Календарно - тематическое планирование по физике 7 класс
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Каримова Светлана Азгамовна

Пояснительная записка к рабочей программе

по физике в 7 классе,

(68 часов –2 часа в неделю).

 

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по физике для 7  класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 класса из расчета 2 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

ü  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

ü Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003 г.

ü Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс/ сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.- 334

ü Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 новый 273-ФЗ.рф. 

ü Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании"

ü Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани  на 2014/2015 учебный год от 21 августа 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_7_klass-_fizika.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

МО учителей ЕМЦ

протокол № ____ от

"___" ____________  2014г.

Согласованно

 Зам. директора № 149 по УР

__________/Юнусова Э.Н. Р.Г./

"___" ____________2014 г.

Утверждаю:

Директор лицей № 149

___________ /Вафина Ф.Г./

"___" ____________2014 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 149 с татарским языком обучения»

Советского района г. Казани

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА. 7 КЛАСС»

 основного общего образования.

Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

Составитель Каримова Светлана Азгамовна учитель физики (1 квалификационная категория)

Казань, 2014

ВВЕДЕНИЕ ( 4 ч )

Цель:

1. Формирование материалистических представлений об окружающем мире; прививать культуру умственного труда; ознакомить учащихся с вкладом русских физиков; воспитывать чувства коллективизма при работе в парах.

2.  Формировать умение самостоятельно работать; учить видеть практическую значимость физических явлений; развивать умения применять знания на практике; формировать практические умения работать с физическими приборами и   определять цену деления измерительных приборов.

Дата проведения

Тема урока

Вид контроля Измерители

Элементы

содержания урока

Дополнительные знания, умения, требования повышенного контроля

ЗУН

Демонстрации и оборудование

ДЗ

Тип   урока

план

факт

1-1

ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

Предмет физика. Экспериментальные и теоретические методы изучения природы.

Изучить правила поведения и технику безопасности в кабинете физики

Познакомить учащихся с новым предметом, с некоторыми физ. терминами и методами изучения физики; определить место физики как науки в системе школьных дисциплин

Шарик; нить; желоб: штатив; эл. спираль; набор различных тел; линейка из дерева, пластмассы, железа.

Презентация(примеры физ.явлений)

1-3, вопросы  

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

2-2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Погрешности измерения

№ 26

Познакомиться с понятием «физ. величина», научиться измерять физ. величины при помощи простейших измерительных средств.

Линейка; различные термометры; секундомер; мензурка; весы; амперметр; вольтметр.

Презентация «Измерение физических величин»

§4-5, вопросы

Упражнение 1 (1,2)

Задание №1 стр.12

Урок систематизации знаний

3-3

Лабораторная работа № 1 « Определение цены деления измерительного прибора».

Лаб раб.  № 1

Измерение физических величин.

Научить учащихся обращению с физ. оборудованием; развитие навыков практической деятельности;

Мензурка; стакан с водой; небольшие сосуды, термометр, линейка, деревянный брусок.

Таблица «Определение цены деления»

 Таблица «Множители и приставки»

§ 5 (повт.)

Урок комплексного применения знаний

4 -4

Физика и техника.

Сам. работа

Показать  достижения в области науки и техники

Презентация(портреты учёных-физиков и выдающихся изобретателей)

СD-R(Кирилл и Мефодий)

§ 6 Составить кроссворд  по  §1- 6

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА. ( 5 ч )

Цель:

1. Формировать умение вести диалог; способствовать развитию памяти и наблюдательности, логического мышления, воображении;  развивать умение анализировать факты и явления на основе теоретических представлений;

2. Воспитывать культуру общения; формировать умение самостоятельной исследовательской работы; воспитывать аккуратность и последовательность в действиях.

Дата проведения

Тема урока

Вид контроля Измерители

Элементы

содержания урока

Дополнительные знания, умения, требования повышенного контроля

ЗУН

Демонстрации и оборудование

ДЗ

Тип   урока

план

факт

5-1

Строение вещества. Молекулы.

Дискретное строения вещества

№ 42, 47 Кодификатор ГИА (2.1)

Определение материальности объектов и предметов; ввести понятие «молекула» и «атом»; ознакомить с методом определения размеров малых тел

Модели атомов

и молекул;

модель броуновского

 движения. Опыты

по рис.16-19 стр. 16

§ 7-8

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

6-2

Лабораторная работа № 2 « Измерение размеров малых тел».

Лаб раб.№2

Измерение размеров малых тел.

Собирать установки для эксперимента по описанию, схеме рисунку, и проводить наблюдение изучаемых явлений. Представлять результаты измерений в виде таблицы, графиков

Линейка; иголка; горох; пшено; проволока; фото молекул

Повт §7-8

Урок комплексного применения знаний

7-3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Сам. работа

Непрерывное и хаотическое движение частиц в веществе. Диффузия.

№ 68,69 Кодификатор ГИА (2.1)

Показать связь изучаемого материала с ранее изученным  в курсе природоведения, связь физики с биологией; продолжить работу над понятием диффузии, показать зависимость скорости диффузии от температуры, проявление этих закономерностей в природных явлениях, в жизни растений и животных.

Модель броуновского движения; набор пробирок; вода; подкрашенная жидкость; пузырёк с духами.

Распространение запаха по кабинету , броуновское движение (видео), диффузия газов, жидкостей, зависимость скорости диффузии от температуры (видео).

§ 9;

§ 1 стр. 172;

Задание №2 (1,2)

Урок комплексного применения знаний

8-4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Физ. диктант

Взаимодействие частиц вещества.

№ 82,83

Выяснить физический смысл взаимодействия молекул; понятия смачивания и несмачивания -показать примеры этих явлений в природе и жизни человека. Экологические проблемы на основе явления смачивания

Свинцовые цилиндры; кусок мела и пластилина; ластик; спиртовка Две стеклянные палочки; стеклянная пластина; сосуд с водой; пружина еталлическая

Примеры взаимодействия молекул (по рис26,27)

§ 10, вопросы

Упр.2(1,2)

Урок систематизации знаний

9-5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Сам. работа

Модели газов, жидкостей  и твердого тела.

№ 93,94

Приводить примеры опытов подтверждающих основные положения МКТ

Д. Объём и форма твёрдого тела, жидкости, газа; опыт по рис.30 стр.27;

Таблица « Модель кристаллов»

Надувание и сжимание шарика, демонстрация сосудов разной формы с водой, твёрдых тел различной формы.

Интерактивный объект «Строение вещества» — твёрдые, жидкие и газообразные тела.

§ 11-12, вопросы  

Задание №3 стр.29

Уроки проверки, оценки и корректировки знаний

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. ( 20 ч )

Цель:

1.Развивать все виды памяти (зрительную, механическую, логическую, комбинационную);  развивать логическое мышление и монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; развивать любознательность; формировать практические умения работать с физическими приборами  и  определять цену деления измерительных приборов.

2.Способствовать расширению кругозора и мировоззрения учащихся, созданию благоприятного микроклимата для каждого учащегося в классе; научить познавать закономерности в окружающей нас естественной и создаваемой человеком среде; способствовать формированию навыка самостоятельной работы внутри группы; воспитывать адекватное отношение к критике со стороны товарищей.

Дата проведения

Тема урока

Вид контроля Измерители

Элементы

содержания урока

Дополнительные знания, умения, требования повышенного контроля

ЗУН

Демонстрации и оборудование

ДЗ

Тип урока

план

факт

10-1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Механическое движение.

№ 112,113 Кодификатор ГИА 1..1--1.2

Ввести понятие механического движения, как одного из видов движения в физике.

Шарик; металлический желоб; горизонтальная опора

Д.

Примеры относительного движения (заводной автомобиль, указатели и «пассажир»), измерение пути, пройденного мелом по доске (демонстрационная линейка по механике). «Механическое движение» — вид снаружи и изнутри движущегося поезда (анимация); можно ли считать тело материальной точкой (анимация), траектория движения кончика карандаша (анимация); объект «Виды движений» — траектории летящих самолётов и следов животных (рисунки

§ 13-14

Упражнение 3 (1-3)

Задание №4 стр. 32

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

11-2

Скорость тела. Единица измерения скорости.

Скорость

Познакомить с одной из важных характеристик мех. дв; научить делать перевод единицы  скорости из одной системы измерения в другую; отработать формулы для расчёта пути и времени

Тележка с капельницей; наклонная поверхность; горизонтальная опора; металлический шарик; воздушный шарик

Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой, определение скорости движения- анимация

§ 15, вопросы

 стр. 37

Упражнение 4 (1-5)

Урок систематизации знаний

12-3

Расчет пути и времени движения.

Сам. работа

№ 139

Выявлять закономерности изменения координаты тела от времени

Стеклянная трубка, линейка, секундомер

§ 16,

Упражнение 5 (1-5)

Урок комплексного применения знаний

13-4

Явление инерции. Взаимодействие тел.

Взаимодействие тел

№ 188-194 Кодификатор ГИА 1.10

Выяснить физическое содержание физ. явления «инерция»; показать случаи её проявления в быту и технике

Опыт по рис.41 стр.41

Д. колебания маятника, кукла на тележке

Две тележки разной массы; упругая пластина; нитка

Примеры движения по инерции  (по рис. 41), выбивание пыли из одежды, «дедушкин рубанок», два молотка, лопата).

§ 17-18, вопросы

Упражнение 6 (1-3)

Урок систематизации знаний

14-5

Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тела на весах.

Физ. диктант

Масса

№ 212,213 Кодификатор ГИА 1.8

Давать определение физических величин

Рычажные весы; набор гирь; электронные весы

Весы с гирями; несколько небольших тел разной массы.

§ 19-20, вопросы

Урок систематизации знаний

15-6

Лабораторная работа № 3« Измерение массы тела на рычажных весах».

Лаб раб. №3

Измерение массы.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений. Измерять массу тела.

Справочная литература табл. 2,3,4 стр. 50.

Весы; несколько тел равного объёма, но разной плотности; ареометры

Повтор § 20,вопросы

Урок комплексного применения знаний

16-7

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела ».

Лаб раб. №4

Измерение объема.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений. Измерять объем тела.

Таблицы № 2-4 стр.50

Сборники задач по физике; дидактический материал; сборники тестовых заданий.

Повтор § 20,вопросы

Урок систематизации знаний

17-8

Плотность вещества.

Плотность

№ 283

Давать определение физических величин

Измерительный цилиндр(мензурка);тела неправильной формы небольшого объёма, нитки

§ 21,

Упражнение 7 (1-5)

Урок комплексного применения знаний

18-9

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности  твердого тела».

Лаб раб. №5

Использование результатов эксперимента для предсказания значений физических величин.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений. Представлять результаты измерений в виде таблицы, графиков

Весы с разновесами, мензурка, несколько твёрдых  тел, нитка

повтор § 21

Урок комплексного применения знаний

19-10

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Физ. диктант

№ 274

Выявлять закономерности массы тела от его объема

Сборники задач

 по физике;

дидактический

материал

Тест стр..207-208

§22

Упражнение 8 (1-4)

Задание 5

Урок систематизации знаний

20-11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы учащихся с таблицей; проверить усвоение понятия плотности, отработать формулы расчёта массы и объёма тел, перевод единиц

Опыты по рис. 55-59 стр. 55; рис.74-76 стр. 68

Повтор § 22

Урок комплексного применения знаний

21-12

Контрольная работа № 1 « Механическое движение».

Контр. раб № 1

Проверить уровень подготовки учащихся и выявить типичные недочёты в изученном материале.

КИМ по данной теме

Урок комплексного применения знаний

22-13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Силы в природе: сила тяжести.

№ 298,299,300 Кодификатор ГИА 1.9

Выявлять закономерности силы тяжести от массы тела

Трубка Ньютона; шарик, подвешенный на нити

Наблюдение проявления силы тяжести (вода льётся вниз, мяч падает вниз

Л.опыт: плоская картонная фигур произвольной формы, штатив с лапкой и муфтой, линейка, груз на нити, булака

§ 23, 24 вопросы

Урок систематизации знаний

23-14

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

Физ. диктант

Силы в природе: сила упругости

№ 250,251 Кодификатор ГИА 1.14

Выявлять закономерности силы упругости от удлинения пружины

Прибор для демонстрации видов деформации; пружинный маятник; рогатка

Опыт по рис.64,66 стр. 59

Примеры деформаций (груз на подвесе, резиновый жгут, линейка, пружина, грузы).

§ 25,26 вопросы

§ 2,3  стр. 173

Урок комплексного применения знаний

24-15

Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Сам. работа

Давать определение физических величин

Демонстрационные и лабораторные динамометры; набор грузов; пружины с различной жесткостью

Л.опыт: динамометр, набор грузов по механике, линейка, штатив с муфтой  и лапкой

§ 27, вопросы

Упражнение 9(1-5)

Урок комплексного применения знаний

25-16

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование  пружины и измерение сил динамометром ».

Лаб раб. №6

Измерение силы.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений. Измерять силу.

Д. действие на опору и подвес; невесомость и перегрузки

§ 28, вопросы

Упражнение 10 (1-3)

§ 10-11  стр. 185

Урок систематизации знаний

26-17

Графическое изображение силы. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

№ 367,368

Уметь решать задачи

Сборники задач по физике; дидактический материал; сборники тестовых заданий

§ 29, вопросы

Упражнение 11(1-3)

Урок контроля знаний

27-18

Сила трения: покоя, качения, скольжения.

Силы в природе: сила трения.

№ 422,423 Кодификатор ГИА 1.13

Познакомить учащихся  с силой трения;

Динамометр; бруски разной массы; набор грузов; песок; тележка.

Презентация

« Трение в природе, быту и технике»

§30, 31 вопросы

Уроки проверки, оценки и корректировки знаний

28-19

Трение в природе и технике.

Физ. диктант

Экспериментальные и теоретические методы изучения природы.

выяснить природу и проявление этой силы в природе в природе,  быту и технике ; определить места видов трения в природе

Деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов

§ 32, вопросы

29-20

Контрольная работа № 2  "Силы в механике ".

Контр. Раб

№ 2

Проверить уровень подготовки учащихся и выявить типичные недочёты в изученном материале.

КИМ по данной теме

Урок комплексного применения знаний

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. ( 22 ч )

Цель:

1. Развивать память, логическое мышление, внимание, догадку и сообразительность, монологическую речь; формировать умения выделять главное, сопоставлять различные точки зрения, делать выводы;  формировать умение самостоятельно работать; стимулирование интереса к предмету путём привлечения дополнительного материала; формирование потребности к углублению и расширению знаний; формировать практические умения работать с физическими приборами

2. Воспитывать аккуратность, последовательность в действиях, наблюдательность, умение чётко выражать свою мысль, умение слушать и слышать друг друга; воспитывать культуру общения ученик - ученик и ученик – учитель; формировать умение самостоятельной исследовательской работы

Дата проведения

Тема урока

Вид контроля Измерители

Элементы

содержания урока

Дополнительные знания, умения, требования повышенного контроля

ЗУН

Демонстрации и оборудование

ДЗ

Тип урока

план

факт

30-1

Давление. Единица измерения давления

Давление.

№ 459,460 Кодификатор ГИА 1.22

Давать определение физических величин

Опыт по рис. 86

 стр. 78

Кирпич, пластилин, проволока

Д. разрезание пластилина тонкой проволокой под действием небольшой силы

Способы изменения давления, применяемые в быту и технике: ножницы, плоскогубцы, кнопки, гвозди с разной площадью поверхности шляпок и т.п.

§ 33 вопросы

Упражнение 12 (1-4)

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

31-2

Способы уменьшения и увеличения давления.

Выделять главную мысль в прочитанном тексте

Динамометр, линейка, брусок деревянный

§ 34  

Упражнение 13 (1,2)

Задание №6

Урок систематизации знаний

32-3

Давление газа.

Сам. работа

Давление.

№ 477,478

Описывать физические явления, процессы

Воздушный шарик; резиновая груша; воздушный насос с колоколом; воздушный фонтан; опыт по рис. 92 стр. 84

Презентация

 « Применение сжатого воздуха»

§ 35, вопросы

Урок комплексного применения знаний

33-4

Закон Паскаля.

Физ. диктант

Закон Паскаля.

№ 495,501,503 Кодификатор ГИА 1.23

Формулировать физический закон

Опыты с шаром Паскаля, наблюдение действия закона Паскаля

Опыт по рис.95-96 стр. 87

§ 36, вопросы

Упражнение 14 (1-4)

§ 4 стр. 176

Урок систематизации знаний

34-5

Давление в жидкости и газе

Давление в жидкости и газе

№ 525,527

Рассмотреть природу давления столба жидкости.

Опыты по рис. 99-103 стр. 89

§ 37 вопросы

§ 5 стр. 178

Урок систематизации знаний

35-6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

№ 502

Расширение представлений о гидростатическом давлении. Отработка практических навыков при  решении задач.

Сборники задач по физике; дидактический материал; справочная литература.

Презентация «Давление на дне морей и океанов»

§ 38

Упражнение 15 (1-3)

Задание №8

Урок комплексного применения знаний

36-7

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Сам. работа

Сообщающиеся сосуды.

№ 543,544,545

Изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон  сообщающихся сосудов.

Опыт по рис.107 (сообщающиеся сосуды, штатив с лапкой, воронка, химический стакан с подкрашенной водой), плакат «Шлюзы», опыты по рис. 109, 110. Презентация - «Сообщающиеся сосуды и их применение».

§ 39 Задание № 9

Упражнение 16 (1-4)

§ 7 стр. 181

Урок комплексного применения знаний

37-8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Атмосферное давление

Давать определение физических величин

§ 40,41

 Задание №10

Упражнение 17 (1,2), 18 (1,2)

Урок систематизации знаний

38-9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Измерение атмосферного давления

№ 558,559,560 Кодификатор ГИА 1.22

Описывать физические явления, процессы

Опыты по рис. 116, 117, опыт по определению массы воздуха по рис. 115,

Презентация «Исследование существование атмосферного давления .»

§42  

Упражнение 19 (1-4)

Задание 11 (1,2)

Урок комплексного применения знаний

39-10

Барометр- анероид.

Физ. диктант

Барометр- анероид.

Знакомство с работой и устройством барометра – анероида.; выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.

Барометр – анероид; Модель

« Схема устройства барометра»,

§ 43 вопросы

Упражнение 20

Урок систематизации знаний

40-11

Атмосферное давление на различных высотах.

Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление; знакомство с примером определения атмосферного давления; раскрытие физического содержания опыта Торричелли.

№ 579,580,581

Уметь решать задачи

Презентация

« Атмосферное давление в живой природе»

§44

Упражнение  21(1-4)

 задание №12

Урок систематизации знаний

41-12

Контрольная работа № 3 « Давление твердых тел , жидкостей и газов».

Контр. Раб

№ 3

сборники тестовых заданий

КИМ по данной теме

Урок систематизации знаний

42-13

Манометры.

Манометр

№ 599

Выделять главную мысль в прочитанном тексте

Открытый жидкостный манометр и его действие (сосуд с водой, плоская коробочка, затянутая резиновой плёнкой), металлический манометр, насос,

§ 45 вопросы

Урок комплексного применения знаний

43-14

Поршневой жидкостный насос.

№ 602

изучить устройство и назначение поршневого жидкостного насоса

Модель поршневого насоса таблица «Поршневой жидкостный насос.»

§46

Упражнение 22(1-3)

Урок систематизации знаний

44-15

Гидравлический пресс.

Физ. диктант

Гидравлический пресс.

№ 604

Изучить физические основы работы и устройства гидравлического пресса

Модель гидравлического пресса. Анимация «Гидравлическая машина».

Таблица и действующая модель пресса гидравлического

§ 47 Задание №13

 Упражнение 23 (1-3)

§6, стр 179

Урок комплексного применения знаний

45-16

Действие жидкости и газов на погруженное в них тело.

№ 620

Описывать физические явления, процессы

Д.Измерение веса тела в воздухе и в воде

§48

§8 стр.181

Урок систематизации знаний

46-17

Архимедова сила.

Архимедова сила.

№ 624,624,650 Кодификатор ГИА 1.24

Давать определение физических величин

. Опыты с ведёрком Архимеда рис.139 стр.118

Сосуд с водой, динамометр, набор грузов, небольшое тело

§ 49, вопросы  

Задание №14

Упражнение 24 (1-4)

Урок комплексного применения знаний

47-18

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лаб раб. №7

Использование результатов эксперимента для построения физических теорий.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений. Представлять результаты измерений в виде таблицы, графиков

Динамометр; штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объёма, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде

Повт. § 49

Урок систематизации знаний

48-19

Плавание тел, судов.

Плавание тел

№ 641

Уметь решать задачи

Наблюдение и изучение плавания тел в жидкостях различной плотности

Сосуд с водой, тела различных размеров, плотности и массы

§ 50, вопросы

Упражнение 25 (1-5), 26 (1-3)

Задание  №15

Урок контроля знаний

49-20

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия плавания тела в жидкости».

Лаб раб. №8

Использование результатов эксперимента для построения физических теорий.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений. Представлять результаты измерений в виде таблицы, графиков

Весы с разновесами, мензурка, пробирка - поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага

Задание №15, 16 (1-2)

Уроки проверки, оценки и корректировки знаний

50-21

Воздухоплавание.

Физ. диктант

Экспериментальные и теоретические методы изучения природы.

№ 660

Уметь решать задачи Технические особенности и функции воздухоплавающих средств. Использование тёплого воздуха для управления шаром

Д. Плавание коробки из фольги; изменение осадки модели судна при увеличении  веса груза на нём

Ареометр

Презентация «Воздухоплавание»

.

§ 52

Упражнение 27 (1-2)

Задание№16

Урок комплексного применения знаний

51-22

Контрольная работа № 4 « Сила Архимеда.».

Контр. Раб № 4

Проверить уровень подготовки учащихся и выявить типичные недочёты в изученном материале.

КИМ по данной теме

Урок систематизации знаний

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. ( 11 ч )  

Цель:

1. Развивать монологическую речь, все виды памяти, логическое мышление. Воображение, наблюдательность; развивать умение использовать теоретические знания в решении практических задач; развивать способности анализировать и обобщать полученные данные; развивать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное.

2. Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру; способствовать расширению кругозора; учить познавать закономерности в окружающей нас естественной и созданной человеком среде.

Дата проведения

Тема урока

Вид контроля Измерители

Элементы

содержания урока

Дополнительные знания, умения, требования повышенного контроля

ЗУН

Демонстрации и оборудование

ДЗ

план

факт

52-1

Механическая работа. Единица измерения работы.

Работа

№ 671,693 Кодификатор ГИА 1.18

Давать определение физических величин

Брусок; динамометр

Секундомер

Определение работы при подъёме бруска на высоту 1 м, при перемещении бруска по горизонтальной поверхности на 1 м

§ 53, Вопросы

Упражнение 28 (1-4)

Задание №17 (1-2)

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

53-2

Мощность.  Единица измерения мощности.

Мощность

№ 712

Давать определение физических величин

Сборники тестовых заданий; сборники  задач по физике; дидактический материал; справочная литература

§ 54, вопросы

Упражнение 29 (1-6)

Задание №18 (1-3)

Урок комплексного применения знаний

54-3

Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге.

Сам. работа

Простые механизмы.

№ 740 Кодификатор ГИА 1.21

Уметь решать задачи

Демонстрация различных видов простых механизмов (рычаг на штативе, набор грузов, ворот, наклонная плоскость, лебедка, клин, винт).

Презентация «Простые механизмы»

§ 55-56, вопросы

 

Урок систематизации знаний

55-4

Момент сил. Рычаги в природе, быту и технике.

Физ. диктант

Блоки

№ 752,753,754

Описывать физические явления, процессы

Опыт по рис 154 стр.138

Ножницы, кусачки, рычажные весы, щипцы, мясорубка и т.д.

Презентация «Рычаги в технике, в быту и природе»

§ 57-58,

Упражнение 30 (1-5)

Урок комплексного применения знаний

56-5

Лабораторная работа № 9 « Выяснение условия равновесия рычага».

Лаб раб. №9

Использование результатов эксперимента для построения физических теорий.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений.

Рычаг на штативе, набор грузов, линейка, динамометр

Повтор § 58

Урок систематизации знаний

57-6

Блоки. « Золотое правило» механики .

Опытное доказательство справедливости «золотого правила» (на примере рычага, подвижного и неподвижного блоков).

№ 769,772,774

Выделять главную мысль в прочитанном тексте

Подвижный и неподвижный блоки, набор грузов, динамометр; наклонная плоскость;

Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе), действие подвижного блока (выигрыш в силе).

§ 59-60, вопросы

Упражнение 31 (1-5)

Задание №19

Урок комплексного применения знаний

58-7

Коэффициент полезного действия механизма.

Физ. диктант

КПД механизма.

№ 795,799,801

Уметь решать задачи

Сборники тестовых заданий; сборники  задач по физике; дидактический материал

§ 61, вопросы

Урок комплексного применения знаний

59-8

Лабораторная работа № 10  « Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Лаб. раб. №10

Построение графика по результатам эксперимента.

Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, схеме и проводить наблюдение изучаемых явлений.

Доска; динамометр; линейка; брусок; штатив с муфтой и лапкой

ЛР №10 стр. 170

Повтор § 61

Урок контроля знаний

60-9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Потенциальная и кинетическая энергия.

№ 834 Кодификатор ГИА 1.19, 1.20

Давать определение физических величин

Опыты по рис.171-173 стр. 153

Анимация «Энергия как способность совершить работу»

§ 62-63, вопросы

Упражнение 32 (1-4)

§ 9 стр. 184

61-10

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Физ. диктант

Экспериментальные и теоретические методы изучения природы.

№ 839

Описывать преобразование энергии

Опыты по рис. 175-176 стр. 157

Презентация «Использование энергии движущейся воды и ветра»

§  64 вопросы

Упражнение 33 (1-3)

62-11

Контрольная работа № 5 « Механическая работа, мощность и энергия » .

Контр. Раб № 5

КИМ по данной теме

Урок систематизации знаний

Экскурсия 2 часа (во внеурочное время)

Резервное время. Повторение материала 4 часов.


Пояснительная записка к рабочей программе

по физике в 7 классе,

(68 часов –2 часа в неделю). 

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по физике для 7  класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 класса из расчета 2 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2003 г.
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс/ сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.- 334
  • Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 новый 273-ФЗ.рф. 
  • Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании"
  • Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани  на 2014/2015 учебный год от 21 августа 2014г.

ЗАДАЧИ  ИЗУЧЕНИЯ КУРСА – ВЫРАБОТКА КОМПЕТЕНЦИЙ:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике:

  • освоение знаний  о тепловых, электрических и магнитных  явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

           Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса 

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Физика и физические методы изучения природы.

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного прибора.

2. Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Взаимодействие частиц вещества. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

ДемонстрацииДиффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Явление тяготения. Взаимодействие тел. Сила. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Сила упругости. Упругая деформация. Закон Гука.

Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Фронтальные лабораторные работы

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Измерение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавления тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Фронтальные лабораторные работы

7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа н мощность. Энергия

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Демонстрации. Простые механизмы.

Фронтальная лабораторная работа

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. технологии уровневой дифференциации
  5. здоровьесберегающие технологии
  6. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов есть  систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество

часов

по программе

В том числе

уроки

лаб. работы

контр. работы

1

Введение

4

3

1

-

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

4

1

-

3

Взаимодействие тел

20

14

4

2

4

Давление  твердых тел, жидкостей и газов.

22

18

2

2

5

Работа  и мощность. энергия.

11

8

2

1

Резервное время

2

-

-

-

Итого:

64

47

10

5

ЛИТЕРАТУРА.

Методическая литература:

  1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2000-2003
  3. Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
  4. Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

  Дидактические материалы :

  1. Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Дополнительная литература:

  1. В.Ю. Баланов, И.А. Иоголевич, А.Г. Козлова. ЕГЭ. Физика: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. – Челябинск: Взгляд, 2004
  2. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1.  Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2006.
  2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
  3. Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
  4. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Библиотека электронных наглядных пособий, физика 7 – 11 классы.
  2. Учебное электронное издание физика 7 – 11 классы, практикум.
  3. Библиотека наглядных пособий, физика 7 – 11 классы.
  4. Учебно-методический комплекс ″Открытая физика″.
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. (сайт)

Комплекты проверочных работ :

  1. Карточки для самостоятельной работы учащихся на уроке.
  2. Тестовые задания.
  3. Разноуровневое контрольные работы.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

ТИПЫ УРОКОВ:

Название

Краткая характеристика

Урок изучения нового материала

Основная цель урока – изучение нового материала. 
Формы такого урока могут быть самыми разнообразными: 
1) лекция; 
2) изложение нового материала в диалоговом режиме «учитель-ученик»;
3) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке.

Комбинированный урок

Это наиболее распространенный тип урока. Число элементов урока может быть различным.
Например, изложение небольшой по объему части нового материала (10-20 мин), закрепление нового материала (5 мин), решение задач (5–20 мин), контроль знаний I (5-20 мин), или самостоятельная кратковременная работа (10-15 мин), возможен фронтальный эксперимент (5-15 мин). Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и эффективным.

Урок закрепления знаний

Основная цель урока – закрепление изученного материала. 
Формы такого урока могут быть весьма разнообразными:
1) урок решения задач; 
2) фронтальный эксперимент;
3) урок-семинар; 4) урок-конференция;
5) просмотр учебных видеофильмов; 
6) игровые уроки («суд над трением», «суд над инерцией») и т.д.

Урок контроля и оценивания знаний

Главная цель данного урока – всесторонний и объективный контроль и оценивание усвоенных учащимися знаний, умений и навыков.
Наиболее эффективные его формы: 
1) разноуровневая контрольная работа; 
2) тестовый контроль; 
3) тематический зачет; 
4) лабораторные работы.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

 I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

 II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.


III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
    Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  4. Орфографические и пунктуационные ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику Г.Я.Мякишева

Календарно-тематическое планирование по физике для 10-м класса (базовый уровень)  составлен на основе «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профиль...

Календарно-тематическое планирование по физике. 9 класс (по учебнику Перышкина)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта о...

Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Календарно-тематическое планирование по физике. 11 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)

Пояснительная записка.             Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...

Календарно - тематическое планирование по физике 7,8 класс к учебнику А.В. Перышкин.

Данное тематическое планирование включает в себя требования к уроку, т.е что необходимо учащимся знать и уметь наданном уроке....

Календарно-тематическое планирование по физике 10-11 класс.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе УМК  Г.Я Мякишева, Б.Б. Буховцева с учетом КЭС и КПУ....

Календарно-тематическое планирование по физике к учебнику А.А.Пинского "Физика. 7 класс"

Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса на 105ч (3ч в неделю)...