ОРКСиЭ Основы светской этики "Суд над Сократом"
методическая разработка на тему

Магдалевич Светлана Валерьевна

Методическая разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока «Основы светской этики»

Тема: «Суд над Сократом»

Разработала: Магдалевич С.В.

Цель и задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с понятием «убеждение»
  • Формирование представлений о ценности человеческой жизни
  • Понимать значение нравственности в жизни человека и общества
  • Воспитывать стремление поступать по справедливости
  • Развитие учебных умений работы с информацией
  • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса

Используемый учебный материал:

        Учебное пособие «Основы светской этики»

Основные термины и понятия: убеждения, Сократ, ситуация морального выбора.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Работа над новым материалом

Постановка проблемы. Групповая работа.

Метод «Корзина идей». Работа с понятием «убеждение» (словарь)

Обобщение

  1. Работа с текстом учебника «Жизнь Сократа». Чтение в кружок.

Обобщение

  1. Работа с иллюстрацией

Анализ, обобщение

  1. Рефлексия. Составление ассоциативного ряда слов к теме урока через понятие СОКРАТ
  2. Подведение итогов (голосование)

  1. Организационный момент

Этап психологического настроя на урок (сегодня вас ждет интересное задание. Настройтесь на положительные впечатления.)

Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела «Этика о нравственном выборе». Мы с вами узнаем, что такое нравственный выбор, трудно или легко его совершить. Постараемся понять, как важно для человека иметь собственное убеждение, на чем они строятся.

Сегодня, один из таких уроков на котором мы совершим воображаемое путешествие в Древнюю Грецию.

? Назовите главный город Греции

Слайды1,2

Афины – столица  Древней Греции. Жители города по праву считают его самым красивым и гордятся им. Прекрасные сады, роскошные храмы со статуями богов, главная площадь города с торговыми рядами, богатые кварталы, узкие улочки, мастерские художников и ремесленников, театры и гимназии – все это и составляет жизнь города.

Афиняне считали, что в управлении государством может принимать участие любой гражданин : богатый или бедный, знатный или незнатный, купец или землевладелец, ремесленник, лодочник или торговец. Сообща они решали важные вопросы и выносили судебные решения.

Работа в группах. «Кроссворд».

Сегодня  мы с вами поприсутствуем на одном из судебных заседаний. А кого же будут судить на нем, вы узнаете,  ответив на мои вопросы и расшифровав слово.

  1. Любовь к мудрости (философия)
  2. Древнегреческий мыслитель и писатель автор произведений для театра-трагедии (Софокл)
  3. Терпимое отношение к чувствам и поступкам других людей (Тактичность)
  4. Мудрец Древней Греции. Основал свою перипатетическую школу.(Аристотель)
  5. Правила поведения принятые в обществе (мораль)
  6. Готовность и способность мириться с чем то неприятным и нежелательным

Итак, тема нашего урока, связана с именем древнегреческого философа Сократа. сл.10

  1. «Корзина идей» (работа в группах)

? Обсудите, за что можно осудить человека

? Как вы думаете, за что осудили Сократа

Делаются записи на доске в форме кластера

Работа со словарем.

? Как вы понимаете слово убеждения

Давайте обратимся к словарю в учебнике и найдем понятие «убеждение». Выделим ключевые словосочетания.

Твердые взгляды

Что правильно, а что неправильно

Убеждения влияют на поступки человека

Обобщение.

Повторим, что такое убеждение? Какие убеждения есть у вас? Как вы понимаете, каким образом и как  нужно поступать в разных ситуациях?

Убеждения – это правила, которые мы устанавливаем сами себе. Это жизненные принципы, которые мы познаем с детства. В семье, в обществе, человек формирует правила из своего собственного опыта.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(можно стилизовать под тему урока)сл.13

  1. Работа с текстом учебника «Жизнь Сократа».

Открываем учебник на странице 47-48. Читаем о жизни Сократа.

Вопросу по тексту:

? С каким насекомым  Сократ сравнивал себя

? Почему он сравнивал себя с оводом, что он хотел этим сказать

? Дайте объяснения, почему граждане боялись и предали Сократа

? Чего добивался Сократ своими вопросами

Молодцы, ребята! Вы очень внимательно прочитали текст. Действительно,  афинянам было неудобно слушать речи Сократа, т.к. он говорил о проблемах, о том, что люди перестают думать о добродетелях, о достойной жизни, думают только о богатстве и развлечениях.

Мы узнали с вами, кто такой Сократ и за что его судили. Сейчас представим, что мы в Афинском суде.сл.14

По традиции,  афинский суд, разбирая важные дела, выносил приговор в тот же день. Но можно было смягчить наказание.

Работа в группах.

? На ваш взгляд, каким образом можно было смягчить наказание

? Какое наказание ждало Сократа

Давайте обратимся к тексту и узнаем,  как поступил Сократ?

Обобщение.

? Скажите, мог Сократ избежать смертной казни

? Поясните, почему Сократ отказался от побега.

  1. Работа с иллюстрацией.

Посмотрите на картину Ж.Давида. Смерть Сократа.с. 49

? Что вы можете сказать о друзьях Сократа

? Как умер Сократ

? Какие чувства у вас вызвала эта картина

  1. Рефлексия

Итак, мы, совершив познавательное путешествие в Древнюю Грецию, узнали о философе Сократе, как жил мудрец, за что его судили.

Давайте вместе подведем итоги и вспомним, о чем мы говорили на уроке и составим ассоциативный ряд, связанный с темой урока.

С –суд, справедливый

О-  обвинения несправедливые

К- казнь

Р- равнодушие сограждан

А- Афины

Т- трагедия

  1. Голосование «В роли судей»

Дорогие, ребята в древней Греции голосовали камешками, которые помещали в специальные урны. Гладкие за оправдание, просверленные за осуждение. У вас на столе лежат белые и черные кружочки символы камней.

Когда в далекие времена (399г. до н.э.) судили великого философа Сократа, в голосовании приняло участие 500 присяжных, которые проголосовали за казнь (280 за, 220 против)

Сегодня и мы с вами проголосуем за или против осуждения Сократа.

(результаты: за и против)

Почему вы проголосовали против?

В наше время любой человек имеет право высказывать свое мнение

 

Оценивание детей.

Домашнее задание. Задание после параграфа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АФИНЫ

Слайд 2

Управление государством Афиняне считали, что в управлении государством может принимать участие любой гражданин : богатый или бедный, знатный или незнатный, купец или землевладелец, ремесленник, лодочник или торговец. Сообща они решали важные вопросы и выносили судебные решения.

Слайд 3

1 5 3 2 4 6

Слайд 4

1 Ф И 5 Л 3 О 2 4 С 6 О Ф И Я

Слайд 5

1 Ф И 5 Л 3 О 2 С 4 С О 6 О Ф Ф О И К Я Л

Слайд 6

1 Ф И 5 Л 3 Т О 2 С А 4 С О К 6 О Ф Т Ф О И И К Ч Я Л Н О С Т Ь

Слайд 7

1 Ф И 5 Л 3 Т О 2 С А 4 А С О К Р 6 О Ф Т И Ф О И С И К Ч Т Я Л Н О О Т С Е Т Л Ь Ь

Слайд 8

1 Ф И 5 М Л 3 Т О О 2 С А 4 А Р С О К Р А 6 О Ф Т И Л Ф О И С Ь И К Ч Т Я Л Н О О Т С Е Т Л Ь Ь

Слайд 9

1 Ф И 5 М Л 3 Т О О 2 С А 4 А Р С О К Р А 6 Т О Ф Т И Л Е Ф О И С Ь Р И К Ч Т П Я Л Н О Е О Т Н С Е И Т Л Е Ь Ь

Слайд 10

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом

Слайд 11

Кто такой Сократ?

Слайд 12

Сократ - Известный ученый и философ Древней Греции.

Слайд 14

Афинский суд Суд, разбирая важные дела, выносил приговор в тот же день.

Слайд 15

Смерть мудреца Суд приговорил Сократа к смертной казни. Философ 30 дней провел в тюрьме. Друзья приготовили ему побег, но великий мудрец отказался от этого, сказав, что бегство – это бесчестный поступок.

Слайд 16

Голосование камешками

Слайд 17

Домашнее задание Стр. 49 Вопросы и задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики»  4 класс...