Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР
статья на тему

Серик Эльмира Сериккызы

    Моя исследовательская работа началась с того, что  на первой недели практики, я с коллегой, с которой проходим курсы познакомила администрацию школы и  учителей  с новыми курсами нового формата, постаралась показать основные цели обучения, все идеи семи модулей, в детальном описании рассказать своим  коллегам, тем самым смогла мотивировать своих коллег  на совместное обучение. Поэтапно и грамотно разработала примерное руководство планирования работы на шесть недель, в котором указала свою работу в период практики. Надо признаться вопрос формирования профессионального сообщества в школе немного затруднил. Среди наших учителей присутствуют и такие, в которых  ярко выражен индивидуализм, и,что огорчает, высокий уровень индивидуальной автономии. Мы узнали в описании «ревностно охраняющих свои достижения» своих именитых учителей, правда их у нас немного, единицы. Но большая часть учителей - это молодежь, благо их у нас много, это и с многолетним опытом учителя, открытые всему новому, позитивному, готовые поддержать любые интересные инновационные идеи педагогики, готовые на сотрудничество, но по старинке им необходим вожатый, направляющий, ведущий за собой. Тем самым выявили, что лидерскими качествами из этой группы никто не обладает, а скорей всего,  необходимо многое сделать, чтобы разбудить в них их лидерское начало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Серик Эльмира Сериккызы                               Портфолио учителя                                                С

группа №6                                                      1 уровень

г.Талдыкорган                                              30.05.2014                                                    

Учитель русского языка и литературы

Серик Эльмира Сериккызы                            

 Казахстан, Алматинская область

Райымбекский район

с.Кегень

Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях  в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР

              Моя исследовательская работа началась с того, что  на первой недели практики, я с коллегой, с которой проходим курсы познакомила администрацию школы и  учителей  с новыми курсами нового формата, постаралась показать основные цели обучения, все идеи семи модулей, в детальном описании рассказать своим  коллегам, тем самым смогла мотивировать своих коллег  на совместное обучение. Поэтапно и грамотно разработала примерное руководство планирования работы на шесть недель, в котором указала свою работу в период практики. Надо признаться вопрос формирования профессионального сообщества в школе немного затруднил. Среди наших учителей присутствуют и такие, в которых  ярко выражен индивидуализм, и,что огорчает, высокий уровень индивидуальной автономии. Мы узнали в описании «ревностно охраняющих свои достижения» своих именитых учителей, правда их у нас немного, единицы. Но большая часть учителей - это молодежь, благо их у нас много, это и с многолетним опытом учителя, открытые всему новому, позитивному, готовые поддержать любые интересные инновационные идеи педагогики, готовые на сотрудничество, но по старинке им необходим вожатый, направляющий, ведущий за собой. Тем самым выявили, что лидерскими качествами из этой группы никто не обладает, а скорей всего,  необходимо многое сделать, чтобы разбудить в них их лидерское начало.

Из двух категорий учителей мы сумели найти заинтересованных учителей, и это, конечно, радует. Создалась инициативная группа школы. Наша группа лидеров школы  по внедрению новых подходов в методике преподавания состоит из двух учителей 3 уровня казахского языка и начальных классов,  учителя информатики, физики и русского языка. Все участники группы , не я одна это заметила, выгодно отличаются  своей активностью, творческим подходом, быстрое реагирование, умением вовлечь за собой, поэтому создание сфокусированной группы большого труда не составило.

Рассматривая матрицу далее,  уже, сообща с инициативной группой, в заданиях для выполнения в период практики, мы совершенно точно определились с категоризацией учеников, мы  нашли схожие черты поведения и отношения учеников в моделе принимающего ученика. Ведь, в общей сложности, наши дети доверяют школе, удовлетворены в своем большинстве школой и учителями, выполняют то, что мы от них требуем, прилежно посещают школу. В отличие от других школ района, среди наших детей нет неблагополучных, запущенных со стороны родителей, ни один не состоит на учете инспектора по делам несовершеннолетних. Здесь воспитательная сторона учебного процесса не имела еще упущений, что нас так радует. Большая часть педагогического коллектива школы является местными жителями поселка. Наверное, это сказывается на дисциплине в школе и вне ее стен, ведь все на виду в ауле, все на слуху, то же, что и контроль и наблюдение. Здесь мы с родителями единогласны, приоритеты в этом аспекте четко расставлены.Сообща мы составили и провели анкетирование, проанализировав и обсудив полученные данные, наглядно вырисовывалась картина нашего нынешнего положения: учителя во всех неудачах винят родителей, отдельные родители обвиняют школу, а многие дети хотят другого, современного, доброжелательного, доступнообъясняющего учителя.

На первом заседании уже созданной инициативной группы, определились первые вопросы, которые надо было решить, например, в чем состоит трудность , чтобы успешнее решить проблему школы , над которой работает весь коллектив на протяжении последних двух лет и, суть которой состоит в формировании глубоких знаний учащихся, в развитии самостоятельных познавательных способностей, и в воспитании конкурентноспособной творческой личности.

 В процессе проходящей практики в школе, исследуя в том числе и проблему, мы с исследовательской группой выяснили для себя, что решение этой обширной проблемы должно строиться на последовательно поставленных «суженных» задачах, а  не как ранее поставленные , наконец- то мы увидели их «недоступность» и даже, в наших условиях, «формальность», а вот решение каких именно задач, для этого необходимо провести исследование, анализ наших исходных позиций, на основе проведения анкетирования всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей.

         Мы понимали, что только потом мы можем говорить о путях решения выявленных задач.

  Первое мнение, которое мы захотели услышать – это, конечно же, наших коллег.  Мы организовали проведение анкетирования всего коллектива на первом методсовете, вопросы были поставлены по одной теме « Что будет способствовать повышению качества знаний учеников, как улучшить учебную мотивацию, чтобы Вы изменили в своих подходах и т.д.». Результаты анкетирования показали, что большая часть респондентов из числа  педагогов ссылается на причину низкой мотивации учащихся – неприоритетность образования в семье. Учителя единогласно признали, что системность в использовании новых технологий у всех отсутствует, а объясняют неглубоким владением информацией отдельных технологий, но при этом испытывают большое желание  соответствовать современным требованием времени, быть компетентными профессионалами своего дела. Были высказаны пожелания приобретения новых современных оснащений кабинета. Проблемы с химическими и физическими лабораторными и практическими  работами, даже наше советское образование имело простой доступ к такому оборудованию, а в наших современных условиях не иметь элементарное необъяснимо. В школе у нас одна интерактивная доска в мультимедийном кабинете, и пять интерактивных доск в кабинетах биологии, физики, математики, информатики и в кабинете казахского языка, 3 из которых уже не работают, поэтому  постоянный доступ каждого предметника не представляется возможным,  посредством чего можно было бы выйти из положения, показав опыты на экране, используя соответствующие электронные ресурсы.

Вот и сложился последовательно ряд предложений большинства учителей, согласно выявленным проблемам в преподавании: изменить методику преподавания, отслеживать результат, самосовершенствоваться, проходя курсы повышения квалификации;организовывать круглые столы для родителей, с целью вовлечения их в процесс образования и стимулирования их реальных  возможностей повлиять на судьбу своих детей; улучшать материально- техническую базу соотносительно с требованиями образования 21 века.

В итоге мы выявили задачи, которые предстояло решить в дальнейшем плане развития школы, учитывая и положительные имеющиеся результаты, которые необходимо развивать  и совершенствовать.

Анкетирование учеников, не откладывая, провели следом.   Опрашиваемые были взяты из звена начального, среднего и старшего крыла. Анализ показал, что более мотивированно относится к учебе начальное звено, все как один желают получать отличные знания, и в лице современного учителя видят доброго и веселого учителя, но и, признаваясь в том, что таким и является их родной учитель. Неудивительно и то, что все они открыты всему новому и хотят ярких и  познавательных уроков.

         Среднее звено считает, что в школе слишком зажатые рамки пространства, им мало предоставляется выбора для кружков, секций по интересам. К учителям двоякое мнение у многих из опрашиваемых, на их взгляд учителя слишком много требуют, много уделяют внимания на теорию, нежели на практику.

         Старшеклассники уверены, что учителя неинтересно и однообразно преподают, не дают возможности отстаивать собственное мнение, и хотели бы больше самостоятельности и видеть в своих учителях современных харизматичных личностей. Они также желали бы быть вовлеченными в процесс обучения с учениками других классов и школ. Высказывалось естественное желание учиться в современно оборудованных кабинетах.

Конечно же, без внимания не остались и родители, отдельное число которых причину неуспеваемости своих детей и низкой мотивации видели только как результат плохой работы учителя и школы, в целом. Но тем не менее остальное большинство родителей единогласно поддерживают идею программы развития, считая, что их дети получают хорошее образование в стенах нашей школы. Порадовало то, что не прошли без внимания родителей, организованные многочисленные семинары в нашей школе , чего ранее не наблюдалось. Отмечали изменение самой структуры работы школы, стало больше порядка, появилось иное,  уважительное отношение к школе и за этим стоит труд всего коллектива во главе нового грамотного директора школы.

Стало безусловным, что необходимо налаживать диалог с родителями, вовлекать их  в непосредственный учебный процесс посредством не только родительских собраний, а организацией круглых столов, приглашением на семинары, дни открытых дверей; учителям менять старые методы преподавания и находить новые, использовать методы прогрессивной педагогики. Выявили также, что особое внимание необходимо уделить начальному образованию, где залаживается фундамент полученных знаний. Ведь именно в этом возрасте, как показало исследование, присутствует огромная учебная мотивация, и ее необходимо подхватить и не утратить. А вот посредством чего усилить учебную мотивацию, мы уже обсуждали с инициативной группой. Все четко указывает на то, что мы работаем по старинке: теория  без применения на практике. Результаты есть, но малочисленны, мы все их знаем наизусть стопроцентноохватные , хотя бы удовлетворительные знания- это нам и не снилось.  Требовалось составление четко разработанного плана развития школы, нацеленного изменить нынешнее положение школы, выйти на новые подходы в преподавании. Для этого необходимы мастер- классы, регулярные коучинги,  долгосрочные менторинги. Тем более предпосылки мы уже получили, готовность коллектива присутствует, теперь только собственное желание меняться в команде единомышленников и поддержкой руководства школы будут способствовать продвижению идеи преобразования.

Стало естественным, что  для самой реализации идеи программы  в жизнь нам на этом этапе уже необходим план по развитию идеи, который должен представлять собой тщательно продуманную модель дальнейшего развития нашей школы. Поэтому после проведения анкетирования учителей на выявление проблем в преподавании и определение какие же нужны измененения в нашей школе для достижения качества знаний учащихся, мы приступили к разработке плана  последовательных преобразований, в котором  будут учтены результаты нашего исследования, все минусы в нашей работе, а также уже имеющие положительные стороны.

Таким образом, был составлен план развития школы, приоритетами которого стали повышение учебной мотивации и качества знаний учащихся через формативное оценивание,развитие духовно-личностных и самостоятельных качеств учащихся, создание условий для развития творческой личности. Целью  исследования я поставила  внедрить различные формы формативного оценивания при групповой работе,  и через  сбор и  интерпретацию данных, сделать выводы об их влиянии на мотивацию учащихся и вывести  заключения, которые помогут мне определить дальнейшие действия.

Ожидаемыми результатами наметили : систематическое использование новых технологий в проведении уроков, использование различных приемов оценивания учащихся,  развитие критического мышления учащихся, создание условий для совместной работы с учащимися.Мы понимаем, что от путей решения этой проблемы, которые мы выберем зависит реальный ожидаемый результат, поэтому очень тщательно подошли к его составлению, обдумывали каждый составляющий шаг. Первым делом, необходимо было обучить желающих учителей изменений в школе, для этого необходимы регулярные коучинги, определились проводить их еженедельно, а  конкретно по средам между сменами , было назначено время, место  и исполнители, которые  поочередно должны были проводить эти мероприятия на волнующие темы, которые отслеживались самими коучами путем рефлексии. Круглый стол для родителей решили проводить один раз в месяц , и одно такого рода на данный момент мероприятие мы уже провели. Четко составили расписание посещений уроков, заранее обговорив, взаимосогласовав график со всеми участниками процесса, помимо запланированных, существуют , безусловно, и незапланированные встречи с менти. План включает и совместное планирование менторской группы  среднесрочного планирования уроков. Посчитали необходимым включить взаимопосещение, когда ментор может представить мастер- класс обучения. На пятой неделе запланировали внутришкольный семинар, с целью обмена опытом в коллективе, когда все участники инициативной группы имеют возможность продемонстрировать новые методы преподавания и их преимущества.

  По распространению опыта лидеров нашей школы мы организовали систематические мероприятия в виде еженедельных коучингов, долгосрочных менторингов. Если последовательно следовать плану, вероятно,  который в процессе работы над ним будет корректироваться, я думаю, что должны быть  результаты, тем более мы ожидаем и нацелены на это. Необходимо научить учащихся к новым формамработы, это не составляет труда, дети с большим интересом относятся ко всему необычному, яркому, с оживлением ждут следующих таких уроков, таким образом,  мы уже поднимаем интерес к изучаемым предметам, и, в целом, учебную мотивацию.  Мы учитывали при постановке целей своей работы по развитию школы, что приоритетным направлением идеи станет новая технология обучения – повышение мотивации учащихся через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения,  а выявили это во время на одном из коучингов, где рассматривались вопросы обучения по семи модулям, которая наиболее приемлемая в нашей ситуации.

Последняя неделя нашего исследования анализ достигнутых результатов и определение перспективы дальнейшего развития школы. Систематизация данных исследований, оценивания работ группы единомышленников и их поощрения. Зафиксировать результаты образовательной практики и закрепить их в локальных нормативных актах школы. Обобщить опыт деятельности школы и создать сетевое сообщество. Проведение семинара-тренинга «Совершенствование образовательного процесса в условиях освоения новых уровневых Программ» помогли педколлектив школы. Конечно же за такой короткий срок сложно внедрить изменения в действие.     Мой план я считаю выполним. Каждый учитель может работать над повышением мотивации у учащихся, изучать формативное оценивание. Кроме того, план будет иметь продолжение. Оценив промежуточные результаты, будем учитывать пожелания учителей и родителей. На основе этого разработаем новый план. И в завершение, хотела  бы заметить, что с помощью данной Программой по внедрению новых подходов в обучении, наши дети, наши выпускники станут независимыми, самомотивированными, конкурентоспособными, ответственными, умеющими критически мыслить, давать формативную и суммативную оценку своим знаниям, и, конечно же, быть компетентными в цифровых технологиях.


План развития школы

Цели:  Повышение мотивации  учащихся в 8 классах через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения.

Результат

Повышение мастерства учителей в преподавании и обучении через применение различных методов формативного оценивания в условиях коллаборативного обучения.

Задачи:

-научить использовать и применять на уроках различные методы  формативного оценивания в условиях коллаборативного обучения;

-улучшение результатов обучения,  повышения самооценки и взаимооценки учащихся через формативное оценивание.

Мероприятия

Цели

Ответственные

ресурсы

Сроки

Форма работы

Результат

1

Встреча с администрацией

Ознакомить администрацию с программой І уровня, получить доступ к документации школы

Серик Э.

Тезисы для беседы

2 неделя апреля

Профессиональная беседа,

консультация

Выявление стартовых возможностей школы

2

Методический совет

Ознакомление учителей  с  технологией  7  модулей,

с методами формативного оценивания. Заинтересовать коллег и определить своих единомышленников

Серик Э.

Администрация

Видеоролики, презентации,

рефлексия,

опросник

апрель

Обзорная лекция, беседа

Результат выявления единомышленников.

3

Организация и проведение коучингов по данной проблеме

Коучинг - 1

Направлять учителей эффективному использованиюи применению на уроках различных методов и форм формативного оценивания в условиях коллаборативного обучения

Серик Э.

Учитель

прошедший  курс 3 уровня

План коуч сессии, различные видеоролики, презентации,

апрель

Коучинг, профессиональная беседа

Составление плана дальнейших действий.

4

Посещение уроков подопечных

Наблюдение того, как учителя формативно оценивают учеников,

как на уроках идет групповая форма работы

Серик Э.

учителя прошедшие курс 3 уровня

Фотоаппарат,

Листы наблюдения

Апрель

Наблюдение, анкетирование

Барьеры, корректировка,

анализ

5

Коучинг - 2

Влияние формативного оценивания на мотивацию ученика в условиях коллаборативного обучения /составление среднесрочного планирования/

Дать понять подопечным как формативное оценивание влияет на качество знаний учащихся

Серик Э.,

 учитель  прошедший

 курс 3 уровня

Презентации,

видеоурок

Апрель

3 неделя

Беседа, обмен мнениями

Понимание того, как от оценивания и формы работы зависит мотивация учеников.

6

Профессиональ-ная беседа

Обмен опытом

Серик Э.

Подопечные учителя

По необходимости

Диалог

Обмен опытом, взаимосотрудни-чество

7

Проведение менторинга

Оказание методической, профессиональной помощи учителям

Серик Э.

Ментор

Планы уроков

По необходимости

Беседа, активный диалог

Обмен мнениями, рефлексия

8

Выявления барьеров и пути их преодоления

/Коучинг – 3/

Определятьтемы, цели и задачи, в которых учителядобились хороших результатов и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения, достоинства и недостатки форм преподавания, возможные пути их совершенствования.

Серик Э.

Учитель 3-го уровня

Анкетирова-ние, рефлексия

май

Наблюдение

Обратная связь, рефлексия, обсуждение

9

Проведение менторинга

Оказание методической, профессиональной помощи учителям

Серик Э.

ментор

Планы уроков

По необходимости

Беседа, активный диалог

Обмен мнениями, рефлексия

10

Посещение уроков

Наблюдение того, как учителя формативно оценивают учеников,

как на уроках идет групповая форма работы

Серик Э.

учителя прошедшие курс 3 уровня

фотоаппарат

Май

Наблюдение, анкетирование учащихся

Барьеры, корректировка,

анализ

11

Результаты работы, анализ

Коучинг - 4

Выявление проблем и их решения, совместное составление дальнейшего планирования работы

Учителя прошедшие курс І уровня

Мониторинг

май

Профессиональная беседа, обмен мнениями

Обратная связь, корректировка

12

Сетевое сообщество, распространение своего опыта

Обмен мнениями, оказание помощи через обоснованные отношения взаимодоверия

Члены инициативной группы

Сети интернет,

скайп, чат и др.

май

Профессиональная беседа

Обратная связь,  планировать следующий шаг через рефлексию.

13

Выступление на тему

«Повышение мотивации  учащихся  через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения»

/на августовском секционном совещании/

Распространение опыта

Серик Э.

Учителя прошедшие курс І уровня

Презентации, видеоуроки

август

Обзорная лекция,

профессиональная беседа, дикуссия

Совершенствование педагогического мастерства

14

Составление среднесрочного планирования

Коучинг – 1

Проследить за составлением среднесрочного планирования

Серик Э.

Члены инициативной группы

Презентации

сентябрь

План, объяснение, профессиональная беседа

Совместное разработка плана

15

Организация и проведение

«Lessonstudy»

Выявить единомышленников, совместное составление планирования

Серик Э. Ведущие учителя, учителя прошедшие курс 3 уровня психолог

Лист наблюдения

октябрь

Профессиональная беседа, анализ уроков, характеристика учеников

Корректирование поурочного плана

16

Посещение уроков

Выявление барьеров

Серик Э.

Подопечные

Фотоаппарат, лист  анализа

октябрь

наблюдение

Рефлексия, анализ

17

Lesson study

Оттачивания мастерства учителя

Серик Э . Учителя исследователи

Лист наблюдения, план урока, презентация

ноябрь

Наблюдение, анализ, профессиональная беседа

Обобщение опыта по исследованию урока

18

Коучинг – 2

Анализ недели открытых уроков по повышению мотивации учащихся через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения

Провести анализ по теме

Серик Э.

Инициативная группа, учителя прошедшие курс І, ІІІ уровня

Мониторинг

ноябрь

Профессиональная беседа

Выявление недостатков в работе

19

Неделя открытых уроков моих подопечных

Наблюдать, анализировать процесс

Учителя инициативной группы

Фотоаппарат, листы наблюдения

ноябрь

Взаимопосещение, анализ

Дальнейшее планирование на развитие учителей по выявленным проблемам

20

Проведение менторинга

Оказание методической, профессиональной помощи учителям

Серик Э.

Ведущие учителя

Планы уроков

По необходимости

Беседа

Обмен мнениями, рефлексия

21

Коучинг - 3

Составление плана на следующее полугодие

Выявление новых барьеров, анализ

Серик Э.

Видеоролики, презентации

декабрь

Концептуальная карта

Выявление новых барьеров.

22

Сетевое сообщество, распространение своего опыта

Обмен мнениями, оказание помощи через обоснованные отношения взаимодоверия

Серик Э.

Ведущие учителя

Сети интернет,

скайп, чат и др.

Декабрь

Семинары, онлайн-семинары, вебинары

Обратная связь,  планировать следующий шаг через рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлективный отчет к уроку английского языка "О странах мира"

Данный отчет содержит план-конспект урока, приложение с дополнительным материалом, презентацию. Его можно провести в 8-9 классе, изучая тему "Geography" or "Travelling". У меня все получилось! Желаю и...

Рефлективный отчет к уроку в 8 классе "Автомобиль будущего"

Данный отчет содержит план-конспект урока и презентацию по теме. Внутри занятия учащиеся повторяют настоящее, прошедшее и будущее время, а также занимаются моделированием. Интересно, креативно!!!...

Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков

Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  ...

Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР

   Учителям необходимо меняться. Для того чтобы улучшить результаты обучения учеников, учитель постоянно должен заниматься самообразованием, развивать себя. Обучать учеников том...

Детальный рефлективный отчет о процессе планирования развития школы, включающий постановку временных рамок, цели, определение ожидаемых результатов и критериев успешности

    Какие  методы  и  подходы  я  планировала для  преобразования  школы? Это анкетирование, интервью, наблюдение  и  изучение,  Прог...

Модель комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии

Авторы проекта:Руководитель социально-психологической педагогической службы сопровождения, педагог-психолог Лапыгина Н.ГМетодист Киселевич Т.П.Учитель-логопед, учитель-дефектолог Бражникова Е.А....