Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Ищенко Ирина Владимировна

Моя педагогическая философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishchenko.odt25.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Моя педагогическая философия.

                                                      Не тот учитель, кто получает воспитание и    

                                                      образование учителя, а тот, у кого есть внутрен-

                                                      няя уверенность в том, что он есть, должен

                                                      быть и не может быть иным. Эта уверенность

                                                      встречается редко и может быть доказана только

                                                      жертвами, которые человек приносит своему

                                                      призванию.

                                                                                                Л. Н. Толстой

     Передо мной чистый лист... Через мгновение, перелистывая страницы жизни немного назад, я дрожащей рукой буду выводить слова, раскрывающие тайны прошлого и настоящего. Изложить свои размышления о том, почему я стала педагогом, - далеко не легкая задача. Написать всегда труднее, чем думать и рассуждать вслух. В моей голове уже много лет всплывают одни и те же вопросы, на которые я хочу дать себе однозначный ответ. Почему я выбрала именно эту профессию? Почему до сих пор не свернула с этого тернистого пути? Почему ни разу не задумалась поменять ее на более спокойную, более оплачиваемую? Да потому, что это мое призвание на Земле... Я - педагог!  И это звучит гордо! Это мой Путь, мой осознанный выбор - стать педагогом. Это выбор, сделанный в самом раннем детстве. Я не могу сказать, что выросла в семье педагогов, но обязательно хочется поведать, что мой дед в послевоенные годы всю свою сознательную жизнь проработал в школе учителем музыки, а его старшая дочь уже более тридцати пяти лет преподает историю. Так, может, еще до моего рождения все было предрешено свыше? Может, кто-то очень сильно хотел, чтобы я пошла по их стопам? Может, не я выбирала эту сложную, но удивительную профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня? Может быть...

     Педагог - такая прекрасная профессия! Быть с детьми, наставлять маленькие души, что может быть лучше?

   «Надо видеть себя в детях,чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом», - слова, сказанные Ш. А. Амонашвили, можно считать девизом моей педагогической деятельности.

    Школа является основным звеном в цепочке взросления человека. Именно здесь, в Храме Детства, и начинается великое таинство, имя которому- педагогическое мастерство. Настоящий педагог учит по-настоящему дружить, старается стать проводником во взрослую жизнь, советчиком и другом; волнуется, грустит, радуется — живет Делом своим! Высокий уровень владения своим предметом обязателен, но быть настоящим педагогом — это значит сочетать в себе профессионала и тонкого психолога, понимающего детскую душу, способного развить чувство доброты, любви и сострадания. Чтобы научить детей искренности, чуткости, доброте, надо самой владеть светлой, доброй и человеческой душой. Чтобы заразить детей светлым, радостным настроением, мы должны сами чувствовать внутри себя огонь, который никогда не угаснет. Чтобы воспитать человека, надо самому быть человеком с большой буквы, ибо «уча других, мы учимся сами».

  «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах», - страстно обращается ко всем учителям известный педагог и психолог Ш. А. Амонашвили. Педагог обязан хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда ребенок увлечен своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

      Быть педагогом— это большое счастье и колоссальная ответственность. Я ощущаю счастье каждый раз, когда вижу в глазах детей пытливый блеск понимания и сопереживания, когда глубокие мысли и чувства, высказанные на могучем русском языке, находят свой путь к их разуму и сердцу. Сегодня я вдвойне счастлива, потому что мне предоставилась уникальная возможность быть не только педагогом, но и воспитателем. Воспитание детей требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. Время быстротечно, нам его постоянно не хватает. За такой короткий срок, что дети находятся в детском саду, нам необходимо научить их видеть красоту, восхищаться ею; научить любить себя и всех, кто их окружает; помочь преодолеть все страхи и невзгоды; научить их быть добрыми, отзывчивыми; воспитать желание быть намного лучше, чем вчера. Воспитатель, движимый бескорыстным, страстным стремлением помочь, все готовый сделать для своих воспитанников, в первую очередь должен подарить им свое сердце, пылающее ярче солнца пламенем любви. Только любовь к детям способна творить чудеса. Как говорил Л. Н. Толстой: «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно ходишь в детский сад к детям. Я — счастливый человек! Я мама не только для своей дочурки, но и для двадцати пяти малышей, которые верят в меня, ждут от меня подвига, ибо «в жизни всегда есть место подвигам» и «когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать...».

   К сожалению, в наше тяжелое время не все педагоги готовы жертвовать собой и совершать подвиги. Главной проблемой нашего образования является недостаток квалифицированных кадров. Эта проблема существует достаточно давно. Сегодня будущие абитуриенты не выбирают профессию педагога, поскольку она низкоооплачиваема, требует много усилий, терпения, энтузиазма.  Выпускники отдают предпочтение экономическим, юридическим специальностям.  Поэтому пред нами стоит очень важная задача — показать будущим учителям, насколько эта профессия прекрасна.

    Благодаря наработанному опыту, у меня сложились свои принципы работы:

  1. Проникнуться идеей педагогики сотрудничества, «равноправия» педагога и воспитанника. Педагог должен занимать позицию собеседника, заинтересованного личным мнением каждого и уважающего это мнение, что располагает к свободе высказывания, спору, рождению новых открытий.
  2. Своевременно выявлять способных детей и сопровождать их в течение всего периода обучения.
  3. Опираться только на положительное в личности ребенка. Педагог должен верить в положительные результаты воспитания, в стремление ребенка быть лучше, поддерживать, развивать это стремление.
  4. Стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу.
  5. Тесно взаимодействовать с родителями, поскольку воспитание происходит под влиянием семьи.

     Закончить свое эссе хочется словами поэта Роберта Рождественского:

Мне по-прежнему верится,

  Что, если останется жить Земля, -

  Высшим достоинством Человечества

   Станут когда-нибудь учителя!

   Не на словах, а по вещей традиции,

   Которая завтрашней жизни под стать,

   Учителем надо будет родиться.

   И только после этого стать!

 

   В нем будет мудрость талантливо-дерзкая.

   Он будет солнце нести на крыле...

   Учитель — профессия дальнего действия,

   Главная на Земле.

 Мы, педагоги, работаем не для славы. Наше искусство - это искусство отдавать себя другим, не рассчитывая на то, что плоды труда дадут быстрые всходы. Если труд художника, строителя, автослесаря виден сразу, то результаты труда  педагога могут появится лишь через многие годы. Я верю, что частичка моего сердца, моей души нашла свое отражение в сердцах моих деток.

 

   

 

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...