ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА КУЛИНАРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
статья на тему

Бусыгина Светлана Александровна

раскрывает методы повышения качества подготовки выпускников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon busygina_s._dlya_stati.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бусыгина С.А. – преподаватель спецдисциплин  КОГОАУ СПО ТПиНП г. Советска

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА КУЛИНАРИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.

В современных условиях экономического развития нашего общества гарантом востребованности молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки. Стране нужны квалифицированные рабочие и специалисты, обладающие новым типом мышления, способные к новаторству, предприимчивости на своем рабочем месте и адаптации в быстро меняющихся условиях, а также умением принимать активное участие в совершенствовании технологического процесса.

Профессиональное образование в России, безусловно, находится не в лучших ресурсных условиях. Требуются годы для того, чтобы сформировать материально-техническую базу учреждений профобразования, оснащенную современным оборудованием. Не сформировав качественно новую образовательную среду, нельзя удовлетворить социальные ожидания общества и личности в области профессионального образования. Именно в такой ситуации обостряется актуальность применения активных методик обучения, новых имитационных профессионально ориентированных технологий, воссоздающих и имитирующих профессиональную и инновационную деятельность во всех ее проявлениях и на всех этапах. Содержание образования должно быть приведено в соответствие с изменившимися условиями жизни. Подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности- одна из целей, обозначенных в Концепции модернизации российского образования.

Общей проблемой российской педагогики остается контекстное, не сопряженное с миром человеческих потребностей усвоение знаний. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с увеличением количества обучающихся с ослабленным здоровьем, с низкими психофизическими возможностями в обучении. Шанс в преодолении отчуждения студента от внешне заданных целей, сближении знаний и человеческих потребностей в образовательной системе техникума обеспечивает использование интегрированных связей в обучении.

Согласно С.И. Архангельскому: «Интегрированное обучение видит оптимальность учебного процесса в соединении ряда предметных комплексов на основе их взаимного соподчинения, исходя из целей и задач образовательной и профессиональной подготовки студентов. Интегрированное обучение включает установление связей в учебной, практической и самостоятельной работе студентов на основе их взаимного концептуального моделирования межпредметных связей применительно к решению типовых и проблемных задач комплексного характера.  [1 c 351]   Учебный процесс при этом рассматривается как система обучения студентов, организованная на основе комплекса учебной и практической работы, как продуманная и тщательно разработанная координация средств, форм, методов обучения для решения задач взаимного проникновения учебных дисциплин, исходя из задач теоретической и практической подготовки специалистов. Интегрированное взаимодействие является ключевым понятием идеи, основными задачами которой являются установление логических связей между понятиями, темами, предметами через осуществление межпредметных связей. Интегративный подход обеспечивает использование возможностей межпредметных связей, формирование профессионального мировоззрения обучающихся, более высокий уровень познавательной деятельности: умение самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути решения, реализовать план действий, сделать выводы и обобщения.

При подготовке обучающихся учитываются особенности преподавания предмета с учетом его значимости в системе формирования ключевых профессиональных компетенций. Очень важно, чтобы каждая из изучаемых дисциплин, вносила фундаментальный вклад в их общее профессиональное образование, соблюдая принцип: учить нужно не предмету, а специальности. Суть этого положения сводится к целенаправленной ориентации всех дисциплин для целостного изучения явлений, процессов, формирующих личностные и профессиональные качества специалиста. Чтобы повысить интерес обучающихся к познанию основ дисциплин, поднять уровень активности на занятиях, преподаватель дает разъяснения, где и на каком этапе обучения, а так же как на практике применять полученные знания. Это способствует комплексному пониманию теоретических положений материала программы, дисциплин и закреплению знаний на практике.

Важной составляющей системы межпредметных связей являются бинарные уроки. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес. На бинарных уроках лучше, чем на обычных занятиях формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, выбирать тот или иной способ решения задач. Выделение основных типов таких задач и обучение их решению как на специально разработанных учебно-производственных примерах, так и в специально созданных условиях ( анализ производственных ситуаций, деловая игра и т.п.) практикуется нами как в ходе проведения мероприятий в рамках предметных недель, так и при проведении бинарных уроков.

Конструирование и проведение бинарных уроков осуществляется по следующему плану:

  1. Теоретическая подготовка, изучение дополнительной литературы по данной проблеме.
  2. Выбор типа урока.
  3. Выбор методов, приемов и средств обучения.
  4. Конкретизация задач урока на уровне межпредметных связей.
  5. Подбор литературы и методическая обработка отобранного материала.
  6. Планирование заданий, упражнений комплексного характера, вопросов, при ответе на которые необходимо использовать знания смежных дисциплин.
  7. Согласование по времени.

Уроки проводятся в различных формах. Например, бинарный урок химии и кулинарии «Белки как продукт питания»- урок изучения нового материала. Форма проведения групповая. Все обучающиеся поделены на рабочие группы, каждой группе выданы опорные конспекты. На изучение каждого вопроса (блока) отводится определенное время, а затем преподаватель задает вопросы разного уровня сложности, делаются обобщения и выводы. Обучающиеся переносят записи из опорных конспектов в тетрадь. Изучаемые вопросы- это состав и строение белков, функции белков, общие свойства, качественные реакции ( изучают с преподавателем химии), пищевая ценность и изменения, происходящие с белками при кулинарной обработке, белковая пища ( изучают с преподавателем кулинарии). В конце урока проводится тестовый опрос.

Урок «Жиры как продукты питания» проводится в форме семинара. Тип урока - урок изучения нового материала. Все учащиеся делятся на группы: биологи, химики, товароведы, технологи, диетологи, врачи. Учащимся заранее выдаются темы рефератов и список рекомендуемой литературы. Темы рефератов: «Биологическая роль жиров», «Классификация жиров», «Физические и химические свойства жиров», «Процессы, происходящие с жирами при кулинарной обработке», «Пищевая порча жиров и правила их хранения», «нормы и правила употребления жиров» и другие темы. На каждую парту выдается заранее подготовленный опорный конспект. Учащиеся переносят записи в свои тетради и слушают рефераты. Таким образом изучается новый материал. В конце каждого вопроса преподаватель дает задания разного уровня, и делаются выводы. В конце урока каждая группа оформляет зачетный лист, то есть работа каждого обучающегося объективно оценивается.

Урок «Углеводы как пищевые продукты» - урок обобщения и систематизации знаний, то есть он проводится в конце изучаемой темы. Форма урока - семинар. Вопросы заранее пишутся на доске. Во время подготовки к основному этапу преподаватель задает проблемные вопросы: Почему хлеб такой         мягкий и пышный? Почему при выпечке на поверхности хлеба появляется румяная корочка? Почему хлеб так вкусно пахнет? Затем часть вопросов изучается в виде фронтальной беседы, то есть преподаватель задает вопросы, а за правильные ответы выдает жетоны. При изучении других вопросов организуется работа в группах. Время подготовки 3 минуты, учащиеся обсуждают вопросы и готовятся к выступлению. Преподаватель выслушивает ответы, дополняет их, затем опять возвращается к вопросам, которые были заданы в начале урока и учащиеся дают на них ответы. После всех выступления делаются общие выводы по теме. Затем проводится тестовый опрос, подсчитываются баллы, выставляются оценки. На всех уроках параллельно с теоретическим материалом проводятся практические работы. Таким образом, во время проведения бинарных уроков четко прослеживается взаимосвязь между общеобразовательными предметами и предметами спецдисциплин, а обучающиеся применяют полученные знания в практической ситуации.

Приобретение дополнительных знаний в смежных предметных областях не только расширяет кругозор, но и предполагает овладение новым интегральным знанием, позволяющим рассматривать свою основную область деятельности призму другой- дополнительной. Таким образом, использование межпредметных связей способствует более углубленному усвоению обучающимися учебного материала. Сотрудничество преподавателей разных предметов, их взаимные консультации важны для правильного применения знаний из родственных предметов. Поскольку сформированность ключевых компетенций оценивают совместно мастера производственного обучения и преподаватель спецдисциплин, то полученные результаты дают возможность иметь промежуточную диагностику по уровням  обученности:

-   обучаемый готов к самостоятельной трудовой деятельности;

- обучаемый готов к трудовой деятельности при оказании незначительной помощи;

-    обучаемый готов к трудовой деятельности только под постоянным контролем, а следовательно появляется возможность оказания адресной помощи обучающимся по переходу на более высокий уровень обученности.

На уровень профессиональной подготовки существенное влияние оказывает развитие активности обучающихся в совершенствовании своего профессионального мастерства. Изучая программный материал, обучающиеся не всегда правильно определяют его значимость при изучении смежных дисциплин. Построение учебного процесса на основе межпредметных связей создает необходимые условия для раскрытия перед обучающимися взаимосвязи смежных дисциплин, повышая при этом качество обучения, если им предлагается решение проблемных задач. Под проблемным обучением на основе межпредметных связей мы понимаем такую организацию обучения, в которой учебная проблема рассматривается преимущественно как межпредметная, комплексная, а систематическая реализация в обучении межпредметных связей служит основой для создания проблемной ситуации, постановки и решения комплексных интегрированных задач на уроке. При этом проблемность является критерием фундаментальности знаний. В основу комплексных интегрированных задач положена межпредметная проблемная ситуация, как спровоцированное учителем состояние интеллектуального затруднения.

При решении комплексных интегрированных задач немаловажным является принцип активности и успешности. Комплексные интегрированные задачи выполняют побуждающую к усвоению знаний функцию в условиях личностно отчужденного образования, от которого мы пытаемся уйти в современных условиях. Решение комплексных интегрированных задач связано с получением субъективно новой информации, самостоятельным приобретением методов в знакомой и незнакомой ситуациях, переносом знаний, способностью самостоятельно конструировать и преобразовывать материал.  Л.Н.Толстой писал, что благодаря введению в обучение системы практических задач, мы можем преодолеть вековую проблему «отвечания детям на те вопросы, которые они не думали задавать» [3].

Основой развития активности и внутренней мотивации становится когнитивный диссонанс, побуждающий к устранению противоречия в знаниях. «Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных задач, оказываются более весомыми и субъективно значимыми, чем успехи в стандартизированной предметной отрасли.

В основу комплексных интегрированных задач положены следующие дидактические принципы:

- трансформации когнитивного содержания в эмоциональное содержание;

- интеграции эвристической и логической операций;

- генерирования учебной исследовательской деятельности с помощью познавательных проблемных ситуаций;

- системно- синергетического описания процессов и явлений ( единство в многообразии);

- активности и успешности в обучении.

Данный подход в обучении позволяет решать проблему дисциплинарной разобщенности, а также проблемы изменения соотношения между репродуктивными и продуктивными способами деятельности, перевода предметов из информационно - знаниевых в разряд деятельностных,а принцип интеграции нами понимается не как результат механической комбинации, а как результат сложной интегративной деятельности, интеграции эвристической и логической операций. Цель использования комплексных интегрированных задач не в нахождении заранее известного ответа, а в логике оригинального решения с использованием знаний смежных дисциплин.

Накопленный опыт работы по развитию межпредметных связей позволяет выделить следующие положительные моменты в учебном процессе:

- повышение интереса и творческой активности обучающихся;

- формирование более углубленных знаний и осознанное вхождение обучающихся в алгоритм логического осмысления полученных знаний;

Интеграционные связи в обучении предполагают подготовку выпускника-специалиста к выполнению как функциональных обязанностей, так и к поиску, обработке и внедрению межпредметных связей в практической деятельности, а следовательно интеграция выступает как системообразующий признак формирования профессиональной компетентности высокого уровня, подтверждая слова В.А.Сухомлинского: «Претворение научных истин в живой опыт творческого труда - самая сложная сфера соприкосновения науки с практикой».

Список  литературы

 

1.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы; учебно-методическое пособие , М., Высшая школа, 1980 г.

2. Г.К. Селевко Современные образовательные технологии, М., Народное образование, 1998г.

3.Толстой Л.Н. О народном образовании, Ясная Поляна 1862 г.

4.Журнал Завуч № 5,6,7,8 за2008 год, №3,5 за 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества подготовки выпускников к ЕГЭ

План повышения качества подготовки выпускников к ЕГЭ...

Роль методической службы в повышении качества подготовки выпускника

Данный материал представляет собой доклад на методической конференции о методах и путях повышения качества подготовки выпускника...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «Использование возможностей современных информационных и интернет технологии для повышения качества подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по физике»

1. Краткая аннотация проекта. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, через массо...

Применение модели «Перевернутый класс» в условиях смешанного обучения с целью повышения качества подготовки по предмету «Изобразительное искусство»

Представлен опыт использования дистанционных технологий обучения изобразительному искусству в формате смешанного обучения в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного обучения, включающих...

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

Повышение качества подготовки выпускников на основе компетентностного подхода в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности

Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в ц...