Рабочая программа факультативного курса "Математика+" в 5 классе.
рабочая программа (5 класс) на тему

Прошина Людмила Николаевна

Программа факультатива рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.   Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_matematika_5_klass.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «ВЕНДА»

Рассмотрено                                                                   «Согласовано»                                                               «Утверждаю»

на заседании МО учителей

физико-математического цикла                        Зам. директора по УВР                                                   Директор школы

________________Прошина Л.Н.                    __________ Степникова Л.М.                       ______________Белич О.Л.  

 «___»_______________2014 г.                       «___»_____________2014 г.                             «___»_____2014 г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

математического факультатива

«Математика +»

 5   класс

 2014/2015 учебный год

Учитель __________________

ЧУ ООШ «Венда»

Пояснительная записка

Ведущее место математики в образовании человека  обусловлено практической значимостью математики, а так же её возможностями в развитии способностей человека. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление, математика находится на первом месте. Математика вносит немалый вклад в формирование и развитие представлений о научных методах познания действительности. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Первоначальные математические познания входят с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Но результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, изучение новых понятий проходит на примерах предметов обыденной и повседневной обстановки, на задачах, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. Все эти методические задачи помогает решить факультатив занимательной математики.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.   Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью естественно-научного и интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Цель программы: способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений.

Образовательные задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся по математике;

- привитие интереса учащимся к математике;

- активизация познавательной деятельность.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитание понимания  значимости математики для научно-технического прогресса;

- воспитание инициативы, ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,

- развитие способности к преодолению трудностей, навыков самостоятельной работы и умения работать в группе;

- развитие математического кругозора,

- развитие творческих способностей и исследовательских умений учащихся.

 Программа факультатива составлена в соответствии с содержанием УМК “Математика 5” . За основу  программы взята разработка занятий математического кружка в электронном предложении к учебнику Е.А. Бунимовича.. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Основное содержание курса математики 5класса составляет материал арифметического и геометрического характера.  Большая роль отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического факультатива рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). . Большую роль при обучении математики по УМК “Математика 5-6” играет геометрический материал. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию во всероссийской олимпиаде школьников, в конкурсе “Кенгуру”, интеллектуальном марафоне и различных окружных и городских математических конкурсах. На занятиях факультатива рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру” и других математических конкурсов. Программа содержит материал, дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе   уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 

Программа  факультатива  рассчитана на один год   обучения (34 занятия в течения учебного года). Итогом реализации программы являются: успешные выступления  на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе “Кенгуру”, участие в декаде научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Для реализации программы факультатива необходимо: учебный кабинет,  учебные столы и стулья, компьютер,  принтер,  сканер,  проектор,    классная доска,  подборка информационной и справочной литературы, обучающие и справочные электронные издания, доступ в Интернет.

Предполагаемые результаты обучения.

В результате занятий в кружке учащиеся должны

Знать:

- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

- названия больших чисел;

- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

- приёмы быстрого счёта;

- методы решения логических задач;

- свойства простейших геометрических фигур на плоскости.

Уметь:

- читать и записывать римские числа;

- читать и записывать большие числа;

- пользоваться приёмами быстрого счёта;

- решать текстовые  задачи на движение, на уравнивание

- составлять план решения задач;

- использовать различные приёмы при решении логических задач;

- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки;

- решать математические ребусы;

- уметь работать в коллективе и самостоятельно.

- работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет-ресурсами.

 Краткое содержание разделов.

Календарно-тематическое планирование занятий факультатива “Математика +” в 5 классе

Тема занятия

Часы

Примечание

1.Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые головоломки.

 1

 Никольский(гл 1 это интересно)

Бунимович  занятие  4

2. Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Задачи со спичками

 1

 Бунимович  занятие 3

3.Числа - великаны и числа- малютки. Ребусы и шарады.

 1

 Никольский(гл 1.1это интересно)

4. Занимательные задачи по теме «Точки, прямые, лучи, отрезки».

 1

 Бунимович  занятие 1

5. Занимательные задачи по теме «Ломаные, кривые».

 1

 Бунимович  занятие 2

6.   Занимательные задачи по теме «Действия с натуральными числами»

 1

 Бунимович  занятие 8,9

7. Головоломка «Ханойская башня»

1

8. Комбинаторные задачи. Дерево вариантов.

 1

 Бунимович  занятие 6

9. Комбинаторные задачи. Цифровые коды. Способ перебора.

 1

 Бунимович  занятие 7

10. Решение занимательных задач на движение.

 1

 Бунимович  занятие 10

11. Решение занимательных задач на движение.

 1

 Бунимович  занятие 11

12. Магические квадраты.

 1

 Бунимович  занятие 12

13. Магические квадраты.

 1

 Бунимович  занятие 13

14. Задачи на части.

 1

 Бунимович  занятие 14

15.Задачи на части.

 1

 Бунимович  занятие 15

16.Задачи на уравнивание.

 1

 Бунимович  занятие 16

17. Задачи на уравнивание.

 1

 Бунимович  занятие 17

18. Геометрические задачи со спичками.

 1

 Бунимович  занятие 26

19. Прямоугольник  и квадрат. Задачи со спичками.

 1

 Бунимович  занятие 27

20. Занимательная геометрия. Треугольники и четырёхугольники

 1

 Бунимович  занятие 28

21. Занимательная геометрия. Треугольники и четырёхугольники

 1

 Бунимович  занятие 29

21. Занимательные задачи на дроби.

 1

 Бунимович  занятие 30

22. Занимательные задачи на дроби.

 1

 Бунимович  занятие 31

23. Многогранники. Развёртки.

 1

 Бунимович  занятие 32

24. Геометрические тела.

 1

 Бунимович  занятие 33

25. Округление. Занимательные  задачи.

 1

 Бунимович  занятие 5

26. Чётность. Задачи повышенной сложности.

 1

 Бунимович  занятие 20

27. Чётность. Задачи повышенной сложности.

 1

 Бунимович  занятие 21

28. Занимательная геометрия. Углы и многоугольники.

 1

 Бунимович  занятие 18

29. Занимательная геометрия. Углы и многоугольники.

 1

 Бунимович  занятие 19

30. Решение задач конкурса «Кенгуру»

1

31. Решение задач конкурса «Кенгуру»

 1

32. Занимательные игры и головоломки.

 1

 

33.Занимательные игры и головоломки.

 1

 

34. Математическая викторина.

 1

 

Литература для учащихся:

1. В царстве смекалки, Игнатьев Е.И., М., Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.

2. Тысяча и одна задача по математике, Кн. для учащихся 5-7 кл., Спивак А.В. ,М., Просвещение, 2002.

3. Математические олимпиады в школе, 5-11кл., Фарков А.В., М.: Айрис-пресс,2004г.

4. Задачи на резанье, Евдокимов М.А., М., МЦНМО,2002.

5. Как научиться решать задачи, Фридман Л.М., М., Просвещение,1989.

6. Занимательные задачи по математике, Баврин И.И., Фрибус Е.А., М.,Владос, 2003.

7. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов, Каганов Э.Д., М.,ЮНВЕС, 1998.

8. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. Перельман Я.И., М., Триада-литера, 1994.

9. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса, Математика  С.М. Никольский. Просвещение 2010г.

10. Задачи на смекалку, Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В., Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М., Просвещение, 2006.

11. Электронное приложение .Математика. Арифметика. Геометрия. Е.А. Бунимович и др. Просвещение.2012г

Литература для учителя. 

  1. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя, В.Д.Степанов., М., Просвещение,1991.
  2. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей., Харт-Дэвис А.М., Астрель, 2003.
  3. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся ,Н.В. Заболотнева, Волгоград, Учитель, 2006.
  4. Внеклассная работа по математике.5-11 классы, Фарков А.В. М., Айрис-пресс, 2008.
  5. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов, Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л., М., Просвещение, 2005.
  6. Страницы истории на уроках математики, Дорофеева В.А. ,М., Просвещение, 2007.
  7. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 класс, Ю.В.Щербакова., М., Глобус.2008.
  8. Математические кружки в школе.5-8 классы, А.В. Фарков., М.,Айрис-пресс, 2007.
  9. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика., Фридман Л.М., М., Школьная пресса, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

рабочая программа факультативного курса 6 класс

рабочая программа факультативного курса 6 класс...

Рабочая программа факультативного курса, 7 класс

Рабочая программа факультатива «Успешный английский» для 7 класса составлена на основе: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Т...

Рабочая программа факультативного курса 5 класс

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная биология» ...

Рабочая программа факультативного курса 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАфакультативного курса «Клуб путешественников»для 5 б класса...

Рабочая программа факультативного курса 7 класс

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Фауна планеты Земля»...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...