Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
план-конспект по психологии по теме

Медведева Екатерина Олеговна

Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.

Занятие №1.

      Цель: развитие зрительной памяти и внимания ребёнка.

1 «Приветствие». Каждый ребёнок по очереди называет своё имя и любимую игрушку.

2 «Тень». Один ребёнок – путник, другой – его тень. Путник идёт через поле, а за ним 2-3 шага  сзади его тень. Последний старается точь-в-точь скопировать движение «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений.

3 «Где спрятана игрушка?» Для игры необходимо склеить три спичечных коробка. В один из ящичков на глазах ребёнка следует положить какую – либо маленькую игрушку (шарик, солдатик, ластик и т.д.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребёнка просят достать спрятанную игрушку. Затем игра усложняется:

а) убрать ящики на более длительное время;

б) Спрятать 2, а потом3,4,5 игрушек;

в) заменять игрушки.

4 Ребёнку предлагают 8 открыток в определённом порядке. Ему нужно их запомнить. Далее картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разложить их в первоначальном порядке.

5 «Прощание». Посмотреть на соседа слева, на соседа справа, улыбнулись им.

Занятие №2.

      Цель: развитие зрительной, слуховой памяти. Развитие элементов произвольного запоминания.

1 «Приветствие». Дети движутся хаотично, приветствуя друг друга разными невербальными способами (пожатие руки, ласка и т.д.).

2 «Запомни картинки». Ребёнку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинку убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

3 «10 слов». Ребёнку зачитывается 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Ребёнок должен воспроизвести запомнившиеся слова.

4 «Какой игрушки не хватает». Поставить перед  ребёнком на 30 секунд 4-5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос ребенку, «какой игрушки не хватает?». Далее игра усложняется:

а) увеличить количество игрушек;

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

5 «Прощание». Дети двигаются хаотично, прощаясь, друг с другом невербальными средствами.

Занятие №3.

      Цель: развитие смыслового, опосредованного запоминания.

1 «Приветствие». Детям предлагается поздороваться разными невербальными средствами: носиками, ушками, глазками.

2 «Стихотворение».

Лети, летит по небу шар,

По небу шар летит

И знаем мы до неба шар

Никак не долетит.

  Показывая каждое слово руками, дети повторяют за ведущим.

По очереди каждое слово не произносится, а только показывается и так до конца, пока всё стихотворение не будет показано.

3 «Рисуем по памяти». На листе бумаги нарисован узор. Дети в течение 2 минут смотрят на этот узор. После этого узор убирается и предлагается воспроизвести его по памяти.

4 «Повтори за мной». Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребёнку прохлопать всё, что настучит ему ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение.

5 «Прощание». Дети садятся в круг. Им предлагается внимательно посмотреть на соседа слева, на соседа справа. Улыбнитесь. Помашите друг другу рукой.

Занятие №4.

      Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

1 «Приветствие». Дети становятся в круг и передают приветствие с помощью рук.

2 «Запоминаем вместе». Один ребёнок запоминает какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё и т.д.

3 «Рисунок». Ребёнку предлагается 4 рисунка с точками. На каждую из картинок разрешается посмотреть 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

4 «Запомни своё место». Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить своё место. Под музыку «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

5 «Прощание». Дети по очереди говорят, что им понравилось на занятии, а что не понравилось.

Занятие №5.

    Цель: развитие смысловой памяти, речи детей.

1 «Приветствие». Дети хлопками произносят имя соседа (например, О-ля, Пе-тя и т.д.).

2 «Воспроизведение рассказа». Детям зачитывается рассказ. Затем ребёнка просят воспроизвести прослушанное как можно точнее. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок затрудняется, то следует задавать ему вопросы по тексту.

3. Даются 10-15 слов, которые нужно запомнить, а также набор карточек с картинками(20-30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемому слову.

Слова: обед, сад, дорога, поле, молоко, свет, одежда, ночь, ошибка, лошадь, птица, учение, стул, лес, мышь.  

Набор карточек: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолёт, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик,  дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, лупа, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, фонарь.  

         Ребёнку зачитываются слова, а он, чтобы лучше запомнить, выбирает соответствующую картинку, которая поможет вспомнить названное слово.

 Затем следует занять ребёнка на 15 минут какой-нибудь другой игрой. По истечении этого времени ребёнку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребёнка логических связей в процессе запоминания.

4 «Запомни движение». Дети повторяют движение рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очерёдность упражнений, то повторяют их в обратном порядке.

5 «Прощание». Прощаются хлопками.

Занятие№6.

       Цель: развитие смысловой памяти детей младшего школьного возраста.

1 «Приветствие». Каждый ребёнок поворачивается к своему соседу справа и говорит ему комплимент (дети сидят в кругу).

2 «Что изменилось». Ведущий выходит за дверь, остальные дети меняют себе причёски, меняются друг с другом одеждой и т.д. После ведущий должен сказать, что у кого изменилось.

3 «Отгадай». На столе стоят несколько предметов. Дети запоминают их. После закрывают глаза, а ведущий убирает какой-либо предмет. Дети должны сказать, какого предмета не стало.

4 «Художник». Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и даёт его словесный портрет.

Занятие№7.

       Цель: развитие зрительной, слуховой  памяти детей младшего школьного возраста.

1 «Приветствие». Поздоровайтесь кивком головы друг с другом.

2 «Радио». Психолог говорит: «Сегодня передали по радио, что потерялся ребёнок, у него глаза…, платье…(описывает любого ребенка, который находится в этой группе). Как вы думаете кто это? После того, как дети отгадали этого ребёнка он становится ведущим.

3 «Сколько чего». На столе стоят фигуры. Дети запоминают их. После закрывают глаза, а ведущий убирает какую-либо фигуру. Дети должны сказать, какой фигуры не стало.

4 «Кто что делал?». Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку, по очереди делают различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребёнок должен запомнить, что они делали и повторить эти движения

5 «Прощание». Дети двигаются хаотично, прощаясь, друг с другом.

Занятие№8.

       Цель: развитие слуховой и образной  памяти детей младшего школьного возраста.

1 «Приветствие». Каждый ребёнок должен сказать, с каким настроением он на занятии.

2 «Бип». Вся группа за исключением ведущего, кругом сидят на стульях. Ведущий с завязанными глазами ходит по кругу, периодически садясь к кому-то на колени. Его задача – угадать к кому он сел. Сидящий должен сказать «бип», после чего он становится водящим.

3 «Отгадай». Ребёнку в течение 30 секунд предлагается запомнить 12 образов, после этого он должен словесно воспроизвести эти образы.

4 «В магазине зеркал». В магазине стояло много зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была большая обезьяна. Она увидела себя в зеркале и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Один из детей обезьянка, а все остальные повторяют движения за ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Цели программы-  Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, с...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...