Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
картотека

Панчёха Элла Михайловна

Музыкально-дидактические игры

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально–дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Подготовила: учитель музыки

Панчёха Элла Михайловна

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Результативность развития музыкальной памяти у детей с ОВЗ хорошо прослеживается в использовании адаптивной музыкально-игровой деятельности, с использованием музыкально-дидактических игр.

Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкально-дидактических игр позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе.

Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «Музыкальный телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.

Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах. При исполнении любой песни детей учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии.

В свободное время также можно провести музыкально-дидактические игры, связанные с пением, например «Музыкальный магазин». Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках.

Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальные произведения, инструменты. Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен. Дети очень любят игры, которые помогают им определить движение мелодии: это и «Музыкальная лесенка» и фланеллеграф, на котором, выкладывая ноты-кружочки, дети учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по высоте.

Игры для развития памяти и слуха

Сколько нас поет?

Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.

В игре можно использовать другой игровой материал – три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое.

Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

Игра проводится с небольшой подгруппой детей. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.

Слушаем музыку

Игровой материал. 4 – 5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), музыкальный центр, аудиозаписи.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Наши песни

Игровой материал. Карточки-картинки, (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, аудиозаписи, фишки.

Ход игры. Детям раздают по 2 – 3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в аудиозаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

Волшебный волчок

Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.

Ход игры. 

Вариант 1. В аудиозаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

Первый и второй варианты игры используются в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.

Игра может быть использована и в группах дошкольного возраста.

Что делают в домике?

Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Аудиозаписи и поощрительные значки.

Ход игры. Ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Учитель музыки играет на фортепиано (или звучит аудиозапись). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Назови композитора музыки

Игровой материал. Аудиозаписи программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.

Ход игры. Педагог показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем включают аудиозаписи того или иного музыкального произведение. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Какая музыка?

Игровой материал. Музыкальный центр, аудиозаписи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры. Детям раздают карточки. Учитель музыки исполняет на фортепиано (или аудиозапись) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.

Тренинговые занятия на развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста....

Книжная иллюстрация как средство развития графического образа у детей младшего школьного возраста

Детская книга, освященная вековыми традициями, отшлифованная кропотливым трудом многих талантливых мастеров, сегодня представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Она всегда расц...

Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Одним из важнейших средств развития двигательных качеств  ...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...

Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрены методы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста....