Эссе "Я - учитель"
материал на тему

Васильева Галина Владимировна

Творческая работа о профессии учителя и своём месте в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx193.1 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Новая папка (3)\20141212_172111.jpg

Я - учитель    

Конкурсное эссе Васильевой Г.В.,

 учителя истории и обществознания

МБОУ Балаганская СОШ № 2

п. Балаганск, 2015 г.

Жизнь – это дорога. Длина дороги – жизнь. Дорога трудная, тернистая. Порой она весёлая, лёгкая. Порой непроходимая, трудная, наполненная болью и потерями. Промежутки беззаботности ограничены временем. В детстве год тянется долго, бесконечно. Жизнь-дорога в этот период ярка, расцвечена неповторимо яркими красками. Рядом родители. За их строгостью ощущаешь бесконечное тепло, защиту. Формируются представления о добре и зле, о том, что можно делать, что категорически запрещено. Первый выбор, как поступить, и неминуемая ответственность за плохие поступки. Без лишних нравоучений, но с чётко установленным порядком поведения растили нас родители. Учили любви к книге (сельскую библиотеку я стала посещать с 5 лет, а к школе перечитала все книжки для самых маленьких), приучали к домашнему труду, давали свободу в играх и творчестве.

Юность – это пора выбора жизненного пути. Так получилось, что с пятого класса я была вожатой у октябрят, и они с удовольствием ходили на наши сборы, игры. Дома помогала маме,  она доверяла мне и моей подруге Людмиле проверять тетрадки своих учеников. Поэтому с выбором профессии определилась рано. Мама, проработавшая всю жизнь учителем начальных классов, говорила: «Галя, иди учись на бухгалтера в кооперативный техникум!», но я, представив себя счетоводом в чёрных нарукавниках, неизменно сопротивлялась. В лихие девяностые неоднократно вспоминала мудрые наставления мамы, неизменно добавляя: «Послушалась бы маму, работала бы уже директором банка!» Но что не случилось, то не случилось.

Как показала жизнь в дальнейшем, деньги не являются решающим аргументом при выборе профессии. Здесь, видимо есть сакральность и предначертанность судьбы: каждому в жизни определено своё место. Рано поняла, что моё призвание педагогика, а дело всей жизни, это работа учителем в школе.

Путь по дороге жизни ускоряется в юности. Дорога шумная, веселая. Порой голодная – перехватываешь деньги «до стипендии», но нет ощущения безнадёжности, неуверенности в завтрашнем дне. Знаем, что будет у нас гарантированная работа, обязательно получим жильё, будущие дети пойдут без проблем в детский сад. Болезни не страшат, поскольку энергия бьёт через край, да и советская медицина не бросает человека один на один с болезнью. Студенческие годы наполнены событиями, круговорот жизни включает в себя старых и новых подруг, любовь, которую я встретила в нашем училище, просто много хороших людей. Училась охотно, с азартом. Педучилище я окончила с отличием, несмотря на то, что пришлось пропустить один семестр (сдавала зачёты и экзамены экстерном).

По распределению приехала за мужем в Балаганск, была принята в ту же школу, где работал, а ранее учился он – в восьмилетнюю школу учителем начальных классов. Сразу же поставила себе  цель стать учителем истории.  С тех пор в течение 31 года я здесь и работаю. Школа неоднократно меняла название, «переезжала» с места на место, но сохранялось главное – традиции, коллектив, дух школы. Была, правда попытка сменить работу и попробовать себя на административной работе, но показалось, что это пустая жизнь. Не хватало напряжённости, общения с детьми, не знаю, чего ещё. Видимо, отсутствие стресса – это тоже стресс. Вернулась в школу директором, но ни на год не оставляла преподавательскую работу.

Новое время – новые пути. Стремительно меняется общество, техника. Я уже не бегу по дороге жизни вприпрыжку, как в детстве; не качаюсь на качелях счастья, как в юности; не продираюсь сквозь частокол проблем, как в девяностые. Я стараюсь поспешать за стремительно уносящимся вдаль современным экспрессом. И здесь я одна в ответе - поспею ли, не отстану ли, не окажусь ли на обочине.

Два раза в жизни мне пришлось кардинально пересматривать свои профессиональные позиции. В первый раз – во время  перестройки, когда открылись с гласностью трагические страницы истории, а многое, спрятанное в секретных архивов постепенно перемещалось в школьные учебники. Моё образование, построенное на основе главенствующей роли в истории страны партийного руководства, превратилось в пыль. Пришлось, засучив рукава, штудировать историю заново. Затем педагогику, психологию. Компьютеризация тоже потребовала новых знаний. С 2000 года, когда в школе появились первые компьютеры, в любую свободную минутку бежали в компьютерный класс, осваивая премудрости Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Outlook, PowerPoint, Access. Ученики знали больше нас, а быть некомпетентным перед ребятами нельзя!

Следующее испытание – это полный пересмотр педагогических подходов, методики и содержания образования в связи с введением Федеральных образовательных стандартов второго поколения. У педагогов, имеющих 30-летний опыт за плечами, конечно же, сложились стереотипы преподавания. Что и говорить, знаниевая парадигма – это одно, а системный деятельностный подход – это другое. Мы готовимся, но всё же сомнения одолевают: сможем ли научить учиться, сможем ли отказаться от роли главного источника знаний? Как не накопить пробелов, а помочь сформировать полное предметное знание? И снова – курсы, самообразование, РМО, педсоветы, совещания. Школа работает в режиме развития, педагоги – в режиме усиленной переподготовки.

Чем наполнена моя профессиональная деятельность? Прежде всего, это учебные занятия,

Современный учитель не должен отличаться от специалистов любых других профессий. Нельзя давать окружающим хотя бы малейший повод упрекать себя в старомодности и косности взглядов.

Мне посчастливилось в течение  девятнадцати лет посещать уроки лучших учителей нашего района. Не важно, какой предмет преподаёт учитель. Как правило, методические приёмы и находки универсальны. Я училась у мастеров манере общения с ребятами, строить отношения, основанные на доверии и ожидании успеха ребёнка: «Я верю в тебя!»

Пробуя свои силы,  я принимала участие в конкурсе «Учитель года» дважды – в 2005 и 2010 гг. Участие в конкурсе является тяжёлым испытанием, но позволяет переосмыслить и обобщить свой опыт, повысить самооценку, научиться новому в профессии. Есть и практическая выгода: в 2005 году с областного конкурса я привезла в школу первую флеш-память и первый цифровой фотоаппарат, а в 2006 году мы уже представляли школу на областном форуме «Образование Приангарья».

Благодаря конкурсу, я получила новое увлечение. Представляя хобби, я сделала свои первые вышивки крестом. Теперь мои работы «живут» у моих друзей и родственников, их  уже 15!

Истинный учитель — это еще и исследователь, скрупулезно изучающий особенности разнообразной педагогической деятельности в самых различных учебно-воспитательных ситуациях. В 21 веке подавляющее большинство учителей являются людьми не только высококвалифицированными, но и пытливыми, открытыми для творческого восприятия новых идей, самостоятельно оценивающими их эффективность.   Как же он, учитель, многообразен:  учитель – исследователь, учитель – инноватор, учитель – воспитатель,  учитель – творец,   УЧИТЕЛЬ! Исследовательская работа с детьми – второе ведущее направление моей педагогической деятельности. Третье направление, пронизывающее всю мою работу – это воспитание. Воспитание патриотизма, любви к малой Родине, к нашей стране Россси. Учу чтить память о великих событиях нашей страны, помнить и гордиться подвигами дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны, помнить о трудовом подвиге в тылу. Учу толерантности к другим культурам и национальным традициям. Стараюсь научить  видеть в представителе любой национальности прежде всего человека. Не бывает хороших и плохих наций, люди совершают плохие и хорошие поступки.

   Часто задаю себе вопрос: а ты какая? Интересена ли ты ученикам? Помнят ли тебя твои ученики? Вопросы, на которые не можешь дать ответа сама. Вопросы, ответы на которые даст только жизнь. Каким ты должен быть, какой ты есть учитель?

 «Профессия учителя не терпит шаблона. Человек, посвятившей ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет возрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком».

  Учитель в нашем обществе - это человек из будущего, пришедшего к детям для того, чтобы научить их утверждать в настоящем идеалы будущего. Думаю, не ошибусь, если стану утверждать: учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души.  Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое отечество.

Дорога жизни бежит вперёд. Я стараюсь успеть…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...