Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука
план-конспект урока по русскому языку по теме

Гаврилова Валерия Юрьевна

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьного возраста, знать дидактические основы обучения и уметь применять их на практике, разбираться в лингвистических законах русского языка, быть хорошим воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc149 КБ
Microsoft Office document icon Приложение к уроку №11.12 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Технологическая карта урока

Организационная информация

Предмет

Русский язык с методикой преподавания (в свете ФГОС СПО третьего поколения)

Группа, количество человек

Группа Ш-21, 2 курс школьного отделения; 18 человек

Автор

Гаврилова Валерия Юрьевна, преподаватель методики русского языка, КГБ ОУ СПО «Камчатский педагогический колледж», Петропавловск-Камчатский

Тема

Методика преподавания русского языка как наука

Тип урока.

Урок первичного ознакомления с материалом (вводный)

Время реализации урока

90 минут. Урок спаренный (два академических часа)

Цели урока:

Сформировать у студентов первичное представление о Методике русского языка как педагогической науке, изучающей закономерности учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка.

Задачи урока:

Создать условия для положительной мотивации к изучению дисциплины; активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов по поиску и присвоению новых знаний.

Формировать профессиональные компетенции через учебные ситуации и задания, способствовать понимаю сущности и значимости данной дисциплины в будущей профессиональной деятельности.

Развивать аналитическое мышление и способность систематизировать материал, самостоятельно делать выводы; учить работать в команде, развивать партнерские отношения в процессе совместной деятельности; воспитывать доброжелательность.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать назначение новой дисциплины, научные основы, цели и задачи Методики преподавания русского языка в начальной школе.
  • Уметь самостоятельно отбирать, анализировать необходимую информацию; преобразовывать учебный материал, выделять существенное, анализировать и  обобщать знания в виде таблицы (конспекта).

Личностные: проявление познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новой задачи, понимание сущности и значимости данной дисциплины в будущей профессиональной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные - способность обучающегося строить учебную деятельность на основе принятия учебной задачи,  целеполагания, планирования, контроля и оценки своей деятельности;

коммуникативные - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других участников диалога;

познавательные – способность устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, самостоятельно строить процесс поиска исследования и его обработки.

УУД Которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия

  • Личностные УУД:  личностное и профессиональное развитие, создание возможностей и условий для самореализации, содержание урока обеспечивает осознание теоретической и практической значимости материала с будущей профессиональной деятельностью, что обеспечивает мотивацию к усвоению материала.
  •  Регулятивные УУД: соотнесение общей цели урока с частными задачами занятия, что выражается в понимании и решение задач на отдельных этапах для ответа на главный вопрос урока (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
  • Коммуникативные УУД: урок предполагает умение работать в группе, ставить вопросы и давать логически структурированные ответы, умение высказать свою точку зрения, умение строить диалог, а также направлен на построение взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
  • Познавательные УУД: общеучебные и логические, а именно - поиск и выделение необходимой информации, выбор способа решения задачи, сопровождающееся контролем и самоконтролем обучающихся; учащиеся демонстрируют умение аргументированно высказать свою точку зрения, отвечать на вопросы, строить осознанное речевое высказывание; структурирование и систематизация знаний, установление причинно-следственных связей для решения общей задачи.

Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия

Методика преподавания русского языка абсолютно новый курс для студентов. Теоретический аспект дисциплины достаточно «скучен» и труден для восприятия при отсутствии практики. Необходимо было вызвать интерес к изучению новой дисциплины, который поддерживался сменой видов деятельности, динамическими паузами, применением наглядности, карточек, созданием проблемных ситуаций и применением АМО. Не все обучающиеся способны самостоятельно планировать и осуществлять  высокопродуктивную индивидуальную и коллективную деятельность,  самоконтроль, отсутствуют данные компетенции. На данном уроке эти качества развивались в ходе групповой, парной и коллективной работы.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

Карточки с ключевыми словами, переносные и стационарные стенды; классная доска; картинки с изображением остановок, силуэтов двух школ (или домов или деревьев, или кастрюль); бейджи, «Лесенка достижений»

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. СПО.- 2-е изд., стреотип. – М.: Академия, 2012.
  2. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах:  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  3. Методика обучения грамоте и развитию речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П. Сальникова. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 1.  – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. АМО. – Петрозаводск: VERSO, 2012

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Раздаточный материал: карточки с заданием (для групповой работы), шаблоны таблиц; ватман,  маркеры, самоклеющаяся бумага нескольких цветов, магниты

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  1. Электронная книга: «Копилочка активных методов обучения». [Электронный ресурс] (http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/).
  2. Электронный курс «Активные методы обучения» http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo 
  3. Электронный курс «Технология интерактивного обучения» http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod
  4. Электронные картинки: Автобусные остановки. http://images.yandex.ru/ http://zolkina29.ya.ru/replies… и http://denegibudut.ucoz.ru/blo…
  5. Электронные картинки: Школа.  Пультус О.Б. Школа-это интересно. http://pultus.ucoz.ru/publ/ehto_interesno… 

Дополнительная необходимая информация

Автор впервые разрабатывал и проводил урок в свете технологии АМО. Заимствованные методы адаптированы к условиям колледжа и возрасту обучающихся. Урок размещен на сайте Мой университет.


Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

  -  Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап инициации (приветствие, знакомство)

2 мин

3 мин

  1. Организационный момент
  2. АМО «Приветствие»

Метод представлен Конопатовой Н.К, Смирновой Ж.Э., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.102

Цель: Создание доверительной располагающей атмосферы.

Необходимые материалы: Нет.

Проведение: Участники становятся в круг берутся за руки обмениваются взглядами, тем самым приветствуя друг друга и демонстрируя своё доброе отношение.

  1. Метод «Регистрация»

Метод представлен Елисеевой Н.В.., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.236

Цель: Познакомиться со студентами; снять напряжение, настроить на открытое, доверительное взаимодействие.

Необходимые материалы: Бейджи, фломастеры.

Проведение: Стоящим в кругу участникам предлагается пройти «регистрацию». Для этого необходимо назвать (написать) своё имя так, как участник желает, чтобы к нему обращались присутствующие.

Преподаватель впервые встречается с группой, поэтому заранее подготовила бейджи для студентов и себя. На первой парте заранее лежат белые листочки и фломастеры.

Студенты со звонком образуют круг, на груди каждого бейдж с именем и фамилией.

После «Приветствия» преподаватель продолжает: Наше знакомство состоялось, а так как нам предстоит работать вместе три долгих года нам необходимо познакомиться поближе и установить доверительные отношения, сделать это очень просто: нужно пройти «регистрацию». Для этого, назовите (напишите) своё имя, так как вы хотите, чтобы к вам обращались присутствующие, а затем, вставьте ваше «новое» имя в бейдж.

— Я начну первая... (далее всё присутствующие по кругу «проходят регистрацию»). Студенты поступают аналогично, после занимают свои места. 

Результаты: знакомство с группой, активизация студентов, концентрация внимания, создание групповой сплоченности

Этап  вхождение или погружение в тему (целеполагание),

4 мин

4 мин

Интерпретация метода «Ассоциации»

Метод представлен Лебедевой И.В., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.172

Цель: Активное начало урока, обеспечение рабочего настроя.

Необходимые материалы: Карточка (лист А4) с опорным тезисом по изучаемой теме.

Проведение: Студентам необходимо в быстром темпе высказать свои мысли (назвать ассоциации) по записи на доске. Преподаватель обозначает цель урока, формулируя её в виде вопроса,  ответ на который студенты найдут в конце урока.

Интерпретация метода «Ключевые слова»

Метод представлен Антоновой И.П., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.162

Цель: Наметить план урока в виде опорных тезисов.

Необходимые материалы: набор карточек с опорными тезисами

Проведение: В парах обсудить приблизительный план  в виде опорных тезисов. Работа по прогнозированию учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, и того, что от них ожидает преподаватель. 

Результаты: студенты сами формулируют тему и план изучения темы.

Постановка проблемы. Преподаватель обозначает цель урока, формулируя её в виде вопроса, ответ на который студенты найдут в конце занятия: Я не записала тему урока, как вы думаете почему? Сегодня вы попытаетесь сформулировать тему самостоятельно. Я вам немного помогу. Прочитайте название дисциплины, какие ассоциации возникают? Выскажите предположения: цели и задачи дисциплины «Русский язык» и «Методика преподавания русского языка» – разные или одни и те же?!

Результаты: Обучающиеся высказывают предположения, ответ обосновывают.

Преподаватель: Задание было одно, а сколько мнений у вас получилось? Чего вы не знаете о новом предмете? Выскажите предположение о теме урока. Подумайте, какое значение для каждого из вас имеют знания данной темы.

На какую ступеньку себя поставите? («Лесенка достижений»)  

Целеполагание (Зачем мне это надо): Какие цели поставите? (с опорой на схему: Узнаю… Научусь…). Какие средства вам понадобятся, чтобы достичь цели?

Преподаватель: достичь цели вам поможет алгоритм изучения темы, который вы попробуете составить по опорным тезисам (работа в паре, затем коллективное обсуждение). Преподаватель обобщает мнения студентов и на доске появляется план изучения темы:

  1. Введение в дисциплину. Профессиональные компетенции.
  2. Методика преподавания русского языка как наука.
  3. Научные основы методики начального обучения русскому языку.
  4. Русский язык как предмет преподавания в начальных классах.

Результаты: Самостоятельная постановка образовательных целей, определение личностного смысла обучения

Этап формирование ожиданий обучающихся

3 мин

Метод «Две школы» (интерпретация метода «Два дома»)

Метод представлен Елисеевой Н.В., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.238

Цель: Выявить ожидания и опасения студентов в начале занятия.

Необходимые материалы: Силуэты двух школ (домов) зелёного и красного цвета, самоклеющиеся листочки.

Проведение: Педагог предлагает на листочках написать, чего студенты ожидают от первого урока и чего опасаются. Свои «ожидания» прикрепить к школе зеленого цвета, а опасения — к школе красного цвета. 

Варианты: АМО «Лето-осень», «Фруктовый сад», «Компот» и др.

Преподаватель: Мы определили цели нашего взаимодействия, составили план изучения темы, но у каждого из нас есть и собственные цели, ожидания, а также опасения в отношении возможности их достижения. Перед вами 2 школы красного и зелёного цвета. Поделитесь своими мыслями и чувствами. Напишите, чего вы ждёте от сегодняшнего урока, и прикрепите стикер на школу зелёного цвета. Свои опасения, тревоги по поводу урока «отдайте» красной школе. Результаты: студенты прикрепляют самоклеющиеся листочки на одну из школ; по собственному желанию проговаривают свои ожидания и опасения.

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивная лекция (инпут),

18 мин

  1. Введение в дисциплину. Русский язык в начальных классах является основным учебным предметом. Методика преподавания русского языка — это самостоятельная педагогическая наука. Глубокое знание методики необходимое условие подготовки учителя. Изучение данной дисциплины позволит молодому специалисту осуществлять практическую деятельность – обучать детей начальных классов русскому языку, а именно:

Результаты (составление опорного конспекта – профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты по окончанию изучения дисциплины):

ПК.1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК. 1.2. Проводить уроки.

ПК.1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК.1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

II. Методика преподавания русского языка как наука. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьного возраста, знать дидактические основы (принципы, методы, приемы) обучения и уметь применять их на практике, разбираться в лингвистических законах русского языка, быть хорошим воспитателем, способным раскрыть перед школьниками богатство и красоту родного русского языка, научить детей владеть речью, любить книгу и уметь читать выразительно.

 «МПРЯ» – наука, изучающая процесс обучения русского языка, причем понятие обучения включает: содержание обучения; деятельность учителя по сбору и подаче материала учащимся, по организации их учебного труда, соответствующего их развитию, выявлению их знаний и умений; деятельность учащегося по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, умений и навыков; результаты обучения». (Михаил Трофимович Баранов)

МПРЯ относится к синтетическим наукам – это ясно из ее названия: понятие «русский язык» - лингвистика, понятие «преподавание» - педагогика, понятие «методика» -  психология.

Методика преподавания русского языка – прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Результаты (составление опорного конспекта): МПРЯ – прикладная наука о способах, методах и приемах обучения. Говоря о задачах методики, выделяют следующие вопросы:

1) Зачем учить? (цели обучения)

2) Чему учить? (содержание обучения, разработка программ по русскому языку, создание учебников и учебных пособий)

3) Как учить? (методы и приемы обучения, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, практических работ учащихся, уроков и их циклов и т.д.)

4) Почему так, а не иначе? (эффективность обучения, обоснование выбора методов, разные подходы (концепции, системы)

III. Научные основы методики начального обучения русскому языку. Принципиальным основанием современной методики как науки являются системно-деятельностный, коммуникативный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

Помимо закономерностей наука имеет свой понятийный аппарат.  Понятие – форма научного познания.

                                                                                                                                                   

                                                                                           

                                                                                           

Студенты получают готовую таблицу «Понятийный аппарат методической науки». Задача: в паре «прочитать» таблицу, проанализировать с точки зрения  структуры понятийного аппарата методики преподавания русского языка; дать развернутый ответ на вопрос: Какими важнейшими языковыми понятиями должен владеть учитель, обоснуйте необходимость владения ими?

Результаты: формируются коммуникативные и общеучебные навыки; развиваются умения вычленять главное и преобразовывать табличную информацию.

IV. Русский язык как предмет преподавания в начальных классах. Содержание и объем учебного предмета «Русский язык» определено программой – государственным документом, обязательным для выполнения; программа также указывает требования к результатам обучения: предметным, личностным и метапредметным.

Эмоциональная разрядка (физминутка)

1-2 мин

Метод «Японские поклоны»

Метод представлен Антоновой И.П., в книге Лазарева Т.П. -  Петрозаводск, Verso, 2012, с.165

Цель: Снять напряжение, вызвать положительные эмоции до конца урока.

Проведение: Обучающиеся стоят возле парт, выполняют наклон в правую сторону и подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Варианты: пальчиковая гимнастика или самомассаж «Суджок»,  или подвижная физминутка

По команде преподавателя, студенты, стоящие за первой партой, поворачиваются к стоящим за ними, делает поклон, сложив руки перед грудью, следующие студенты повторяют то же самое, пока не выполнят все в группе. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума. Наклониться нужно как можно ниже.

Результаты: снятие напряжения, положительный настрой на следующие виды работ.

Этап проработки содержания темы

40

мин

Метод «Автобусная остановка»

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Необходимый материал: Листы большого формата (ватман), плакаты с изображением остановок, фломастеры.

Проведение:

Преподаватель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Студенты разбиваются на группы по числу вопросов (5 групп по 3 человека).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нём вопросом по теме. Преподаватель ставит задачу группам — записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 10 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде преподавателя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 5 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и ещё 5 минут на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 5 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Задача студентов изучить имеющиеся источники, выделить главное и заполнить графы таблицы «Научные основы методики преподавания русского языка».

Языкознание

Психология

Психолингвистика

Педагогика

Теория литературы

…………

………….

…………

………….

…………..

Оставшаяся группа из 3-х человек получает индивидуальное задание. Их задача: проанализировать основной учебник по МПРЯ (авторы: Львов М.Р., Антонова Е.С.) и содержание примерных программ по русскому языку для начальной школы и заполнить сопоставительную таблицу «Основные разделы методики начального обучения и программы русского языка в начальных классах».

Разделы МПРЯ

Разделы русского языка

Задачи раздела

Форма проведения

Учебники начальной школы

…………….

……………

……………

Устно обосновать, почему изучаются именно эти разделы, какие задачи решает каждый раздел? Какие графы таблицы остались не заполнены, в чем причина затруднения? (примечание: недостающий материал, тема следующего урока)

Результаты: активизация мыслительной деятельности учащихся, самостоятельный поиск знаний, структурирование материала, развитие устной и письменной речи, формирование умения работать в группах, нести ответственность за конечный результат.

Примечание: результатом работы в группах стала таблица «Научные основы МПРЯ», которую студенты после презентации у доски получают в формате А5 и вкладывают в опорный конспект. Работа с таблицей «Основные разделы…» будет продолжена на следующем уроке, учащиеся получат таблицу с незаполненными последними графами и в ходе коллективного анализа завершат ее заполнение. Результатом станет готовая таблица, которую студенты вкладывают в опорный конспект.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап подведения итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

3 мин

Метод рефлексии «Два дома»

Цель: Оценить работу группы, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Необходимые материалы: Силуэты двух школ зелёного и красного цвета, с наклеенными в начале урока стикерами.

Проведение: В конце урока студенты отклеивают листики с записью ожиданий, которые сбылись, оставляют несбывшиеся ожидания и сбывшиеся опасения — комментируя свои чувства и действия. Количество убранных стикеров говорит о количестве достигнутых целей.

На доске опорная схема «Рефлексия»:

1.Вспомни ход урока.

2.Проанализируй свою деятельность и деятельность товарищей.

3.Выскажи свои впечатления (Какие цели ставили? Какие достигли?).

Педагог: Посмотрите на наши «Две школы», которые хранят наши ожидания и опасения. Уберите те ожидания из школы зелёного цвета, которые осуществились, и поясните свои действия. Уберите из школы красного цвета те опасения, которые не сбылись. Расскажите, что осталось не решённым?

После последнего высказывания преподаватель обобщает результаты, благодарит студентов за работу, резюмирует: «Оставшиеся в двух школах записи — это основание для нашей следующей встречи».

Рекомендации по домашнему заданию

1 мин

Метод «Приглашение на презентацию»

Преподаватель: по любому источнику подготовить мини-сообщение: «Очерк истории методики русского языка как науки». Источники: Антонова Е.С. стр.27-40 или Львов М.Р. стр.21-29

Урок окончен, до новых встреч.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

Разработки по методике преподавания русского языка и литературы

Здесь размещены 2 разработки: проект по развитию коммуникативной компетенции учащихся и рекомендации по проведению уроков зарубежной литературы в национальной школе....

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Методическая разработка "О коммуникативной методике преподавания английского языка"

Цель методики - обучение общению. В статье рассматриваются основные принципы  работы по коммуникативной методике. Дана история появления данной методики и приведен пример урока....

методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"

Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...

Методика преподавания русского языка как педагогическая наука

Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая изучает цели обучения школьников русскому языку и формирование у них языковых и речевых навыков и умений....