопедического занятия «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «Фруктерию»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи  в различных видах деятельности.Коррекционно-образовательные задачи. Уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Фрукты». Совершенствовать син...

Конспект интегрированного логопедического занятия «Приметы весны» (с детьми 1 класса с ОНР).

Знанятие для учащихся 1 класса с ОНР.Цель занятия - развитие высших психических функций, словарного запаса по теме "Весна", формирование языкового анализа и синтеза....