конспект урока математики в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) на тему

Конюхова Нина Александровна

Урок математики в 6 классе по теме "Деление положительных и отрицательных чисел"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ в 6 классе                    

УЧИТЕЛЬ Конюхова Нина Александровна

Тема урока: Деление положительных и отрицательных чисел.

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

Используемая технология: проблемно –диалогическое обучение на уроке получения новых знаний.

Образовательные цели урока: познакомить учащихся с алгоритмом деления положительных и отрицательных чисел; научить учащихся применять выведенный алгоритм для решения задач.

Цели развивающего воспитания: создать условия для развития: самостоятельности при выборе способа решения задания, логического мышления, познавательной активности; воспитание взаимоуважения.

                                   

                                ХОД   УРОКА:

I.Организационно-мотивационный этап (организация внимания учащихся). РАЗМИНКА.                                      

Учитель задает учащимся вопросы, на которые они отвечают   без поднятия руки , в быстром темпе, все вместе. Это  создает определенную эмоциональную обстановку.

ВОПРОСЫ.

Я задумала два числа. Задайте только один вопрос и, выслушав ответ, скажите, одного знака эти числа или нет.          (Учащиеся: Произведение этих чисел больше нуля или меньше?)        

Учитель:  Произведение больше нуля .     (Учащиеся: Эти числа одного знака.)

Учитель:  Задайте еще один вопрос и узнайте , эти числа положительные или отрицательные.

(Учащиеся:  Сумма этих чисел больше или меньше нуля?).

Учитель:  Меньше нуля.  (Учащиеся:   Эти числа отрицательные).

II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Задание А.  Среди чисел -3; -5; 3; -0,2; 1/3    укажите:

  1. противоположные;   2. отрицательные;   3. взаимно  обратные.

(Ответы даются с полным обоснованием и при этом повторяются понятия и определения всех этих видов чисел).

ЗАДАНИЕ № 1 (смотрите его на листах, лежащих на партах). Придумайте такие два числа, чтобы
Их произведение было равно одному, а сумма была бы меньше единиц)
(Учащиеся: например, -5 и – 1/5;   -2 и -0,5).

ВОПРОС: Как называются такого вида числа?  
(Идет закрепление понятия взаимно обратных чисел, которое будет необходимо учащимся при выведении  алгоритма деления  положительных и отрицательных  чисел .)

ЗАДАНИЕ №2. (смотрите его на листах, лежащих на партах).
Вася  утверждает, что существует два числа,  которые одновременно и  противоположные  и  взаимно обратные.  Согласны ли вы с ним?

III. Изучение нового материала.

ЗАДАНИЕ   Б. (Задание написано на доске). Угадайте корень уравнения и выполните проверку:

  1. -8 х= -72;        2. 6 у=-42;     3.   -2/3 х = 5/6.        
  2. Решение уравнений и проверка полученных корней проводится учащимися устно с полным обоснованием.                                                                                                                                                            

        1. ЧТО МЫ СЕГОДНЯ УЗНАЕМ?              (Учащиеся: « Мы  узнаем  правило  деления   чисел  с разными  знаками   и  правило  деления  отрицательных  чисел.»)

2. ЧЕМУ МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ СЕГОДНЯ НАУЧИМСЯ НА УРОКЕ?    (Учащиеся: Мы научимся применять это правило при решении упражнений на деление положительных и отрицательных чисел.)

3. ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ ВАС СУМЕЕТ СДЕЛАТЬ НА УРОКЕ РЕШИТ КАЖДЫЙ САМ.

Учитель: Цели и задачи мы с вами установили. А КАКОВА ЖЕ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?

(Учащиеся: Тема урока «Деление положительных и отрицательных чисел».)
(тема урока записывается учителем на доске и учащимися в тетрадях)

УЧИТЕЛЬ: Вернемся к нашему уравнению:  -2/3 х=5/6. Мы с вами выяснили: чтобы решить данное уравнение, надо   х=5/6:(-2/3). Нам известно правило деление обыкновенных дробей.  В чем оно состоит? (Чтобы разделить одно число на другое, надо делимое умножить на число, обратное делимому.) Следовательно, мы можем наше деление заменить умножением на обратное.  Назовите число, обратное числу (-2/3).

              Х = 5/6 : (-2\3) = 5/6 * (-3/2) = -5/4.

ВОПРОС: А нельзя ли и те уравнения, где мы угадывали корни свести к делению?

              -8 х = -72, х = -72:(-8) = -72    (-1\8) = 72:8 = 9.

             6 у = -42, у = -42:6 = -42    1\6 = -42 \6 = -7 .

 ВОПРОС: Какую закономерность вы увидели при выполнении деления этих пар чисел?

(Учащиеся: Знак частного ведет себя также, как знак произведения: а) частное двух чисел с разными знаками всегда число отрицательное; б) частное двух чисел с одинаковыми знаками всегда число положительное. Модуль частного равен частному  модулей  этих  чисел.)

     IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

ЗАДАНИЕ № 1 (Самостоятельная работа на 1-2 минуты.)  Заполните таблицу знаков частного двух чисел.

(Незаполненные таблицы есть на парте у каждого ученика. Один ученик заполняет аналогичную таблицу на обратной стороне откидной доски и его решение сравнивают учащиеся со своим.   Таблицу смотрите в приложении.)

ЗАДАНИЕ №3.Вычислите частное. Смотрите задание на листе на парте. Вычисление выполняем

          Устно, по «цепочке», начиная с последней парты среднего ряда.

1) -27:3 ;         2) 72:(-36);      3) -56:(-7);    4) 45:(-15);    5) -48:(-8);   6) -3,8:1,9;      7) -4,4:4;  8) 4,2:(-1);      9) 0:(-3,5);    10) -7,8:7,8.

V. Закрепление новых знаний. Решение упражнений на деление положительных и отрицательных чисел.

ЗАДАНИЕ №4. (Смотрите задание на листе - на два варианта). Вычислите и найдите для каждого числа соответствующую ему букву из данного ниже набора соответствия между числами и буквами. При правильном решении вы получите слово -для каждого варианта –свое. Какое?

 Вариант 1.
1) -45: (-9);   2)-2,4:0,8;  3)12:(-0,3);  4)-2,4:(-6);    5)-8,6:(-4,3).
0,3—о;  5—у;  -0,3—ш;  2—х; -5—к;  -3—с; -0,4—а;  -2—б;  -40—п;  -4—и; 0,4—е; 4—в.
(При правильном  решении получаем слово УСПЕХ ).


Вариант 2.

1) -3,6:(-0,4);    2) 3:(-0,1);   3) -4,2:7;   4) -84:(-6);   5) -5,6:(-0,8).
0,9—у;  -3—и;  14—в;-0,6—а;  9—б;  -6—н;  6—л;  7—о; 0,7—п;  -9—с;   -0,3—ю;  -30—р;   -7—м.

(При правильном решении получается слово БРАВО).

Верное решение учащиеся увидят сразу!

ДОМАШНЕЕ задание:

ИТОГ урока: Какие цели мы ставили с вами в начале урока? Выполнили ли мы их?

А как каждый из вас справился с целью, которую он ставил перед самим собой, он ответит сам себе.

СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Знак числа а

Знак числа в

Знак числа а:в

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник  Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Конспект урока математики 6 класс

Тема урока "Понятие координатной плоскости"...

Конспект урока математики 1 класс

Тема: Числа 6, 7. Написание цифры 6....

Конспект урока математики 0 класс

Числа 1 – 5 . Закрепление....

Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"

Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...