Эссе - размышление "Учитель 21 века"
материал на тему

Мои размышления на тему, каким же должен быть и каким является современный учитель. Эссе было написано для участия в конкурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchitel_21_veka.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе – размышление «Учитель XXI века»

Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,

То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.

И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды,

И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.

(взято из интернета)

Учитель...У многих это слово вызывает радостные эмоции, приятные воспоминания. У других  — абсолютно ничего, только равнодушие...У кого-то даже неприязнь... В любом случае, профессия учителя остается одной из самых важных и сложных в современном мире. Так каким же он должен быть — учитель 21 века?

Я смотрю на своих молодых коллег — учителей, пришедших в школу недавно или только еще планирующих работать на этом поприще по окончании пединститута. Мне нравится их подход! Это люди с активной жизненной позицией. В них я вижу молодой задор, как ни затерто это звучит. Они неравнодушные, в них есть стремление что-то изменить и меняться самим. В них видно желание делать свою работу  хорошо. И самое главное,  им интересно  то, чем они занимаются.

Размышляя о личности современного учителя, я невольно вспоминаю саундтрек к современному сериалу про школу - «Им интересно не только про нас, но им интересно с нами! Вот поэтому они работают в нашей школе любимыми учителями». И здесь, на мой взгляд, кроется то основное, что должно быть в современном педагоге. Он должен любить детей и интересоваться ими. Учитель должен видеть не просто класс, а личность каждого отдельного ребенка. Стремиться узнать эту личность, найти с ней общий язык. Если вспомнить, как сильно изменились дети, как сильно они отличаются от прежних учащихся, понимаешь, что только любящий детей человек может сейчас идти работать в школу.

Если сравнить тех учеников, какими были мы сами когда-то, с детьми сегодняшнего дня, то осознаешь, что изменились не только они сами, изменилось в первую очередь их отношение к учителю. В советское время учителей уважали априори. Просто за то, что он избрал такую профессию для себя.  Каким бы ни была личность самого учителя, мы уважали его за его знания и за то, что он ими делится с нами.

Теперь все иначе. Прежде всего  ребенок оценивает личностные качества учителя, «какой он», а не сколько он знает и хорошо ли он ведет урок. Во главу угла ставится отношение учителя к ребенку и его умение воспитывать своих учеников, в первую очередь — личным примером. Значит, современный учитель должен по-прежнему быть личностью хорошо воспитанной, умеющей держать себя в руках. Стараясь быть другом для своих учеников, педагог все равно должен оставаться немного «над ними», как товарищ — но товарищ старший и пользующийся авторитетом.

А откуда берется этот авторитет? Безусловным уважением пользуются такие учителя, которые хорошо знают свой предмет и любят его. Такие, которые не жалеют времени и сил при подготовке к занятиям, стараясь сделать уроки не только полезными, но и интересными. Дети видят эту заинтересованность и справедливо относят ее не только на счет преподаваемой дисциплины, но и на свой счет. Ведь таким образом проявляется неравнодушное отношение учителя к своим ученикам, желание научить их, увидеть результаты своего труда. Высокой похвалой в устах учащихся звучат слова «У этого (этой) предмет будешь знать!».

Здесь естественно  приходит на память классика советского кинематографа — фильм «Доживем до понедельника». Учитель истории Илья Семенович представляет собой практически идеального учителя. Такое в нем достоинство, такая любовь к своему делу, учительский авторитет, умение понять ученика, терпение, выдержка и  мудрость. Есть к чему стремиться!

 Жизнь вносит свои коррективы. Однако кредо современного учителя остается неизменным на протяжении многих столетий, ведь с нем заложена общественная значимость учительского труда. Понимание себя как педагога — профессионала вряд ли может устареть. Отличное владение своим предметом, умение преподать его с использованием современных педагогических технологий — это ли не главные составляющие успешного учительского труда?

И все же работа учителя не ограничивается только уроками, выполнением учебных планов и программ. Она значительно шире и сложнее. Учитель — профессионал не «ходит на работу» отбывать свою учебную нагрузку. Он проживает каждый свой день совместно с детьми, ежедневно переживает все, что происходит в школе, соединяя воедино и кропотливую подготовку к урокам, и внеклассную работу, и творческую деятельность в качестве классного руководителя. И каждый день своим трудом он оказывает влияние на личность учащихся, и нужно, чтобы это влияние было положительным, чтобы оно вело ребенка к развитию.

Современный педагог уже больше воспитатель, чем просто учитель.   Поэтому безупречное владение своим ремеслом — это только основа профессионализма. На первый план снова выходит личность самого учителя, его умение общаться с учениками, коллегами, родителями.

Современные образовательные стандарты  ориентируют  школьное образование на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости.  Школа должна выпускать самостоятельную, образованную, компетентную и, главное, просвещённую личность. Такая личность не только обладает обширными и глубокими знаниями, высокими профессиональными умениями, но и способна соизмерять образ мира с этическими позициями совести, морали, доброты, честности, чести, порядочности.        

Соответственно, меняется и личность педагога — человека, призванного обеспечить реализацию этих новых целей. Ключевыми становятся такие характеристики, как компетентность преподавателей, их готовность изменяться, способность решать новые образовательные, педагогические задачи. Кроме того, у учителя появляется новое широкое поле деятельности:  проектная, научная, исследовательская, творческая и другая деятельность. А значит, он должен знать особенности этой деятельности, уметь ее осуществлять совместно с учениками, быть и творческой личностью, и немного ученым. Учитель 21 века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях: уметь получать знания из разных источников, обладать информационной компетентностью, владеть здоровьесберегающими технологиями, обладать критическим мышлением и уметь находить нестандартные решения, уметь использовать в своей работе инновационные педагогические технологии.

И тем не менее, какие бы технологии не изобретало человечество, успех работы учителя  в основном зависит все-таки от его личности, его нравственных и моральных качеств. Если мы спросим детей, каким они хотели бы видеть своего учителя, то прежде всего они скажут  - добрым. Им хочется, чтобы учителя их любили, уважали, ценили их малейшие успехи. Поэтому на любой ступени образования преподаватель должен быть искренным,  тактичным, понимающим, уметь создать в классе атмосферу тепла и взаимного уважения.

Кроме того, в современном мире насилия и жестокости, мире где «все решают деньги», где произошла дезориентация ценностей и идеалов, именно на плечи учителя ложится нелегкая задача воспитания нравственно здоровой и порядочной личности. Учитель должен оставаться человеком нравственным, не отступающим от моральных принципов, оставаться примером для подражания.

Пытаясь оценить личность  учителя, я вдруг  поняла, что пытаюсь объять необъятное. Каким бы он ни был, это — учитель новой формации. Человек мобильный, творческий, активный, перед которым жизнь и государство ставит огромное количество очень сложных задач. Тем удивительнее для меня звучит утверждение, сложившееся в нашем обществе, что в школу после пединститута идут работать только троечники, которым не нашлось более достойного применения. Нет! Учитель — это звучало и звучит гордо! Преподаватель, который любит и знает свое дело, пользуется заслуженным уважением детей и их родителей. Недаром в памяти людей навсегда остаются имена А.С Макаренко, К.Д. Ушинского, Я.Корчака и других прекрасных педагогов. И звучат в ушах слова Н.А Некрасова, остающиеся актуальными и по сей день:

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Учитель XXI века"

Учитель XXI века…                   Какой он?    Еще в XIX веке в словаре Даля  слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это препода...

Эссе «Мой взгляд на школу XXI века»

Школа XXI века должна обеспечивать школьников фундаментальными знаниями и компетенциями, которые позволят им успешно жить и работать в условиях экономики, основанной на знаниях, а также предоста...

Эссе «Школа 21 века с точки зрения сельского учителя».

Статья о нововведениях в современной  школе и  мое мнение о них...

Эссе:"Учитель 21 века".

Размышление учителя на тему:"На пути к новому образованию"....

Эссе «Психолог 21 века: взгляд в будущее».

С небес полночных падает звезда, И птицы улетают в край далёкий, Но со мною остаётся навсегда Свет науки психологии прекрасный От сердца к сердцу,...

Эссе "Я учитель XXI века"

Почему я стала учителем.....