Обобщение опыта работы "Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства"
статья по теме

      Успех в учении – единственный  источник   внутренних сил,   рождающий  энергию для   преодоления трудностей,  желания    учиться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                В.А.Сухомлинский.

 

                     Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на развитие творческих способностей детей.

 

-         Гипотеза исследования:  развитие творческих способностей детей  на уроках изобразительного искусства возможно при создании ситуации успеха, опирающемся на учет индивидуальных особенностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_pataninoy_i.a.docx219.33 КБ

Предварительный просмотр:

       

                                                         

                                                         Успех в учении – единственный                                    

         

                                                      источник   внутренних сил,

                                                                    рождающий  энергию для  

                                                                    преодоления трудностей,

                                                                          желания    учиться.

                                                                                          В.А.Сухомлинский.

Главная задача, поставленная в Национальной  образовательной инициативе «Наша Новая школа» перед  современным образованием – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Почему же, преисполненный желания учиться, он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Новой школе необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка.    Одним из таких условий является создание ситуации успеха.   Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, Н.Е. Щуркова. В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их реализации. Однако этот вопрос изучен недостаточно. Актуальность проблемы очевидна: достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а значит, и эффективному становлению в социуме.

         К.Д. Ушинский писал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удается и не удается <…> только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости творчества в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

     Детское творчество имеет огромное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего детства.

 Уроки изобразительного искусства открывают широкое поле деятельности для духовно-нравственного, творческого  и эмоционального развития детей. Важность изобразительного творчества для развития ребенка все выше и выше оценивают специалисты различных стран. Потому что от детских рисунков широкие пути ведут к творческому развитию фантазии и образного мышления, к мастерству в любой профессии, к полноте восприятия мира.

 Следует учесть и тот факт, что этот предмет обладает мощным арттерапевтическим эффектом и способствует гармонизации умственной деятельности. Кроме того, учащиеся, не демонстрирующие высоких результатов в системе естественнонаучного образования, могут почувствовать себя успешными на занятиях искусством. 

Задача  учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы  ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда  будет происходить саморазвитие личности.

     В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе, влияющей на формирование познавательного интереса обучающихся.

Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на развитие творческих способностей детей.

В соответствии с целью  были сформулированы следующие задачи:

  • раскрыть понятие «успеха» и «ситуации успеха»;
  • выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе;
  • определить влияние ситуации успеха на обучение учащихся;

Для реализации задач использовался комплекс методов:

  • теоретический анализ научной литературы;
  • наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках и внеурочное время;
  • Гипотеза исследования:  развитие творческих способностей детей  на уроках изобразительного искусства возможно при создании ситуации успеха, опирающемся на учет индивидуальных особенностей ребенка.

Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:

  1. Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.
  2. Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
  3. Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
  4. Учить ребёнка думать. Думающий человек стремится познавать мир, учится выбирать для себя знания нужные и полезные.
  5. Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд
  6. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.

Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала опыт работы А.В. Пожарской.  Она предлагает целый комплекс приемов для создания благоприятного эмоционального климата на уроках изобразительного искусства.

1.Установление учащимися партнёрских взаимоотношений.

         Самый главный секрет в работе педагога – верить!

          Наша вера в талантливых, способных, умных учеников способна превращать возможность в действительность. Поверить в возможное. И передать веру – внушить. Вот он, главный воспитательный момент, - опережающее одобрение:

  • Ты этого хочешь! Ты это можешь!
  • Ты это почти можешь!
  • Ты способнее, умнее, талантливее!
  • Ты лучше, чем кажется вначале.

           Всякое повышение требований необходимо начинать с похвалы. Найти в рисунке ребёнка положительные моменты и не пожалеть похвалы, хотя бы пустячной, авансом. Потом можно потребовать большего.

Такую похвалу можно назвать «Подъёмной». Она может быть прямой и косвенной, ироничной, необычной, какой угодно, важно лишь, чтобы она подняла веру в себя, чтобы ребёнок захотел работать на уроке, а задание урока представилось привлекательным и достижимым.

         В конце урока необходимо проводить выставки работ учащихся и обязательно похвалить.

         Ещё один педагогический приём – косвенное одобрение, или как хвалить не хваля (пример В.И.Суриков). Претендовать на равенство возможностей («Ау меня …, пожалуй выходит не хуже, чем у тебя»)

         Ещё один приём «Рикошет». Все похвалы можно говорить другим людям, родителям, педагогам, учащимся из другого класса.

        Попросить совета или помощи как у старшего или равного.

2.Вызов чувств сопереживания,  у детей в ходе общения с педагогом и сверстниками.

Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости. Поэтому эмоциональное вхождение в тему – это, вне всякого сомнения, самые важные, бесценные минуты урока. Все задания на уроке построены с учётом социокультурного опыта учащихся; с целью выявления индивидуальных предпочтений учащихся используются анкетирование, индивидуальные беседы, встречи с родителями учеников.

3.Помощь каждому воспитаннику в оптимистическом осознании своих больших возможностей  в достижении успехов в деятельности, преодолении трудностей, решении сложных задач.

- перед глазами школьников всегда должны быть таблицы и плакаты с образцами выполнения заданий, имеющих единственно правильное решение.

- демонстрация детских рисунков по текущей теме ( Посмотрите на работы ваших товарищей из параллельного класса…)

- использование алгоритмов выполнения заданий

- учитывать возрастные особенности школьников

- роль педагогического рисунка на уроке.

4.Предоставление возможности учащимся проявлять инициативу в различных видах деятельности на уроках изобразительного искусства.

- дать возможность выбора (техники, худ.материала, способа)

- предлагать опережающее задание

5.Стимулирование самостоятельности воспитанников в получении знаний, в овладении новыми способами совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании.

- поощрение учащихся, самостоятельно находящих интересную и важную информацию по заданной теме (например, вести урок в качестве «консультанта» или «учителя»)

6.Помощь в осознании достигнутых положительных результатов, оценка достижений в присутствии всего коллектива.

- определение краткосрочных и долгосрочных целей

- персональные выставки учащихся

- межпредметные тематические вечера с выступлением учащихся

- урок – выставка для родителей, с предоставлением ученику роли экскурсовода.

Таким образом, урок не заканчивается оценкой в журнале, а ситуация успеха выходит за рамки и гарантирует ребёнку «минуту славы».

7.Соблюдение справедливости при оценивании творческих достижений, учёт количества затраченных ребёнком усилий.

- поощрение малейшего продвижения ребёнка вперёд

- анализ причины, которые этому способствуют или мешают

- сравнение с прошлыми достижениями, чтобы выявить динамику развития

- оговорить с учащимися параметры оценки

Ребёнок должен знать, что его оценка зависит от результатов проделанной работы.

        Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать, поясняя, что плохо рисовать не хочется, а хорошо не получается. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я решила разнообразить уроки ИЗО нетрадиционными подходами к рисованию, т.к. только учебная деятельность, построенная с доминированием занимательного материала, увлекательных приёмов, форм и методов способствует желанию учиться с радостью и удовольствием, поддерживать постоянный интерес к творчеству.

Такой вид творчества создает иллюзию, что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает им уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

Нетрадиционные техники изображения позволяют  развивать воображение, творческие способности, проявлять самостоятельность, инициативу, выражать индивидуальность.

  • кляксография
  •  рисование пластилином
  • рисунок изолентой
  • точечный рисунок
  • воскография (граттаж)
  •  поролоновые рисунки
  • Рисование на смятой бумаге
  •  аэрография
  •  метод пальцевой живописи
  •  монотипия
  •  рисование на мокрой бумаге
  •  коллаж , аппликация и многое другое. 

Подтверждением  эффективности влияния организации ситуации успеха на развитие творческих способностей учащихся являются рост познавательного интереса и творческой активности детей на уроках и во внеурочной деятельности, их успехи в конкурсах и выставках различного уровня.

Завершить своё выступление мне хочется словами великого Д.Дидро, которые я выбрал в качестве своего педагогического кредо: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой более человечный мир при помощи искусства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства...

Обобщение опыта работы по теме: "Активизация познавательной деятельности и самостоятельности учеников, путем создания проблемных ситуаций".

В данной работе приведено обобщение опыта работы по теме самообразования: "Активизация познавательной деятельности и самостоятельности учеников, путем создания проблемных ситуаций"....

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"

В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме....

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)

Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема шко...

Художественно - педагогические технологии на уроках искусства. Технология «создания ситуации успеха»

Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня &md...