ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИН, МДК, ПМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (10 класс) на тему

Настоящий стандарт устанавливает требования к формированию учебно-методического обеспечения дисциплин, реализуемых в рамках Основной Профессиональной Образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям ОГАОУ СПО «БСК».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_1.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ДИСЦИПЛИН, МДК, ПМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает требования к формированию учебно-методического обеспечения дисциплин, реализуемых в рамках Основной Профессиональной Образовательной программы среднего профессионального образования по специальностям ОГАОУ СПО «БСК».

Компетенция - Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности в определенной области.

Знания осваиваются в ходе познавательной деятельности. Они необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом существования в обществе, основанным на знаниях, в котором нам предстоит жить.

Умение предполагает целенаправленное выполнение действия.

Отношения – отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Опыт – то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом человек начинает обладать только тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.

Выделяют:

  • Технические (профессиональные) компетенции, которые относят к сфере профессиональной деятельности.
  • Сквозные (мобильные), относящиеся к сфере к социальным, коммуникативным, методическим компетенциям, необходимых для эффективной трудовой деятельности (умение организовывать рабочее место, принимать участие в организации предприятия, умение поддерживать эффективное общение с коллегами, руководством и клиентами, умение обеспечивать безопасность жизнедеятельности, умение в области охраны окружающей среды)
  • Новые базовые (ключевые) компетенции, которые охватывают такие категории, как свободное владение иностранным языком, умение  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), аналитические, способность к инновационной  деятельности, умение учиться, умение принятия решений, умения работы в команде, адаптивности, принятия ответственности, умение идти на обоснованный риск, умение в области организации  самозанятости)

Модуль – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

Профессиональный модуль - Законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций.

Учебно-методический комплекс -  Комплект документов, который представляет собой совокупность учебно-методических материалов, необходимых для определения содержания, объема учебно-методической обеспеченности по каждой учебной дисциплине образовательной программы.

 

- MP

- методические рекомендации;

-МДК

- междисциплинарный курс;

- ПМ

- профессиональный модуль;

-ОК

-общие компетенции;

-ОПОП

- основная профессиональная образовательная программа;

- ПК

- профессиональные компетенции;

-РП

- рабочая программа;

-РПД

- рабочая программа дисциплины;

- РППМ

- рабочая программа профессионального модуля;

-ППД

- примерная программа дисциплины;

-ПППМ

- примерная программа профессионального модуля;

-УМК

- учебно-методический комплекс;

- ФГОС СПО

- Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

Общие положения

Основная цель формирования УМК - создание полного комплекта учебно-методических материалов, необходимых и достаточных для организации образовательного процесса по дисциплине, способствующих эффективному усвоению студентами учебного материала в учебном процессе, в том числе и самостоятельно.

Наличие разработанных УМК с широким использованием инновационных методов по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам (МДК), профессиональным модулям (ПМ) является обязательным условием качественной подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

УМК создаются на основе ФГОС СПО по специальности с учетом действующих требований к организации учебного процесса в колледже и примерных программ дисциплин, профессиональных модулей (далее ППД и ПППМ) при их наличии.

 Разработчик УМК обязан осуществлять работу по оптимизации и актуализации содержания УМК.

При издании каких-либо составных частей УМК типографским способом в УМК может храниться брошюра.

При введении в действие новых ФГОС СПО и ПП дисциплин, модулей УМК разрабатывается заново.

 

Структура УМК дисциплины (МДК, ПМ)

УМК дисциплины должен состоять из следующих элементов:

- титульный лист учебно-методического комплекса дисциплины, ПМ;

- рабочая программа дисциплины, ПМ;

- перечень тем курсовых работ (если предусмотрено учебным планом или рабочей программой);

- перечень тем реферативных работ (если предусмотрено учебным планом или рабочей программой);

- контрольные работы (если предусмотрены учебным планом или рабочей программой);

- критерии оценивания знаний студентов по дисциплине, ПМ на промежуточной аттестации;

- экзаменационные вопросы (или вопросы к зачету, дифференцированному зачету);

- перечень практических навыков по дисциплине, ПМ;

- тестовые задания для контроля уровня знаний студентов;

- ситуационные задачи и текстовые задания для самостоятельной работы студентов;

- конспекты (презентации) лекций;

- методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине, МДК, ПМ для преподавателей;

- методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине, МДК, ПМ для студентов.

Рабочие программы учебных дисциплин, ПМ должны быть едиными по структуре, не допускается введение других разделов и т.д. Рабочая программа дисциплины, ПМ должна представлять собой единый документ 

Оформление текста

Все документы, входящие в состав УМК, оформляются на листах белой бумаги формата А4 (210x297) с использованием персонального компьютера, каждый лист должен иметь поля:

- 20 мм - верхнее, нижнее;

- 20 мм - левое;

- 10 мм - правое.

Текст печатается через 1 строчный интервал шрифт - Times New Roman, размер шрифта -12 пт. Нумерация страниц должна быть сквозной. Первой страницей считается титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится, но он входит в общее число страниц документа. Каждый новый абзац начинается с красной строки с отступом 1,25 см. Выравнивание текста - по ширине. Перенос слова - автоматический. Текст документа может быть разделен на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты и подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый содержал законченную логическую единицу. Заголовки разделов печатают, отделяя пробелом от номера, прописными буквами и выделяются полужирным начертанием, не приводя точку в конце и не подчеркивая. Заголовки подразделов оформляются строчными буквами (кроме первой прописной) с полужирным начертанием. Все заголовки печатаются с новой строки с абзацного отступа. Между заголовком раздела и подраздела, а также между подзаголовком и текстом оставляется пустая строка. Многострочные заголовки пишутся через одинарный интервал. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. В конце заголовка точка не ставится. Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста. После заголовка в конце страницы должна размещаться как минимум одна строка. Между текстом раздела и заголовком следующего раздела необходимо оставить одну строку. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки документа, а также в результате проверки его допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой корректирующей жидкостью (корректирующим карандашом), с последующим нанесением на том же месте исправлений, близких к компьютерному формату, шариковой или гелиевой ручками черного цвета. Повреждения листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.                                                      

Оформление таблиц

Цифровой материал документа оформляется в виде таблиц. Шрифт таблиц допускается уменьшать до 10 пт. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, но не далее следующей страницы. Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах документа. Слово «Таблица» и ее номер помещают слева над таблицей, например «Таблица 1». Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1». На все таблицы в тексте документа должны быть ссылки. Таблица должна иметь заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей после слова «Таблица» и ее номера. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Если строки или графа таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, которые в зависимости от особенностей таблицы, переносят на другие листы или помещают на одном листе рядом или под первой частью, при этом в каждой части таблицы повторяют заголовки столбцов и, в зависимости от особенностей таблицы, строк.

Слово «Таблица», ее номер и заголовок указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова, например, «Продолжение таблицы 2», а на последней странице - «Окончание таблицы 2». При необходимости нумерации показателей или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе таблицы перед их наименованием. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, их указывают в подзаголовке каждой графы. Если параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью. Числовые значения величин в одной графе должны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе таблицы перед их наименованием. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. порядковые номера не ставятся.

Ι. Титульный лист учебно-методического комплекса дисциплины, МДК, ПМ

Титульный лист находится в первой папке УМК. На оборотной стороне титульного листа указывается структура УМК, т.е. приводится перечень документов, составляющих УМК дисциплины, МДК, ПМ.

Примерная программа дисциплины, ПМ

При наличии примерной программы дисциплины, ПМ, она хранится у заместителя директора колледжа по учебно-методической работе.

ΙΙ. Рабочая программа дисциплины, МДК, ПМ

РП дисциплины, ПМ является обязательной составной частью УМК и разрабатывается на основе типовой (примерной) программы учебной дисциплины (ПМ) (при её наличии) и ФГОС СПО по специальности. Для составления рабочей программы дисциплины, ПМ директором колледжа назначается разработчик программы.

РП разрабатывается для каждой дисциплины, ПМ всех реализуемых в колледже основных профессиональных образовательных программ СПО. Допускается разработка одной рабочей программы по одной дисциплине для нескольких специальностей при условии совпадения количества часов в учебных планах и требований ФГОС СПО по специальностям.

 ΙII. Перечни тем курсовых, реферативных работ, контрольные работы

Перечни тем курсовых, дипломных работ являются составными частями УМК дисциплины, МДК, ПМ, в случае если они предусмотрены учебным планом или рабочей программой дисциплины, МДК, ПМ. Перечни тем могут быть пересмотрены по усмотрению преподавателей. Образцы обязательных контрольных работ с эталонами ответов (не менее двух вариантов) являются составной частью УМК дисциплины, МДК, ПМ, в случае если они предусмотрены учебным планом или рабочей программой дисциплины, МДК, ПМ.

 IV. Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине на промежуточной аттестации. Критерии оценивания знаний студентов являются составной частью УМК. Критерии оценки знаний должны устанавливаться в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке, исходя из действующих учебных планов и программ, с учетом характера конкретной дисциплины, ПМ.

В качестве исходных рекомендуются общие критерии оценок:

Балл «отлично» ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах грамотно использует техническую терминологию и не допускает ошибок.

Балл «хорошо» ставится в том случае если, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает, прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических занятиях. В устных ответах пользуется технической терминологией и не допускает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

 Балл «удовлетворительно» в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в использовании технической терминологии. В письменных работах делает ошибки.

Балл «неудовлетворительно» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание более 70 % программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя, неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Преподавателям необходимо установить критерии оценок в соответствии с требованиями РП дисциплины, РППМ. Критерии оценок подписываются разработчиком УМК.

V. Экзаменационные вопросы или вопросы к зачету

Экзаменационные вопросы или вопросы к зачету, дифференцированному зачету охватывают разделы и темы дисциплины, МДК, ПМ в соответствии с рабочей программой, представляют собой систему заданий (теоретических вопросов, практических заданий, профессиональных задач), обеспечивающих проверку уровня усвоения учебного материала и подготовленности студента к конкретным видам профессиональной деятельности.

Перечень экзаменационных (зачетных) вопросов, выносимый на промежуточную аттестацию, разрабатывается преподавателями.

На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических заданий, рекомендуемых для подготовки к экзамену (зачету, дифференцированному зачету) по дисциплине, МДК, ПМ, могут составляться билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задания должны носить равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть использованы тестовые задания. В билет на экзамен (зачет) должны включаться теоретические вопросы из разных разделов программы и, в зависимости от специфики предмета, задачи или практические задания.

 Экзаменационные (зачетные) вопросы перерабатываются в случае внесения дополнений и изменений в рабочую программу.

VΙ. Перечень практических навыков по дисциплине, ПМ

Перечень практических навыков является составной частью УМК. Перечень предусматривает основные практические навыки, формируемые при освоении студентами всех разделов дисциплины, МДК, ПМ.

VΙΙ. Тестовые задания для контроля уровня знаний студентов

Тестовые задания для контроля уровня знаний студентов являются составной частью УМК дисциплины, ПМ.

Основными видами тестового контроля являются:

- тесты исходного (предварительного, базисного) уровня,

- тесты текущего уровня,

- тесты итогового уровня.

Исходный (предварительный) контроль необходим для выявления базисных знаний и умений студентов, т.е. исходного уровня их подготовки. Текущий контроль направлен на коррекцию обучения т.к. устанавливает обратную связь, информирующую преподавателя о ходе процесса усвоения. Текущий контроль осуществляется на учебном занятии преподавателем. Итоговый контроль касается как отдельного раздела, цикла обучения, так и дисциплины, МДК, ПМ. Итоговый контроль состоит из выявления знаний, измерения умений и выставления отметки. Преподаватель в зависимости от содержания рабочей программы и особенностей учебного процесса самостоятельно определяет виды тестового контроля, по которым разрабатываются тестовые задания. Обязательным является наличие тестовых заданий итогового уровня (минимум 2 варианта по 50 вопросов).

Рекомендуемые границы оценок (при тестировании): «отлично» - > 91% правильных ответов, «хорошо» - 81-90% правильных ответов, «удовлетворительно» - 71-80% правильных ответов, «неудовлетворительно» - < 70%.

Тестовые задания всех видов согласуются преподавателями с методистом колледжа. В УМК хранится один экземпляр каждого варианта тестов и подписанный разработчиком УМК. При издании тестовых заданий типографским способом в УМК может храниться брошюра. В случае необходимости преподаватель может вносить изменения и в течение года.

VIII. Задачи и текстовые задания для самостоятельной работы студентов

Перечень задач является составной частью УМК. Задачи (проблемно-ситуационные,   комплексные и др.) успешно способствуют формированию мышления студентов, широко используются для контроля сформированности знаний и умения их применять в конкретной ситуации. По усмотрению преподавателей для самостоятельной работы студентов могут применяться текстовые задания по определенным темам. По усмотрению преподавателей в набор задач могут быть внесены изменения и дополнения. В УМК хранится один экземпляр каждого варианта задач или текстовых заданий и подписанный разработчиком УМК. При издании задач или текстовых заданий типографским способом в УМК может храниться брошюра.

IΧ. Конспекты (презентации) лекций

Конспекты (презентации) лекций являются составной частью УМК дисциплины. В лекции должны быть раскрыты наиболее сложные теоретические и практические вопросы учебного материала с использованием разнообразного иллюстративного материала (демонстрация больных, диафильмы, видеофильмы, слайды, схемы, плакаты и др.)

В УМК должны храниться все лекции в виде презентаций или конспектов. Лекции могут храниться в электронном виде (тогда должны быть записаны на диск - CD, DVD, BR) или могут быть распечатаны. Конспект каждой лекции должен быть объемом не менее 1 страницы. По усмотрению преподавателей в конспекты (презентации) лекций могут быть внесены изменения.

Χ. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине, ПМ для преподавателей

Методические рекомендации (MP) к практическим занятиям (семинарам, лабораторным, практическим занятиям, ) являются составной частью УМК дисциплины.

MP к практическим занятиям для преподавателей представляют собой описание: последовательности этапов практического занятия в содержательном и организационном плане, организации аудиторной самостоятельной работы студентов, использования активных методов обучения, изучения конкретной темы.

В методических рекомендациях для преподавателя указываются средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно. В рекомендациях должно быть освещено: что должен знать и уметь студент.

MP составляются на основе рабочей программы, являются обязательными для осуществления самостоятельной работы студентов согласно учебному плану, составляются одним автором или коллективом авторов.

MP, как и рабочая программа, должны рассматриваться перед началом учебного года. По усмотрению преподавателей MP могут рассматриваться на заседаниях методического Совета колледжа в течение учебного года согласно тематическому плану практических занятий. При возникновении изменений и дополнений MP перерабатываются и утверждаются на заседании методического Совета колледжа на следующий учебный год.

На титульном листе MP для преподавателей указывается название дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), код и название специальности, форма обучения.

В УМК хранится один экземпляр MP для преподавателей, подписанный разработчиком УМК на оборотной стороне титульного листа с указанием номера и даты протокола заседания методического Совета колледжа, на котором были утверждены MP.

  При издании MP типографским способом в УМК может храниться брошюра.

ΧΙ.  Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине, ПМ для студентов

MP к практическим занятиям (семинарам, лабораторным, практическим занятиям) для студентов являются составной частью УМК и должны раскрывать характер различных видов самостоятельной учебной работы.

На титульном листе MP для студентов указывается название дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), код и название специальности, форма обучения.

В УМК хранится один экземпляр MP для студентов, подписанный разработчиком УМК на оборотной стороне титульного листа с указанием номера и даты протокола заседания методического Совета колледжа, на котором были утверждены MP.

 При издании MP типографским способом в УМК может храниться брошюра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины. История для среднего профессионального образования.

Программа расчитана на 117 часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки....

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 05 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА «Профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы для специальностей 33.02.01 «Фармация» базовый уровень подготовки среднего профессионального образования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация», утвержденной приказом Министерства образова...

Рабочая программа по дисциплине "Химия" для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля с получением среднего общего образования

Данная рабочая программа разработана на основе прмерной программы по дисциплине "Химия", рекомендованной и утверждённой Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развити...

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям ФГОС среднего общего образования, среднего профессионального образования

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена  требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общ...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...