Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.
статья по теме

  Додонова Тамара Геннадьевна

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Музыкальное детское творчество Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального  развития детей. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное творчество имеет большое значение в восприятии ребёнком окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное творчество -  это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развиваются зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащихся.

Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.)-

Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных ритмических заданий. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками- Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.

Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах.

Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт учащихся, на уроках «Музыка и движение» предлагается активно использовать самодельные музыкальные инструменты: ложки, горшки, трещотки, погремушки, баночки с различным сыпучим материалом (крупой, песком и др.), колокольчики и т. п.

Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащихся. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю Утомляемость учащихся, их эмоциональную неустойчивость. Поэтому следует переключать учащихся с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на Ритмические упражнения и т. п.

Таким образом, уроки «Музыка и движение», имеют общую: составляющую, направленную на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в играх, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.

Учителям  на уроках-занятиях по «Развитию речи и окружающий мир»  можно рекомендовать использовать речевые игры, игры с именами. включать песенки – игры в физкультурные минутки, это способствует активизации дыхательной системы и улучшению кровообращения. Во время экскурсий на улицу проводятся игры «Звуки улицы» дети прислушиваются к шуму автобуса, машины, шорох листьев, шум ветра.

Примерные музыкально-дидактические игры

Игра для развития звуковысотного слуха «Где мои детки?»

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры.  Учитель  рассмотреть карточку и   поиграть. Начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» Учащийся отвечает«Кря-кря» и поднимает карточку.

Учитель забирает у учащегося  карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

«Чудесный мешочек»

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра

Ход игры. . «Никита,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Учитель  включает  записи мелодии знакомых  произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Учащийся  узнает  музыку,  и достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

«Подумай и отгадай»

Игровой материал. Карточки на которых изображены медведь, зайчик, птичка

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

«Курица и цыплята»

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У ребенка в руках игрушечные птицы

(курица или цыплята).

Ход игры. Учитель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Ученик с цыпленком  в руках встает и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Учитель просит спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — играет на металлофоне ре первой октавы. Учащийся  ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

«Угадай-ка»

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т. д.). Фишки — по две на карточку

Ход игры. . У учащегося  одна карта и две фишки. Учитель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Учитель произносит: «Га-га-га» ( поет на ля первой октавы, тоненьким голосом), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

«Кто в домике живет?»

Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных .

Ход игры.  Учитель показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит учитеть,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок вместе  с учителем,  вставляет карточку, в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры учитель поощряет правильные ответы. Объясняет ошибки, что медведь не поместится в кроватку кошечки и н. е сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

«Найди игрушку»

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; компьютер  и СD  c  записью  изученных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Учитель предлагает послушать мелодию и выбрать  соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

«В лесу»

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). Картонная  фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры. «Посмотри, какой красивый лес,— говорит учитель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушай песенку и отгадай». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек) .

«Буратино»

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.),

Ход игры.   Учитель говорит , что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие  надо отгадать Учитель  включает  произведения,  ребенок отгадывает. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, включается  запись песни «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Игры для развития чувства ритма

«Прогулка»

Игровой материал. Музыкальные молоточки.

Ход игры.  «Сейчас, мы  пойдем  на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в классе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони.  Учащийся  повторяет  такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает учитель,— светит солнышко, мы  обрадовались и побежали. Вот так!»—частыми ударами передает бег. Учащийся  повторяет. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком.  Учащийся повторяет. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Учащийся повторяет. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— учитель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Учащийся повторяет «Испугались ребята и побежали в школу»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

Учитель помогает учащемуся, если учащийся не может выполнить  действия самостоятельно.

«К нам гости пришли»

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры.   «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Учитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Никита, сыграй мне на бубне, я попляшу». Никита медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу.

Аналогичным образом  учитель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

«Что делают дети?»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки

Ход игры. Учитель  предлагает  взять  одну карточку. Педагог  включает  музыкальные  записи «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знает  ребенок).  Если  ребенок  узнал музыкальное произведение,  фишка кладется  пустую половину карты.

«Зайцы»

Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки — «Зайцы спят», «Зайцы пляшут»

Ход игры.   Учитель предлагает  ученику пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, ты узнаешь сам, когда услышите музыку».

Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Учащийся  определяет ее и по просьбе учителя вставляет соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок  не узнал музыкальное произведение учитель помогает ему.

Игры для развития тембрового слуха

«Нам игрушки принесли»

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры.   Учитель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст ученику, если он узнает  их по звучанию.

Педагог незаметно (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).

«Колпачки»

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры.  На столе,  под колпаками лежат музыкальные инструменты. Учитель   приглашает к  столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть.

Наш оркестр ( групповая  игра)

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Ход игры. Педагог, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей, слушать, играть и танцевать

Таким образом, уроки «Музыка и движение», имеют общую: составляющую, направленную на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Уроки «Музыка и движение» в данном контексте являются катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в играх, которые стимулируют их к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.

Список литературы:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.,1997.

 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение,1981.-240с.,нот.-(Б-ка воспитателя дет.сада).

3. Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду:Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкол.педагогика и психология».-М.:Просвещение,1983.-255с.

4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/      В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич: Изд. 3-е, переработанное.-244с. - СПб.: «Детство-Пресс»,2006.

 5.Дошкольное воспитание № 3/2009 – Статья « Проблема формирования личности».

6.«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и др.»;- Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся при организации разных форм контроля на уроках химии

Отчет о работе по развитию творческих способностей учащихся при организации разных форм контроля...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

Статья. "Проект по правилам дорожного движения «Школа пешеходных наук» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Жизнь и ее безопасность-главное в жизни человека. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?Изучение ПДД является главной задачей на сегодняшний день....

Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...

Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...