обучение грамоте и литературное чтение
рабочая программа по теме

Иванова Марина Алексеевна

часть рабочей программы для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_i_literaturnoe_chtenie.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  обучению грамоте и литературному чтению составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования РФ и авторскими программами под редакцией В.Г. Горецкого «Азбука» (М: Просвещение, 2011) и Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. «Литературное чтение. 1 класс» (М: Просвещение, 2011) .

Программа соответствует учебному плану МБОУ «Устино-Копьёвская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

 

Рабочая программа  рассчитана на 132 учебных часа в год из расчета  4  часа в неделю.

Количество часов в I четверти – 36 ч.   (обучение грамоте;)
Количество часов во II четверти – 28 ч.  (обучение грамоте;)
Количество часов в III четверти – 36 ч.   (32  ч. – обучение грамоте;

                                                                    4 ч. - литературное чтение)
Количество часов в IV четверти – 32 ч.   (литературное чтение)

итого: 96 ч. -  обучение грамоте;  36 ч. -   литературное чтение.   

Цели и задачи  преподавания учебного предмета:

Цели:

•  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

•  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

•  воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать свою речь.

Задачи:

  • развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений,
  • формировать эстетическое отношение к искусству слова;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре нардов многонациональной России.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  1. Формирование  чувства    гордости   за свою Родину, российский   народ  и  историю  России, осознание  своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических    ценностных ориентаций.
  2. Формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда  на ми   в его органичном  единстве  и  разнообразии природы, народов, культур, религий.
  3. Овладение  начальными  навыками  адаптации в динамично  изменяющемся и  развивающемся мире.
  4. Развитие  доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,  понимания  и сопереживания  чувствам  других  людей.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и   причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь   свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  1. Формирование   первоначальных  представлений  о единстве  и  многообразии языкового и  культурного  пространства России, о языке как  основе национального самосознания.
  2. Понимания  учащимися того,  что  язык  представляет собой  явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
  3. Сформированность  позитивного  отношения к правильной устной  и  письменной  речи  как  показателям общей  культуры и  гражданской  позиции человека.
  4. Овладение  первоначальными представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,   пунктуационных) правил речевого этикета.
  5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил   постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  6. Освоение  первоначальных научных  представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании,   морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Основные содержательные линии

           Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

         Рабочая  программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и обществе), с математикой (развитие логического, образного мышления).

        Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.  На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

         В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

         На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

        В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

       Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей,  устранению    недочетов    произношения    уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми.                       Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-  рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

На уроках обучения чтению используются  разнообразные виды деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников, используется  занимательный материал, включаются  в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п.  Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения. В классе 29 обучающихся, 18 из которых посещало детский сад, 9 – подготовительную группу при школе. Это создало своеобразную опору  на достигнутый дошкольный уровень развития детей. Прослеживается преемственность в обучении и воспитании по следующим направлениям: педагоги ДОУ знакомят детей со словом, предложением, словесным составом предложения, слоговым  и звуковым строением слова. Особое внимание педагоги ДОУ обращают на ознакомление детей со звуковым строением слова: интонирование и определение последовательности звуков в слове; определение ролевого назначения звука (определение гласных звуков); качественная характеристика звука (определение твердых и мягких согласных звуков). Работая с детьми в данном направлении они используют модели- фишки, разработанные Д.Б.Элькониным:

красная фишка - гласные звуки;

синяя фишка - твердый согласный звук;

зеленая фишка – мягкий согласный звук;

нейтральная фишка – определение последовательности звуков.

В период обучения грамоте особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учебе.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство   создания   образов,   заменяют   ему   краски,   как  у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на  отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Требования к уровню подготовки учащихся  по обучению грамоте

Ученик научится:

  • распознавать все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
  •  различать гласные и согласные звуки;
  • различать твердые и мягкие согласные звуки;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами  и, е, ё, ю, я, ь;
  • различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги,         определять количество слогов, определив место ударения в слове;
  • находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
  • составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
  • писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
  • приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления;
  • группировать языковой материал по заданным основаниям;
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);
  • соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
  •  адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
  • слушать и отвечать на заданный вопрос;
  • пользоваться учебными книгами.

Ученик получит возможность:

  • оценивать результаты своей работы на уроке;
  • контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи;
  • строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать людям;
  • воспроизводить и применять правила работы в группе;
  • анализировать, реконструировать события.

Требования к уровню подготовки учащихся  по литературному чтению

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
  • выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
  • читать небольшой текст плавно,  целыми словами с элементами послогового чтения;
  • читать со скоростью не менее 25-30 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  • отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному.

Содержание учебной дисциплины

Подготовительный  период (22  ч)

О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.

Слияние согласного звука с гласным.

Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный  период

Обучение чтению (62 ч)

        Ознакомление со звуками [н], [н'], [с], [с'], [к], [к'],  [т], [т'], [л], [л'], [р], [р'], [в], [в'], [п], [п'], [м], [м'], [з], [з'], [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [ш], [ч'], [ж], [й], [х], [х'], [ц], [щ'], [ф], [ф'], [э], [ю], [ё], [я], [е].

        Ознакомление с буквами Н, н, С, с, К, к, Т, т, Л, л, Р, р, В, в, П, п, М, м, З, з, Б, б, Д, д, Г, г, Ш, ш, Ч, ч, Ж, ж, Й, й, Х, х, Ц. ц, Щ, щ, Ф, ф. Э, э, Ю, ю, Ё, ё, Я, я, Е, е, ь, ъ.

Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами, чтение слов и предложений с изученными буквами.

        Буква Е – показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Ь. обозначение мягкости согласного. Мягкий знак в середине слова. Чтение слов с мягким знаком. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Ю – показатель мягкости предшествующего согласного. Мягкий знак – разделительный. Буквы ь и ъ.

Послебукварный период

Обучение чтению (12 ч)

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; К Ушинский «Наше отечество»; В.Куприн «Первоучители словенские», «Первый букварь»; А.С. Пушкин «Сказки»; Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский Рассказы для детей; К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница»; В.В. Бианки «Первая охота»; С.Я. Маршк «Угомон», «Дважды два»; М.М. Пишвин «Предмайское утро», «Глоток молока»; А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова»; С.В. Михалков «Котята», Б.В. Заходер «Два и три».

Литературное чтение (36  ч)

Жили-были буквы (6  ч)

В. Данько «Загадочные буквы»; И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»; С. Чёрный «Живая азбука», Ф Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»; Г. Сапгир «Про медведя»; М. Бородицкая «Разговор с пчёлкой», И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая шляпа»; С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Повторение и  обобщение по разделу «Жили-были буквы».

Сказки, загадки, небылицы (6  ч)

Е. Чарушин «Теремок», «Рукавичка». Малые фольклорные жанры (загадки, песенки, потешки, небылицы). «Рифмы Матушки Гусыни» (перевод С. Маршака), А.С.Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поет…», Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

«Апрель! Апрель! Звенит капель» (4 ч)

А. Майков «Ласточка примчалась». А Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась..»; Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».И. Токмакова «Ручей», Е. Трутнева «Когда это бывает?». А. Майков «Христос Воскрес!». Обобщающий урок по теме «Апрель! Апрель! Звенит капель».

И в шутку и всерьёз (6  ч)

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!». Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

Я и мои друзья (7 ч)

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». B. Орлов «Кто первый?». C. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Дружба». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

О братьях наших меньших (7 ч)

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет». М. Пляцковский «Цап-Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата». B. Лунин «Никого не обижай».C. Михалков «Важный совет». Д.Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и еж». Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

Контроль уровня обучения

Тема

Вид контроля

1

К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон». «Путаница».

Проверка техники чтения

2

Творчество А.Л. Барто. Творчество С.В. Михалкова

Чтение наизусть

3

Б.В. Заходер «Два и три2, Творчество В.Д. Берестова

Чтение наизусть

4

Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы»

Тест

5

Загадки, песенки, потешки

Чтение наизусть

6

А.С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…»

Чтение наизусть

7

А. Плещеев «Сельская песенка», А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

Чтение наизусть

8

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика И Жучка»

Чтение наизусть

9

И. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьез»

Чтение наизусть

10

Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!». Урок-обобщение  «Апрель! Апрель! Звенит капель».

Беседа по вопросам

11

Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья»

Беседа по вопросам

12

С. Михалков «Важный совет», Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и еж»

Проверка техники чтения.

Система оценки достижения планируемых результатов

         В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует  свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

           Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:
-         текущей диагностики;
-         тематической диагностики;
-         итоговой диагностики.

Формы контроля в 1-ом классе:
-         устный опрос
-         письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).

Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

В 1-ом классе в течение 1-го полугодия не проводятся контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

По окончании учебного года все учащиеся переводятся во 2 класс не основе характеристики учителя на каждого ученика. Исключение составляют учащиеся, которые не усвоили основные разделы программы по состоянию здоровья. Вопрос о возможности продолжения обучения таких учащихся во 2 классе решает медицинская комиссия.

В 1-ом классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.


Устная речь

Критериями оценки  сформированности устной речи являются:

-         полнота и правильность ответа;

-         степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

-         последовательность изложения;

-         культура речи.

Высокому уровню соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более 1 неточности в речи.

Среднему уровню соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Низкому уровню соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание  излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки в работе с текстом и анализе слов и предложений; излагает материал несвязно, допускает неточности в употреблении слов и построение словосочетаний  или предложений.

  

Чтение

При определении уровня развития умений и  навыков по  чтению необходимо учитывать: понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 10-15 слов в минуту

2 уровень: 20-30 слов в минуту.

II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:

1 уровень: 20-30 слов в минуту

2 уровень: 30-40 слов в минуту.

Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.

Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года); понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и выражений, подтверждающих эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-30 слов. Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла  прочитанного  текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

Источники информации и средства обучения

Рекомендуемая для учителя литература:

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1.- М.: «Просвещение», 2010

- Планируемые результаты начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010

- Сборник рабочих программ «Школа России». – М.: «Просвещение», 2011

- Александрова О.В. Проверяем технику чтения. – М.: Эксмо, 2011

- Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Азбука: учебник. - М.: Просвещение, 2011.

- Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: добукварный, букварный, послебукварный периоды. -М.: ВАКО, 2012.

- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. - М.: ВАКО, 2011

- Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2006. – 128с.  

- Панкова О.Б. Проверочные работы по литературному чтению. – М.: «Экзамен», 2012          

-Тексты для проверки техники чтения. - М.: «Астрель», 2009.                                                    

Литература для учащихся:

 

- Горецкий, В. Г., Федосова, Н. А. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке». - М.: Просвещение, 2013.

-  Горецкий В. Г. и др. Азбука: Учеб. для 1 класса. - М: Просвещение, 2011.

- Полная хрестоматия для начальной школы. - М.: ЭКСМО, 2002.

- Тексты для проверки техники чтения. - М.: «Астрель», 2009.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры по обучению грамоте и чтению

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

Правильное, сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими и графическими умениями и навыками.

В данный раздел включены игры, которые помогут решению следующих образовательных задач:

-  формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;

-  упражнение учащихся в подборе слов с определенным количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;

-  формирование умения определять и называть ударный слог.

Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т. е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная, подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи - слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога (в повседневном живом говорении дети над этим не задумываются).

Соединяя аналитико-синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя учащихся в проговаривании словпо слогам с опорой на схему-модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им «вживаться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: «Читай по слогам!»

Работа по формированию названных умений и навыков осуществляется с момента знакомства с соответствующими языковыми явлениями постоянно, и для поддержания к ней интереса шестилеток требуется много игрового материала, часть которого и представляют дидактические игры данного раздела.

Последний слог в слове - за тобой

Описание игры. Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко... (-ни, -зы, -тик, -ока, -сы, -мар, -ра, -чан). Побеждает тот, кто последним называет слог.

Цепочка слогов

Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слова.

Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, рыба, ба-ран, ран-ка, ка-пус-та, та-рел-ки, ки-но, но-ги и т. д.

Закончи предложение Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова. Например:

Мама пошла в мага... (зин). Таня учит уро ... (ки). Птицы вьют гнез... (да). Вызванный ученик произносит предложение целиком и называет слог, который не договорил учитель.

Лото

Оборудование: большие карты с изображением одного предмета, названием которого является односложное, двухсложное

или трехсложное слово, и тремя пустыми квадратами под ним; предметные картинки.

Описание игры. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает большие карты, по одной на каждого ученика, и набор предметных картинок, лежащих изображениями вверх. Каждый находит среди картинок те, слоговой состав которых совпадает со слоговым составом названия предмета на большой карте, и закрывает ими пустые квадраты на карте. Побеждает тот, кто сделает это раньше других.

Прыгай точно!

Оборудование: две скакалки, предметные картинки.

Описание игры. Дети делятся на две команды. От каждой команды выходит по одному ученику. Учитель показывает предметную картинку. Дети определяют количество слогов в слове-названии предмета, изображенного на картинке, и прыгают через скакалку соответствующее количество раз. Ученик, сделавший это раньше других, получает фишку. Затем вызывается следующая пара. Побеждает команда, собравшая больше фишек.

Передай по телеграфу

Описание игры. Учитель произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши.

Может быть и такой вариант игры: Дети «телеграфируют» слово по рядам: каждый ряд называет по одному слогу.

Куда положим палочку?

Оборудование: слоговые схемы слов, предметные картинки, счетные палочки.

Описание игры. На наборном полотне установлены предметные картинки, под ними - слоговые схемы слов. Вызванный ученик произносит слово с выделением ударного слога, определяет его порядковый номер и кладёт фишку на соответствующий слог в схеме.

Может быть и такой вариант игры: Класс делится на группы. Каждая группа получает набор предметных картинок и соответствующих слоговых схем. Учащиеся соотносят слоговой состав слов со схемами и палочкой отмечают ударный слог. Побеждает группа, выполнившая задание раньше других.

Эстафета Оборудование: предметные картинки, два флажка.

Описание игры. Дети выстраиваются в две колонны перед столом, на котором лежат две стопки предметных картинок. Впереди стоящие держат флажки. По сигналу учителя они берут по одной картинке из набора, произносят слово-название предмета, изображенного на ней, по слогам и указывают количество слогов {ма-ши-на, в этом слове три слога). Выполнив задание, первые игроки передают флажки стоящим за ними, а сами отправляются в конец колонны. К выполнению задания приступает вторая пара игроков. Побеждает та команда, которая быстрее проанализирует свои слова.

Может быть и такой вариант игры: Дети произносят слово-название картинки с выделением ударного слога и называют его: машина, ударный слог -ши.

Считай слоги, придумывай слова

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Вызванный ученик, берет предметную картинку, определяет количество слогов в названии предмета, изображенного на ней, и придумывает свое слово, которое состоит из такого же количества слогов.

Телеграф

Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.

Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. д.

Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молот очком их слоговой состав - «отправляет» телеграммы.

Поезд

Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.

Описание игры. Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и «сажает» его в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй - из двух, в третий - из трех слогов.

Контролеры (класс) хором произносят названия животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.

Может быть и такой вариант игры: меняется порядок посадки в вагоны. В первый вагон садятся животные с первым ударным слогом в названии, во второй - со вторым ударным слогом, в третий - с ударением на третьем слоге.

Слоговые часы

Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.

Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определённого количества слогов (или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.

Почтальон

Оборудование: конверты с вложенными в. них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.

Описание игры. Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» - конверты с предметными картинками. Ученик, получивший конверт, достает картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.

Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить «письмо» сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.

ВЫДЕЛЕНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЗВУКОВ

Одно из принципиальных положений многих современных методик обучения грамоте заключается в том, что исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. В связи с этим среди важных задач, требующих решения в период обучения грамоте, на первый план выступает оказание помощи детям в овладении звуками родного языка. Особое внимание нужно уделить на то, чтобы ребенок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Без этого умения невозможно безошибочно соотносить буквы с соответствующими звуками речи, переводить графическую форму слова в звуковую.

Умение дифференцировать звуки речи вырабатывается в процессе продолжительных упражнений на выделение звуков из слов. Работа по развитию у учащихся фонетического слуха, формированию навыка звукового анализа начинается буквально с первых уроков обучения грамоте, еще на безбуквенной ступени. Продолжается она и в букварный период. Однако следует учитывать, что аналитическая работа на уроках данного периода осложняется для учащихся необходимостью распределять усилия между одновременным решением нескольких задач. Ребенку необходимо не только слышать, узнавать и правильно произносить звук, но и запоминать соответствующую букву, осваивать чтение слов.

Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.

Предлагаемые игры направлены на решение следующих дидактических задач:

-  выделение первого и последнего звука в словах;

-  определение места указанного звука в слове (в начале, в середине, в конце);

-  последовательное перечисление всех звуков в слове;

-  распознавание гласных и согласных звуков;

-  распознавание твердых и мягких согласных звуков;

-  подбор слов с заданным звуком;

-  распознавание таких фонетических единиц, как звук и прямой открытый слог.

Для обучения решению обозначенных дидактических задач можно использовать игровые ситуации, представленные в предыдущем разделе:

«Почтальон» («прочитать» письмо - это значит назвать первый звук в названии картинки, полученной в конверте, или последовательно перечислить все звуки этого слова);

«Отгадай слово» (учитель произносит первый звук названия предмета на картинке);

«Собери букет» (составить букет необходимо из цветов, имеющих в названии определенный звук);

«Необычные цветы» (цветок составляется таким образом, чтобы на его лепестках находились предметы, в названиях которых присутствует определенный звук);

«Птичий рынок» (купить животное можно в том случае, если придуманная кличка будет начинаться с названного учителем звука);

«Кубики с картинками» (дети произносят название предмета и определяют первый звук в слове);

«Поймай рыбку» (вытащив картинку, дети называют первый звук слова-названия или последовательно перечисляют все звуки в нем);

«Чудесный мешочек» (дети произносят первый звук названия предмета, который учитель достает из мешочка).

В период первоначального знакомства с такой элементарной единицей речи, как звук, учителю помогут игровые ситуации, в которых используется звукоподражание. Например, игровая ситуация «Мухи в паутине» предоставляет учителю возможность выделить отдельный звук [ж] и упражнять детей в его произношении. Звуковые упражнения в таких игровых ситуациях сочетаются с физическими действиями, разнообразными движениями, что особенно важно в первые месяцы обучения. В данном случае дети делятся на две группы. Ученики первой группы образуют круг (паутину), ученики второй группы свободно двигаются внутри круга, исполняя роль мух, и тихонько жужжат: «Ж-ж-ж». По сигналу учителя дети, образовавшие круг, берутся за руки. Те, кто оказался «в паутине», пытаются из нее вырваться и жужжат сильнее.

Таких игровых ситуаций с целью знакомства с отдельными звуками можно подобрать много:

«А-а-а!» - плачет ребенок; мама укачивает дитя;

«У-у-у!» - воет волк; гудит паровоз;

«Ш-ш-ш!» - осенние листья шелестят под ногами; лес шумит;

«Ж-ж-ж!» - жук жужжит; пчелы летят;

«С-с-с!» - вода свистит, вытекая из крана; пар выходит из носика чайника с кипящей водой;

«З-з-з!» - звенит комар;

«Р-р-р!» - рычит собака; работает мотор;

«Х-х-х!» - ребенок греет замерзшие руки;

«В-в-в!» - завывает застрявшая машина;

«М-м-м!» - мычит корова;

«Ф-ф-ф!» - фыркает ежик.

Указанные игровые ситуации помогают ученикам освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явления, облегчают последующую работу по выделению звука из речевого потока.

Эстафета

Оборудование: два флажка, предметные картинки.

Описание игры. Дети образуют две команды с равным количеством участников и выстраиваются в две колонны перед столом с двумя стопками предметных картинок. Впереди стоящие участники игры держат флажки. Каждый из них берет предметную картинку, произносит первый звук слова-названия, передает флажок стоящему за ним игроку, а сам отправляется в конец колонны. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.

Какой звук потерялся?

Описание игры. Учитель читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся.

Например: Наша Таня громко лачет (плачет - потерялся звук [п]).

Длиннее - короче

Описание игры. Учитель называет пары слов, дети мысленно сравнивают их по количеству звуков и называют, какое из слов длиннее, какое - короче.

Разложи вещи по полкам

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Игровое действие - разложить предметные картинки по трем полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный учителем, находится в начале слова. На вторую - те, в названии которых ;вук находится в середине. На третью - те, в названии которых звук находится в конце.

Например.

Первая полка: шапка, шуба.

Вторая полка: мишка, кошка.

Третья полка: шалаш, карандаш.

Хлоп-хлоп Описание игры. Учитель называет слова, дети внимательно слушают, определяют, с какого звука они начинаются. Если слышат слово, которое начинается со звука [м], хлопают в ладоши один раз, если со звука [р] - хлопают два раза. (Какие звуки и как отхлопывать, учитель сообщает в начале игры.)

Звук заблудился

Описание игры. Учитель читает стихотворный текст. В ка-ом-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны пра-ильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в свое слово. Например:

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Материал для игры находится в Приложении 1.

Звуковые часы

Оборудование: модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки.

Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слова, начинающиеся с определенного звука, и устанавливает напротив нужного стрелку.

Придумай слово

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Вызванный ученик берет картинку, называет первый звук слова-названия и придумывает свое слово, которое начинается с того же звука.

Чей рассказ лучше?

Описание игры. Учитель предлагает детям придумать рассказ, в котором все слова начинались бы с одного и того же звука.

К примеру: Папа позвал Пашу. Паша подбежал к папе. Папа привез Паше подарки. Паша получил в подарок пистолет и паровоз. Пистолет палит: пах - пах - пах! Паровоз пыхтит: пых -пых - пых!

Вызванный ученик представляет свой рассказ. Все остальные подсчитывают количество слов, начинающихся с указанного учителем звука. Победителем считается тот, в чьем рассказе таких слов окажется больше.

Волшебная скакалка

Оборудование: скакалки.

Описание игры. Часть детей класса, берут скакалки и становятся в круг. Учитель в медленном темпе называет разные слова. Дети должны прыгнуть через скакалку, когда услышат слово, которое начинается с указанного учителем звука. Прьп-нувший позже других выбывает из игры. Выбывающего определяют дети, которые в игре не участвуют. Победителем будет ученик оставшийся один.

Назови свое слово

Оборудование: мяч.

Описание игры. Учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного.

Звуковое лото

Оборудование: предметные картинки, фишки.

Описание игры. Каждый из учащихся получает конверт с предметными картинками и фишки. Учитель называет звуки, дети закрывают фишками те предметные картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем явится тот, кто раньше других закроет фишками свои картинки.

Назови следующий звук в слове

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, а вызванный ученик последовательно называет звуки, из которых состоит слово - название предмета, изображенного на картинке.

Может быть и такой вариант игры: дети называют звуки по очереди: каждый последующий звук называет сзади сидящий.

Звуковое домино

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. На наборном полотне выставляются пары картинок: учитель выставляет любую, вызванный ученик ставит рядом ту, название предмета, изображенного на которой, начинается с такого же звука.

Вариант I У доски работает пара учащихся.

Вариант 2. Нужный звук в слове-названии предмета, изображенного на второй картинке может находиться не только в начале, но и в середине, и в конце. 

ЗАПОМИНАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА БУКВ. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ С БУКВАМИ

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В связи с этим каждый учитель старается как можно более качественно провести работу, обеспечивающую запоминание букв учащимися. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них - обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурацию буквы помогают следующие приемы:

-  поэлементный анализ графического облика буквы (Из каких частей состоит буква: из палочек или из кружочков?);

-  сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);

-  сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая?);

-  поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква);

-  конструирование буквы: выкладывание ее из счетных палочек, кубиков, крупы, семечек; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву);

-  печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву);

-  распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай, сколько раз новая буква встречается в строке);

- использование «Азбуки в картинках» в качестве своеобразного справочника, который помогает ребенку быстрее соотнести букву со звуком, вспомнить звуковые эквиваленты букв.

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учеником букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создается ассоциативная цепь: фонема - артикуляция - буква. Эта цепь, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребенок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедвигательными процессами и точно представляет себе зрительный образ - букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев ее, ребенок тут же соотнесет графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма необходимо отводить специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному, интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры.

В данном разделе подобраны игры, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать ее конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Такая работа сочетается с фонетическим анализом, что содействует соединению слуховых, речедвигательных и зрительных анализаторов и помогает установлению прочной связи между звуковым образом и графическим изображением буквы, которые начинают восприниматься учащимися как тесно связанные, Неразделимые явления.

Кроме игр, предлагаемых в данном разделе, для повторения изученных звуков и букв можно провести игры, описанные ранее: «Почтальон» (для того чтобы получить письмо, необходимо найти в индивидуальной кассе букву, соответствующую первому звуку названия предмета, нарисованного на конверте);

«Поезд» (в вагон нужно посадить тех животных, в названиях которых есть звук, соответствующий букве, установленной на вагоне);

«Птичий рынок» (животное можно купить, если придумать ему кличку со звуком, соответствующим названной учителем букве);

«Рассели животных» (животные поселяются в домиках с укрепленными на них буквами в зависимости от того, какой букве отвечает первый звук в названии животного);

«Кубики с картинками» (ученики показывают букву, которая соответствует первому звуку названия предмета на картинке) и т. д.

Игры, описанные в этом разделе, рекомендуются для повторения и закрепления графического облика не только печатных, но и рукописных букв при соответствующей замене буквенных карточек.

Поймай букву

Оборудование: Карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, другую подчеркивают.

Соберем грибы в корзинку

Оборудование: Вырезанные из бумаги грибы с написанными на них буквами, картонные корзинки с кармашками, на которых те же буквы.

Описание игры. Вызванные учащиеся берут корзинки и подбирают с ковра грибы с теми буквами, которые изображены на кармашках корзинок. После сбора всех грибов осуществляется проверка. Грибники достают грибы из кармашка, весь класс хором читает букву, на них изображенную.

Буквы-подружки

Оборудование: На доске или наборном полотне выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву-подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их веревочкой -соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Может быть и такой вариант игры: оборудованием для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит букв-подружек раньше других.

Найди лишнюю букву

Оборудование: на доске записываются несколько строчек одной и той же буквы (по четыре в каждой строке). Среди четырех букв есть одна, которая отличается от остальных размером (она больше или меньше остальных), цветом или графикой.

Описание игры. По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, и обводит ее кружочком.

Вариант 1. Материал для игры размещается на индивидуальных карточках.

Вариант 2. Меняется буквенный материал: в строчке среди трех одинаковых букв находится четвертая, обозначающая другой звук.

Что изменилось

Оборудование: касса букв.

Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне четыре буквы, просит детей хором прочитать их. Дети читают, запоминают порядок букв и по сигналу учителя закрывают глаза. В это время расположение букв меняется. Открыв глаза, дети должны заметить изменения и охарактеризовать их: что изменилось.

Подбери чашки к блюдцам

Оборудование: картонные блюдца разного цвета с прорезями в центре, чашки из картона белого цвета с наклеенными на них буквами, которые соответствуют первым буквам названий цветов чашек (Р - розовый, С - синий, серый, К - красный, коричневый, 3 - зеленый, Г - голубой, Ж - желтый).

Описание игры. Блюдца выставлены на наборном полотне, чашки лежат на столе. Играющий берет чашку, читает букву, называет цвет блюдца, название которого начинается с данной буквы, и устанавливает чашку в прорези блюдца названного цвета.

Напиши в воздухе Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую-либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Напиши букву, с которой начинается название предмета Оборудование: предметные картинки. Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове-названии предмета, изображенного на ней, и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнования трех-четырех. учеников у доски, а можно включить в нее весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

Угадай букву

Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает глаза и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему' и пальцем пишут буквы на его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становится ведущим.

Домики и флажки

Оборудование: картонные домики с кармашками, флажки с наклеенными на них картинками, карточки букв.

Описание игры. Учитель выставляет домики с вставленными в кармашки буквами и предлагает детям украсить домики к празднику - вывесить на них флаги. Ученик читает букву, установленную на его домике, отыскивает флажок с картинкой, название которой начинается с соответствующего звука, и устанавливает флажок на домике.

Названия каких предметов начинаются с этих букв?

Оборудование: предметные картинки, касса букв.

Описание игры. На наборном полотне выставляются 4-5 букв. Вызванный ученик берет из стопки предметную картинку, определяет первый звук слова-названия предмета, на ней изображенного, и устанавливает ее под соответствующей буквой.

Листочки деревьев

Оборудование: картонные деревья с прорезями, предметные картинки, карточки букв.

Описание игры. В прорези картонных деревьев устанавливаются предметные картинки, слова-названия которых начинаются с одного и того же звука. Ученик анализирует слова на своем дереве, определяет первый звук в них, находит карточку с соответствующей буквой и устанавливает ее под деревом.

Найди по описанию

Оборудование: карточки букв.

Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне буквы, запланированные для повторения. Затем он представляет описание буквы, а дети по этому описанию должны угадать, о какой букве идет речь. Например: буква состоит из трех палочек, Две стоят, а третья лежит на них сверху, какая это буква? Дети называют букву: это буква П. 

ЧТЕНИЕ ДВУХБУКВЕННЫХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Формирование навыка плавного слогового чтения осуществляется постепенно. Авторы современных методик обучения грамоте за простейшую единицу чтения принимают не любой слог, а так называемый слог-слияние (двухбуквенный прямой открытый слог- слияние согласного с гласным). Этот слог является неотъемлемой составной частью всех слогов нашей речи, за исключением слога-гласного и двухбуквенного обратного закрытого слога.

Одной из важнейших задач в начальный период обучения грамоте является обучение детей чтению прямого открытого слога: овладев умением читать слияние (т. е. сочетание согласного с гласным - СГ), учащиеся получают инструмент для прочтения любого слога. Проблема слияния - одна из наиболее сложных в ходе обучения чтению: в то время как для прочтения слога-гласного или согласных, которые находятся за пределами слияния, достаточно уметь соотносить графический облик буквы с ее звуковым эквивалентом (принцип чтения: видишь букву - называй звук), для прочтения слияния необходимы дополнительные усилия (принцип чтения: приготовься произнести два звука - вслух это должно быть произнесено одним цельным звуком). Этому нужно учить специально. Игры данного раздела основаны на приемах обучения чтения прямого открытого слога:

-  чтение по следам звукового анализа («Поможем подружиться буквам»);

-  чтение путем протяжного произнесения согласного и мгновенного присоединения гласного («Капитаны», «Какой слог живет в домике»);

-  чтение по аналогии (вариант игры «Читай - не зевай»).

При обучении чтению слияния необходимо чередовать приемы обучения и дидактические игры, основанные на них, потому что, осознав принцип, положенный в основу подбора материала для чтения слогов, дети начинают читать механически, что приводит к ошибкам на основе догадки. Необходимо учить детей внимательно вглядываться в буквы слога, сознательно сливать согласный с гласным.

Однако умение сознательно сливать согласный с гласным не окончательный этап в обучении плавному слоговому чтению. Как считает психолог Т.Г. Егоров, уже на первых ступенях обучения необходимо развивать у ребенка такие умения и навыки, которые в дальнейшем будут содействовать формированию особенностей читателя, характерных для более высокой ступени развития этого навыка. В частности, уже с первых шагов обучения необходимо добиваться, чтобы дети овладевали слогом, сознательно соединяя буквы одну с другой, и в то же время учились схватывать слоги сразу, в одном акте восприятия. В связи с этим следует использовать упражнения, способствующие осознанию детьми слияния как целостного произносительного элемента. К таким упражнениям относятся составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки; чтение печатных слогов, написанных на доске; чтение их по учебнику, по слоговой таблице и, конечно, чтение в процессе дидактических игр.

В процессе обучения необходимо сделать все, чтобы дети воспринимали слияние и как единый графический элемент, т. е. добиться такого результата, чтобы ребенку достаточно было увидеть напечатанные рядом буквы, чтобы узнать в этом сочетании знакомый слог.

Для того чтобы прямые открытые слоги воспринимались как единая зрительная и произносительная единица, потребуется их многоразовое прочтение как на уроке знакомства с новыми звуками и буквами, так и на всех последующих уроках. Под влиянием упражнений окончательно закрепляются связи не только Между образом буквы и ее произнесением, но и между образом слога и его произнесением (Т.Г. Егоров).

В данный раздел включены игры, способствующие выработке Умения воспринимать прямой открытый слог как единое целое в зрительном и произносительном плане. Для упражнений в чтении таких слогов можно проводить игры из предыдущих разделов: «Помоги животным», «Как нас зовут?», «Терем-теремок» и др., в которых вместо буквенных карточек используются слоговые.

Слоги-друзья

Оборудование: На доске (наборном полотне) выставляются два столбика слогов с одинаковой гласной. Во втором столбике слоги такие же, как и в первом, но расположены в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает среди слогов отыскать слоги - друзья, т. е. одинаковые слоги. Ученик по вызову учителя читает слог из первого столбика, находит такой же слог во втором столбике и устанавливает его рядом с первым.

Может быть и такой вариант игры: оборудованием для игры являются индивидуальные карточки. Игровое действие: «связать веревочкой» слоги-друзья. Побеждает тот, кто справляется с заданием раньше других.

Закончи предложение

Оборудование: кассы букв.

Описание игры. Учитель, называя предложение, не договаривает последний слог последнего слова. Дети должны догадаться, каким будет этот слог, и выложить его из букв разрезной азбуки. Например:

Садовник срезалро... (зу).

Над цветами летали бабоч... (ки).

Пейте, дети, моло... (ко).

Мы везем с собой ко... (та).

Слоги, по местам!

Оборудование: карточки слогов разной буквенной структуры.

Описание игры. Слева от каждой из трех полосок наборного полотна напечатана буквенная структура разных слогов: СГ (согласный + гласный), ГС (гласный + согласный), ССГ (согласный + согласный + гласный).

На столе разложены карточки слогов указанной структуры: ■А, АМ, СМА; РО, ОР, КРО; ЛУ, УЛ, ГЛУ и др., повернутые тыльной стороной. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: слоги собрались играть и должны разделиться на три команды. В первую команду войдут слоги СГ, во вторую - слоги ГС, в третью - слоги ССГ. Нужно помочь слогам найти свою команду. Вызванный ученик берет карточку, читает слог и устанавливает ее в соответствующей полоске.

Примечание: буквенная структура слогов усложняется по мере формирования навыка чтения.

Верни слог

Оборудование: карточки с буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Описание игры. Учитель называет согласный звук и показывает карточку с буквой, обозначающей гласный звук.

Вызванный ученик должен соединить звуки и назвать получившийся слог.

Вариант 1. Учитель показывает карточку с буквой, которая обозначает согласный звук, и называет гласный. Ученик называет слог. Можно последовательно назвать несколько гласных, а ученик последовательно произносит получившиеся слоги.

Вариант 2. Получившиеся слоги называет не отдельный ученик, а все дети показывают соответствующую слоговую карточку.

ЧТЕНИЕ СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В методике обучения грамоте существуют две точки зрения по поводу многократного чтения как фактора совершенствования навыка чтения. Сущность первой заключается в том, что техника чтения улучшается за счет многоразового чтения одного и того же текста. Вторая точка зрения прямо противоположна: техника чтения совершенствуется, если дети читают много текстов по одному разу. Сторонником последней точки зрения является, например, известный ученый и педагог Ш.А. Амонашвили, который утверждает следующее: «Навык чтения, по моему убеждению, не может с успехом формироваться, если постоянно не меняется материал для чтения. Чтение необходимо человеку, чтобы черпать разную информацию из разных источников, а не для того, чтобы перечитывать один и тот же ненужный текст».

Однако если внимательно посмотреть на методику работы, которую он предлагает в качестве примера, то можно заметить, что избежать повторного и неоднократного перечитывания материала не удается. Например, чтобы дети могли найти, в какой строке столбика слов и слогов, написанных на доске, находится слово корабль (в действительности этого слова в столбике нет), они должны прочитать все слова и слоги. Чтобы определить место следующего слова, которое называет учитель, даже опытному читателю необходимо бросить беглый взгляд на слова. А начинающему читателю приходится читать все, что идет в столбике до обозначенного слова или слога. В результате материал для чтения все равно перечитывается много раз, хотя напрямую такая задача (читай 5 раз!) перед ними не ставилась. В этом случае

многоразовое чтение осуществляется учащимися непроизвольно, за счет выполнения разнообразных заданий, которые заставляют их не по памяти, а сознательно и с интересом прочитывать материал.

Без многоразового чтения на первых ступенях обучения чтению не обойтись. Оно необходимо для того, чтобы глаз ребенка привыкал к графическому облику слов и учился охватывать их сразу, за одно восприятие.

Вспомним, какие слова раньше других дети начинают прочитывать целиком. Конечно, трехбуквенные односложные и четырехбуквенные двусложные из прямых открытых слогов. Происходит это не потому, что в таких словах дети быстрее сливают согласный с гласным, а потому, что глаз быстрее опознает графический облик слов, менее объемных и менее сложных по слоговому составу.

Поэтому кажется, что Ш.А. Амонашвили прав не тогда, когда отрицает пользу многократного чтения как одного из приемов совершенствования техники чтения, а тогда, когда говорит о необходимости включить процесс формирования у детей навыка чтения в более широкую, содержательную и интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных задач. При таком подходе многократное чтение материала урока перестает быть мучением. Оно превращается из бесконечного и бессмысленного чтения «цепочкой» в занимательный поиск ответов на разнообразные и интересные вопросы учителя. Учебника для реализации такого подхода явно недостаточно. Главное - подать новый материал (слоги, слова, предложения) в разных композиционных Решениях и в разном словарном окружении. Чтобы решить эту задачу, учителя используют разнообразные приемы, например: анализ, составление и чтение слов из разрезной азбуки; печатание слов в тетрадях; чтение материала, написанного на доске Печатными буквами; чтение по слоговым таблицам и, конечно, Чтение в процессе дидактических игр.

В данном разделе помещены игры, которые дают возможность организовать дополнительное чтение слов из учебника, а также включить в материал урока большое количество слов, Не предусмотренных словарем «Азбуки». Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала в разных сочетаниях | с помощью игровых и познавательных задач.

Назови одним словом

Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.

Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске.

Помоги слову найти последнюю букву

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО                        3

ГЛА                        М

СТО                        К

ГРО                        Н

КРИ                        Л

ПЛО                       Б

ГРИ                        В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

Наоборот

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.

Вариант 1. Учитель не называет слова, а предъявляет их на карточках.

Вариант 2. Слова с противоположным значением записаны ва доске в два столбика. Ученик по вызову учителя выходит к доске, читает слово из первого столбика и, найдя ему пару во втором столбике, соединяет оба слова прямой линией.

Вариант 3. Материал для игры размещается на индивидуальных карточках.

Отгадай и прочитай

Оборудование: карточки слов.

: Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова (его он берет в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово.

Например, учитель называет значение слова: «Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное - аптека.

Может быть и такой вариант игры: значения слов также записываются на карточках. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает набор карточек со словами и их значениями. Побеждает группа, которая раньше других к каждой карточке со словом подберет карточку, на которой находится его значение.

Кто знает, пусть продолжает

 Оборудование: карточки слов.

 Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус, табуретка и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

Универмаг

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, Мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки Карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел - выставляет под плакатом-названием отдела

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА

КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ

Жизнь среди людей, взаимодействие с ними требует особого опыта - опыта человеческих взаимоотношений и опыта коллективной жизни.

Одним из важнейших средств обогащения опыта коллективной жизни являются различные формы коллективной познавательной деятельности. Как наиболее простую из них и доступную для шестилеток необходимо отметить работу в парах. Игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности: решение коллективной познавательной задачи; распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаимопомощь; контроль за результатами деятельности, который осуществляется прежде всего самими участниками игры.

Игры в парах вводятся в учебно-воспитательный процесс постепенно, начиная с самых простых, таких, например, как игра «Найдем красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того как ученики 5-6 раз напишут новую букву, учитель предлагает соседям по парте обменяться тетрадями, найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть ее (обвести, поставить под ней точку). Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил, используя в рассказе названия ее элементов, оценивает качество их написания.

Просто, но сколько задач - образовательных и воспитательных - при этом решается! Во-первых, внимание учащихся еще раз привлекается к графическому облику буквы. Во-вторых, графический облик буквы приходится описывать словами, а это не только помогает лучше запомнить букву, но и способствует развитию речи, формированию навыка письма (если ученик может выразить словами суть действия, то это способствует осознанию этого действия). В-третьих, формируются навыки контроля, оценочные действия. В-четвертых, сама постановка задачи игры имеет в виду, что каждый может писать красиво, и дает возможность каждому ощутить успех. И в-пятых, учащиеся ориентированы на поиск положительного в работе товарища.

В парах могут проводиться многие игры из предыдущих разделов, что будет способствовать повышению эффективности упражнений.

Многих учителей пугают и заставляют отказаться от использования парной игры возникающий при этом шум, а также конфликтные ситуации. Но, заметим, шум-то рабочий, по поводу учебной деятельности. Зато в парной игре учащимся обеспечивается состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом; высказываются не тогда, когда вызовет и позволит учитель, а тогда, когда сами этого хотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на уроках становится меньше.

Ну, а что касается конфликтов, то, на наш взгляд, они являются подарками для учителя. Почему? При фронтальной работе ученик самостоятельно выполняет задание и лично отвечает перед учителем за качество своей работы. С кем же ему конфликтовать?

К тому же учитель требует дисциплины, и на его глазах воспитанники стараются вести себя соответствующим образом. В отношениях с товарищами ученик чувствует и держит себя свободнее. Поэтому конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения отдельных учащихся, отрицательные стороны во взаимоотношениях шестилеток, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.

Угадай слово

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает по 2-3 картинки в конверте. Соседи по парте договариваются, кто начинает игру, и, не показывая друг другу рисунки, называют первые слоги названий нарисованных предметов. Каждый в паре должен догадаться и назвать нужное слово, которое начинается с соответствующего слога. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.

Угадай букву

Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне 4-5 букв. По его сигналу дети хором называют буквы. Дальше работа осуществляется в парах: один из учеников «печатает» или «пишет» букву (одну из тех, что выставлены на наборном полотне) на спине товарища пальцем, а тот должен догадаться « какую. Потом они меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока не будут повторены все буквы из наборного полотна. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.

Пишем и печатаем

Описание игры. Учитель называет буквы (слоги, слова). Ученики работают парами: один пишет печатные, а другой - одноименные рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечаются пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.

Звуковая эстафета

Описание игры. Учитель показывает букву, а соседи по парте, предварительно договорившись, произносят соответствующие звуки (один называет твердый согласный, другой - мягкий).

Гласный - согласный

Оборудование: фишки для обозначения гласных и согласных звуков (фишка для согласного пока просто белого цвета), карточки с буквами.

Описание игры. Дети договариваются, кто какие звуки будет характеризовать, и берут в руки соответствующие фишки. Учитель показывает букву. Если она обозначает гласный звук, фишку поднимает тот ученик из пары у кого на ней графическое обозначение гласного звука. Если буква обозначает согласный звук, фишку поднимает его сосед.

Какой звук следующий?

Оборудование: предметные игрушки, картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку (игрушку), а пара детей по его сигналу по очереди начинает последовательно произносить звуки, из которых состоит название предмета, изображенного на картинке.

«Ремонт» слов Оборудование: предметные картинки, кассы букв. Описание игры. Каждый ученик получает в конверте одну-две предметные картинки, составляет из букв разрезной азбуки слова - названия изображенных на них предметов - и переставляет местами буквы. Потом ученики обмениваются картинками и наборными полотнами, чтобы «отремонтировать» слова.

Задание для товарища

Описание игры. Задание для товарища дети готовят дома: на листке бумаги пишут 3-4 слова с пропущенными буквами. В классе по сигналу учителя они обмениваются листками и вставляют пропущенные буквы в слова, которые подготовил им товарищ, потом вместе читают слово и проверяют, как выполнено задание. По вызову учителя дети читают подготовленные товарищами слова.

Кто быстрее составит слово?

Оборудование: предметные картинки, кассы букв, фишки -графические обозначения звуков.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить слово - название предмета и звуковую ~ схему-модель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.

ЧТЕНИЕ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Обогащению содержания урока дополнительным материалом для чтения, расширению круга игровых заданий, формированию в детей умения читать слоги и слова служит использование слоговых таблиц. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги.

А

У

0

Ы

И

Е

Я

Е

Ю

Н

на

ну

но

ны

ни

не

ня

не

ню

М

ма

му

мо

мы

ми

ме

мя

мё

мю

Т

та

ту

то

ты

ти

те

тя

те

тю

К

ка

ку

ко

ки

ке

-

-

-

Х

ха

ху

хо

хи

хе

-

-

-

Б

ба

бу

бо

бы

би

бе

бя

бё

бю

В

ва

ву

во

вы

ви

ве

вя

вё

вю

Г

га

гу

го

-

ги

ге

-

-

-

Д

да

ду

до

ды

ди

де

дя

дё

дю

Ж

жа

жу

жо

жи

же

-

же

-

З

за

зу

зо

зы

зи

зе

зя

зё

зю

Л

ла

лу

ло

лы

ли

ле

ля

лё

лю

П

па

пу

по

пы

пи

пе

пя

пё

пю

Р

ра

ру

ро

ры

ри

ре

ря

рё

рю

С

са

су

со

сы

си

се

ся

сё

сю

Ф

фа

фу

фо

фы

фи

фе

фя

фё

фю

Ц

ца

цу

цо

цы

ни

пе

-

-

-

Ч

ча

чу

чо

чи

че

-

чё

-

Ш

ша

шу

шо

-

ши

ше

-

шё

-

Щ

ща

щу

що

-

щи

ще

-

щё

-

Читаем цепочкой

Описание игры. Учитель последовательно, один за другим показывает на таблице слоги с одинаковым согласным (по горизонтали) или с одинаковым гласным (по вертикали). Слоги читают друг за другом ученики первого ряда. Цепочка считается разорванной, если кто-то из детей задержится, не сумеет вступить вовремя и прочитать слог. Выигрывает ряд, который не разорвет цепочку.

Вариант 1. Учитель не придерживается какой-либо определенной последовательности в демонстрации слогов для чтения.

Вариант 2. Учитель предлагает читать слоги цепочкой на время: одна и та же строка (столбец) сначала читается учащимися одного ряда (засекается время, за которое был прочитан предложенный материал), затем учащимися другого ряда. Победителем считается ряд, который затратил на чтение меньшее количество времени.

Строим слог

Описание игры. К доске вызываются три ученика. Один из них молча показывает согласный в столбце таблицы, второй -гласный из верхней строки, а третий - слог на пересечении горизонтали и вертикали и читает его. Правильность ответа подтверждается аплодисментами. Слог можно читать хором.

Найди пару

Описание игры. Возле доски работают два ученика. Первый по выбору показывает и читает слог с твердым согласным, второй должен показать и прочитать слог с одноименным мягким согласным. Если он ошибается, к доске вызывается кто-нибудь из класса. Потом дети меняются ролями.

Кто в домике живет?

Оборудование: картонный домик с вырезанным окном. Размеры последнего должны совпадать с размерами прямоугольников, на которые поделена слоговая таблица.

Описание игры. Учитель прикладывает домик к таблице таким образом, чтобы в окне был виден тот или иной слог. Дети читают слог хором.

Прикладывая домик к таблице, учитель последовательно побывает несколько слогов, составляющих слово.

Найди слог

Описание игры. Учитель спрашивает: «Какой слог находится между слогами ЛИ и ЛЯ?» Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ученик показывает слог и читает его.

Вариант 1. К доске вызываются два ученика и становятся спиной к таблице. Задав вопрос, учитель подает сигнал о начале работы. Дети стараются быстрее отыскать нужный слог.

Тому, кто сделает это раньше, присуждается очко. Побеждает ученик, набравший большее количество очков после выполнения р-5 заданий.

Вариант 2. Игра проводится как соревнование между двумя рядами.

Договори слово

Описание игры. Учитель показывает слог на таблице. Дети жором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него.

 Вариант 1. Вызванный ученик подходит к таблице, называет свое слово, читая первый слог по таблице.

Вариант 2. Ученик не только называет слово, но и набирает его из слогов таблицы, показывая их указкой.

Что пропало?

  Описание игры. Учитель закрывает один из слогов таблицы прямоугольником из цветной бумаги. Учащиеся, осознавшие принцип построения таблицы, должны догадаться, какого слога не хватает. Вызванный ученик называет слог. Учитель снимает бумагу, открывая его. Все дети хором читают.  Дети собирают слог на индивидуальных полотнах. Учитель закрывает слог. Дети хором читают его и проверяют правильность выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения

В статье описаны некоторые активные методы работы с учащимися с легкой умственной отсталостью...

Урок литературного чтения (обучение грамоте) по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д, д.»

Красочная презентация к уроку в 1 классе. УМК «Перспективная начальная школа»....

Презентация урока по предмету «Элементы грамоты и развитие речи» 2 год обучения Тема: «Составление и чтение слогов с ранее изученными буквами (А,У,О,М)»

Формирование читательских умений у учащихся с интеллектульаной недостаточностью длительный и трудоемкий процесс, требующий времени, знания личностных, индивидуальных особенностей учащихся, наличия у н...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) 1 класс

Рабочая программа для работы по Азбуке Нечаевой Н. В. , Белорусец К. С. и тетрадям Белорусец К. С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Й, й звук й. 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе (Азбука Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец)...

рабочая программа по обучению грамоте и чтению 5-9 классы в школе 8 вида

В документе Вы найдете Статус документа,  Структура документа, Место предмета в базисном учебном плане,Цель программы и задачи...