Виртуальная выставка "Листая летопись войны"
презентация к уроку на тему

Елена Владимировна Червякова

данная презентация создана для учащихся 5-8 классов коррекционных школ 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listaya_letopis_voyny.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

КГБС(К)ОУ
«Рубцовская СКОШИ № 1 VIII вида»

 Ведущий библиотекарь

Долгих Елена Владимировна

   Презентация выставки

«Листая летопись войны»

   

   Цель выставки   :  виртуальная выставка разработана к 70-летию со дня окончания Великой Отечественной войны с целью популяризации литературы, рассказывающей о военных событиях Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа.

 Читательское назначение:

 5-8 классы

       

       

Ход занятия:

  Сл. 1 Библиотекарь:    Здравствуйте, ребята! Близится   славная дата в жизни нашего народа – 70 лет со Дня Победы  в Великой Отечественной войне.   Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирены, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов … Об окопах и траншеях, об атаках под вражеским огнём  мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Для  нас война – история. Это история нашей Родины, наших родных и близких. Но, несмотря, ни на что мы не вправе забывать тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее, за мир на Земле.

      Сегодня мы с вами поговорим о том, чему никогда не были свидетелями, но о чем должны знать и помнить! По дорогам той далекой войны поведет нас книга. В честь 70-летия Великой Победы сегодня  посмотрим виртуальную выставку «Листая летопись войны…». Она собрана из фондов   библиотеки.

  Сл. 2  1 раздел выставки: «В книжной памяти мгновения войны…»

       

Была война в сороковых,
Там, на смерть дрались за свободу,
За то, чтоб не было невзгоды,
За то, чтоб не было войны.
  

И. Ващенко

 (звучит аудиозапись голоса Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны)


  сл. 3  22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Фашисты уничтожали даже детей и стариков, они расстреливали, жгли, пытали, издевались над пленными, они угоняли людей в рабство, душили в газовых камерах. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

   Сл. 4 Вся страна поднялась против фашизма. Ненависть переполняла сердца. А кто такие фашисты? (ответы детей).

Фашизм – это политические движение, которое считает, что на земле должна существоать только одна нация, остальных нужно либо убить, либо превратить в рабов.

   Мир помнит несгибаемое мужество Брестской крепости. В книге  С. Смирнова рассказано о подвиге людей, которые отказались отрезанными от внешнего мира и продолжали героическое  сопротивление  врагу.

Сл. 5    Многострадальная Сталинградская земля, сколько ей пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать, невозможно сеять хлеб. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России – ее величайшей победой.

Сл. 6    Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни».    

Москва, Одесса и Севастополь, Новороссийск и Керчь, Мурманск  и Сталинград  – города-герои. Но города становятся героями лишь тогда, когда героями становятся их защитники.

Сл. 7.   1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины. Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. На равне со взрослыми с врагом сражались и дети. Пионеры – герои, которые остались в памяти людской.

Сл. 8  Об основных сражениях Великой Отечественной войны вы подробнее узнаете, прочитав книги из раздела   «В книжной памяти мгновения войны».

В. Драгунский «Он упал на траву» - повесть о первых месяцах войны, о 19-летнем юноше, который добровольцем ушёл на фронт.

Ю.Стрехнин «Про отряд Бороды» - Рассказы о моряках-разведчиках отряда Бороды, действовавших в тылу врага.

Л.Кассиль «Улица младшего сына» - повесть, написанная в 1949 году Львом Кассилем (совместно с М. Поляновским) о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина — героя Великой Отечественной войны. Мальчик  Володя Дубинин живет в городе Керчь жизнью обыкновенного советского мальчишки. Оккупацию Керчи гитлеровскими захватчиками Володя встречает в рядах партизанского отряда. Сражаясь в его рядах совместно с другими пионерами наравне со взрослыми, он проявляет образец подлинного героизма и мужества.

Слайд 9     2 раздел выставки «Алтай в годы войны»

То, что случилось, не забудем,
И до конца мы помнить будем
Про подвиг тот в сороковых,
Про тех, кого уж нет в живых.

 И.Ващенко

  Сл. 10.  Огненным шаром прокатилась война по Алтаю. Опалила тысячи жизней. Изломала сотни тысяч судеб, но жива она в памяти народной.

   Н.С.Гаврилов «Алтай в Великой Отечественной войне» -Война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства, перевода подавляющего большинства гражданских предприятий на выпуск продукции для нужд фронта, перераспределения людских, материальных и финансовых ресурсов. Перестройка проходила в сложных условиях. В отличие от центральных районов страны на Алтае и в предвоенные годы не хватало рабочих рук. Количество их сократилось после военных мобилизаций. За годы войны край дал фронту в общей сложности 611245 человек. На его территории сформированы многие воинские части.. четыре дивизии стали гвардейскими. Сибирские соединения сыграли особую роль в разгроме врага под Москвой, ленинградом и Сталинградом.Труженники края помогли одержать Победу не только своим самоотверженным трудом. Они отдавали свои сбережения, драгоценности, продовольствие, тёплые вещи, заботились о раненых и семьях  фронтовиков.

Слайд 11. 70 лет прошло со дня полного разгрома немецко-фашистких захватчиков, но в памяти потомков не забудутся подвиги русских людей. О наших земляках, ставших полными кавалерами ордена Славы и о 300 Героев Советского Союза –рассказывается в книгах А.Кочеткова «Солдатская слава» и «Боевая слава Алтая».

Слайд 12. Письма с фронта. Кому из старшего поколения неизвестны самодельные бумажные треугольники. Они приносили разные вести – кому грустные, кому радостные, что солдат жив и сражается. Письма на фронт. Их так ждали те, кто ушёл воевать. Письма из дома согревали солдатские сердца, помогали преодолевать фронтовые трудности.

Письма войны – это своего рода памятник нашей победы над фашизмом. Фронтовые письма вы можете прочесть в книге «Письма огненных лет.»

 Сл. 13

  3 раздел: «Я читаю о войне…»

   Цитата:    

Это наша судьба.

   Это мы в этой книге.

    А. Абрамов

 Художественная литература выступает как хранитель памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму.  Давайте вспомним произведения некоторых из них.

   Сл. 14. В годы Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой был фронтовым корреспондентом. В своих произведениях он рассказывает нам о тех, с кем встречался на дорогах войны. Один из них - летчик Алексей Маресьев. Летчик без ног – такого еще не было в истории авиации. О необыкновенной судьбе этого человека, его мужестве и силе воли написал Борис Полевой книгу    «Повесть о настоящем человеке».

   Сл. 15. Практически во всех оккупированных городах и крупных поселках действовали подпольные группы. Их подвигу, участникам подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», посвящен роман известного писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия». (Фрагмент из фильма)

  Сл. 16.  Однажды Борис Васильев, мало кому известный киносценарист, проснулся знаменитым. Страна зачитывалась его первой повестью    «А зори здесь тихие»…    Повесть о девушках-зенитчицах, которые вынуждены вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле – но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…

   (фрагмент гибели девчат)

   Говоря о литературе, отразившей Великую Отечественную войну, мы должны отдать знак внимания и уважения фронтовым поэтам, стихи которых стали песнями.

   Сл. 17. В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели. Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. У блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами. С поэтессой Ольгой Берггольц…

(Аудиофайл  -  чтение стихотворения Ольгой Берггольц)
   «
Дарья Власьевна, соседка по квартире»
  Ольга Берггольц  была не просто поэтом: она стала голосом блокадного Лениграда, духовным символом Победы. Потерявшая близких, еле живая женщина не только держалась сама, но и поддерживала город словами мужества и надежды, выступая на радио, на заводах, в воинских частях. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.

Сл. 18   Наиболее сильным среди стихов военных лет является стихотворение Константина Симонова    «Жди меня».    Как

   только оно появилось в газете «Правда», его сразу же переписали в свои блокноты тысячи фронтовиков. В своих письмах домой солдаты говорили о самом главном, чем они жили, о чем они думали, словами этого стихотворения. Оно написано от имени солдата и обращено ко всем женщинам, которые ждут… (видео

сл. 19. (звучит стихотворение)

 Сл. 20.   Сколько бы лет ни прошло, стихи военных лет останутся в строю как боевое оружие. К нам от имени солдат-фронтовиков обращены строки поэта Расула Гамзатова:

   Все, что мы защищали –

   И вам защищать.

   Все, что мы завещали –

   И вам завещать!

Слайд 21 :    Пришло мирное время, но память о той войне останется в каждой семье, в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники хранят имена погибших бойцов… Об этих героических днях сложено множество песен, сочинено стихов, создано много художественных полотен. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить о тех, кто отдал жизнь за Родину.

   (Звучит аудиозапись песни «День Победы»)

Источники инфрмации:

клипарты, картинкы, фото, фильмы, клипы, аудио - ресурсы Интернет

Богомолов В. За оборону Сталинграда – М.: «Малыш», 1974

Боевая слава Алтая. – Барнаул: Алтайское книж. изд-во,1967

Васильев Б.  А зори здесь тихие – М.: Детская литература,1979

Воскобойников В. Девятьсот дней мужества – М.: «Малыш»,1987

Гаврилов Н.С. Алтай в Великой Отечественной войне – Барнаул: Алт. кн. изд-во,1990

Дубровин В.Б. Мальчишки в сорок первом. – Л.: Дет. лит.,1973

Корольков Ю. Партизан Лёня Голиков – М.: Дет. лит.,1959

Кочетов А. Боевая слава Алтая – Барнаул: Алт. кн. изд-во,1975

Письма огненных лет/под ред. А.Н.Невского. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1975

Смирнов С.С.  Бресткая крепость. – М.: Сов. Россия,1990

Стрехнин Ю.С. Про отряд Бороды – М.: Дет.лит,1974

Фадеев А.А. Молодая гвардия – М.: Ростовское кн. изд-во,1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здесь каждый камень - летопись сама..." (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России.)

Инновационный проект «Здесь каждый камень – летопись сама…» (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России.) предназначен для учащихся основного и среднего общего образования, заним...

Виртуальная выставка "Листая летопись войны"

данная презентация создана для учащихся 5-8 классов коррекционных школ 8 вида...

Летопись войны по воспоминаниям ветеранов

Исследовательская работа. Мы счастливы тем, потому что родились под мирным небом нашей могучей Родины, никогда не слышали воя бомб и грохота канонады, не видели ужасов войны. А ведь не всегда небо над...

"Здесь каждый камень - летопись сама..." (виртуальные экскурсии по Подмосковью). Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективного проекта.

П Р О Е К Т «ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ – ЛЕТОПИСЬ САМА…» (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России)Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективнрго проекта....

"Здесь каждый камень - летопись сама..." (виртуальные экскурсии по Подмосковью). Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективного проекта.

П Р О Е К Т «ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ – ЛЕТОПИСЬ САМА…» (Виртуальные экскурсии по Подмосковью: культурное наследие России)Статья об опыте долгосрочного творческого междисциплинарного коллективнрго проекта....

ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО. Урок литературы 5 класс

Данный урок «ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА» разработан по программе «Литература 5-9 класс» В.Я.Коровиной, издательство «Просвещение», 2011 (урок № 82 раздела ...

Устный журнал "Летопись войны в Поныровском районе"

Немецкие войска вступили в Поныри 2 ноября 1941-го года, а затем оккупировали и весь район. За 15 месяцев оккупации гитлеровцы казнили 138 советских патриотов, отправили на каторжные работы в Германию...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Уважаемая Елена Владимировна! В своей работе Вы рассказали о том, как сохраняют память о войне писатели, поэты нашей страны.Их вклад в сохранение памяти о войне неоценим и мы благодарны им за эту память,за их книги. Мы с Вами не поэты, не писатели , и мы не можем написать книгу о войне. Но каждый из нас может сохранить память хотя бы о ком-то из тех, кто был на войне или ковал Победу в тылу.И тогда у нас получится Книга памяти о войне. Мы уже пишем все вместе эту Книгу памяти, страничками которой являются рассказы наших участников Вахты памяти . Пока Ваша работа не может стать страничкой нашей Книги памяти, потому что Вы представили только общеизвестный материал. А нужно рассказать о своем вкладе в сохранение памяти. Ведь в семьях ваших воспитанников хранится память о войне. И в Вашей семье наверняка есть о ком рассказать. Самое главное, что Вы -неравнодушный человек.

Елена Владимировна, прошлась по Вашей выставке - чудесная работа. Порекомендую в свою школьную библиотеку, спасибо Вам.
К сожалению, не к этому проекту, читайте положение.