Статья по теме "Урок в свете фгос"
статья на тему

                                                                                               « Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, 

показатель его кругозора  эрудиции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fgosdoc.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               « Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,  

показатель его кругозора  эрудиции»

(В.А.Сухомлинский)

 «Ничто не происходит без достаточного основания».

(М.В. Ломоносов)

   Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

    Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.  

   Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности  в соответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования;

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностному обучению, которое,  в свою очередь, связано с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. 

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способны к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

 В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

В чем же отличие традиционного урока и урока по ФГОС?

  • урок — это форма организации обучения   группы учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы, каждый из которых имеет свои цели.
  • Отличается деятельностью учителя и ученика

   

Требование к уроку

Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

  • ФГОС ОО нацеливают учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности. Следовательно, учителю необходимо знать вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих УУД, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Типы уроков по ФГОС это уроки деятельностной направленности. (по целеполаганию их можно разделить на 4 группы) (Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»)

Тип урока

Деятельностная цель

Содержательная цель

Структура урока

Уроки   «открытия» нового знания;

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3).Этап выявления места и причины затруднения.
4).Этап построения проекта выхода из затруднения.
5).Этап реализации построенного проекта.
6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

урок отработки умений и рефлексии.

формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
2).Этап актуализации и пробного учебного действия.
3).Этап локализации индивидуальных затруднений.
4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5).Этап реализации построенного проекта.
6).Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8).Этап включения в систему знаний и повторения.
9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

уроки общеметодологической направленности

формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

1. этап мотивации
2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи
4. этап включения изученного в систему знаний
5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Уроки развивающего контроля

Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции

контроль и самоконтроль изученных  понятий (литературных, математических, исторических и др.) и  алгоритмов.

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

Таким образом,  новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Г.С. Меркина в свете ФГОС второго поколения

Здесь даны таблицы, что было в УМК, и что будет добавлено в курс литературы в свете ФГОС второго поколения...

Статья. Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения

Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения...

статья "Здоровье как солнечный свет"

«Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психофизическая усталос...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...

Статья «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»   В.А.Сухомлинский....

Статья "Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"

В статье представлен практический опыт ГБОУ  гимназии №92 Выборгского района  Санкт-Петербурга  в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающи...