ОСЭ Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование на тему
ОСЭ Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-temat.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
НИКИТИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ
Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ
№ п/п | Тема урока | Цели и задачи. | Элементы содержания. Термины и понятия. | Оборудование | Виды деятельности учащихся. | Дата прове- дения. |
1 | Россия – наша Родина. | Формирование чувства гордости за свою Родину; образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, националь- ностей, религий; уважительного отношения к разным светским и духовным традициям. | Понятия: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн” | Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина”. | Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
2. | Что такое светская этика? | Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков; - способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения. | «Мораль», «этика», «нравственность», «светская этика», «религиозная этика». Этика как наука, которая изучает мораль (правила поведения), она рассматривает поступки людей с точки зрения добра и зла. Мораль как правила поведения, которые регулируют поведение людей, помогают разобраться в том, как поступать в жизни правильно. | Карточки с иллюстрациями для игры «Правильно – неправильно». | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
3. | Мораль и культура | Уяснить, почему культуру называют второй природой; - развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
| Культура как совокупность достижений человечества (то, что создано человеком). Материальная культура – предметы человеческого труда. Духовная культура как знания, идеи, традиции и обычаи, нормы и правила. | Учебное пособие «Основы светской этики», диск DVD: мультфильм по мотивам украинской сказки «Соломенный бычок» (производство «Союзмультфильм», 1954г., режиссер О. Ходатаева (10 мин. 28 сек.) | Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
4 | Особенности морали | Уяснить особенности морали, кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе; - воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков. | «Мораль», «нравственность», «Конституция». | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г. | Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
5 | Добро и зло | Познакомить учащихся с понятиями: «добро», «зло», с проявлениями этих явлений в жизни; - уяснить, почему нужно стремиться к добру. | Добро и зло как основные этические понятия. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., раздаточный материал: карточки с текстом (рассказ-миниатюра В.А. Сухомлинского «Кусок хлеба»). | Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
6 | Добро и зло | Познакомить учащихся с тем, как менялись представления о добре и зле в ходе истории; - развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Добро, зло, гуманность. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедиапроектор, компьютер, картина-презентация с изображением сказочных героев. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации | |
7 | Добродетель и порок | познакомить учащихся с понятиями добродетель, порок; - развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила; - развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. | Добро, зло, добродетель, порок. Добродетель – положительное качество человека: умение делать добро; стремление творить добро, быть похожим на нравственную личность (дружелюбие, вежливость, честность, ответственность, способность сопереживать и т.д.) Порок – недостаток человека, свойство характера, которое позорит его (лживость, хвастовство, зазнайство, лень, грубость и т.д.) | Учебное пособие «Основы светской этики» | Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | |
8 | Добродетели и пороки | Развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила; - способствовать умению отстаивать свою точку зрения. | Добродетель, порок, чувство собственного достоинства. Добродетель – способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель. | Диск DVD: мультфильм по мотивам русской народной сказки «Недодел и передел» (производство «Союзмультфильм», режиссер Е.Сокольский(7 мин. 30 сек.), серия «мульти-пульти» панорама 27), компьютер. | Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
9 | Свобода и моральный выбор человека | Познакомить учащихся с понятиями свобода, моральный выбор, моральный конфликт; - развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | Учебное пособие «Основы светской этики», DVD «Бабушкины сказки» мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (режиссер М.Громов). | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации | |
10 | Свобода и ответственность | Познакомить учащихся с понятиями ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности; | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
11 | Моральный долг | Познакомить учащихся с понятиями моральный долг, моральная обязанность. | Моральный долг. Моральная обязанность. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990г., стр.286 (рассказ «Несмелый мальчик»). | Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
12 | Справедливость | Познакомить учащихся с понятиями справедливость, моральные правила справедливого человека. - развить умение принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Справедливость как моральное правило, регулирующее отношение между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
13 | Альтруизм и эгоизм | Познакомить учащихся с понятиями альтруизм и эгоизм; - способствовать умению отстаивать свою точку зрения. | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоим. Альтруизм как нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков .Эгоизм – действия, направленные на удовлетворение личных интересов. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
14 | Дружба | Познакомить учащихся с тем, какие отношения существуют между людьми, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношения. | Дружба. Черты дружбы: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
15 | Что значит быть моральным? | Познакомить учащихся с тем, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?» | Люди сами определяют. Что такое добро и зло. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | ||
16 | Творческие проекты учащихся | Подготовить творческие проекты учащихся | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Учебное пособие «Основы светской этики». | Оформление и корректировка творческих проектов учащихся. | |
17 | Подведение итогов | Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков; - способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения. | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся. | Выступление обучающихся со своими творческими работами. | |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | Уяснить, в чем состоит значение семьи для человека; - развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся. | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Понятия рода и семьи. Возникновение родов. Нравственные отношения в роде. Семья как основа моральных устоев человека. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., рассказ «Письмо к внуку», стр. 132). | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
19 | Нравственный поступок | Познакомить учащихся с понятиями поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
20 | Золотое правило нравственности | Научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести. | Золотое правило нравственности. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
21 | Стыд, вина и извинение | Познакомить учащихся с понятиями стыд, чувство вины. Научить, когда принято извиняться. | Стыд – тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми. Вина – переживания человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед собой. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
22 | Честь и достоинство | Познакомить учащихся с понятиями честь и достоинство, как проявляются честь и достоинство в повседневной жизни. Научить, как развить в себе достоинство и честь. | Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни. Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь. Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | ||
23 | Совесть | Познакомить учащихся с понятием совесть; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся. | Совесть. Различие понятий «совесть» и «стыд». | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
24 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | Познакомить учащихся с понятием нравственные материалы, правилами честного поединка; развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
25 | Джентльмен и леди | Познакомить учащихся с тем, кто такие рыцари, настоящие леди; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | Познакомить учащихся с нормами-образцами нравственного поведения в культуре России; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Нравственность. Культура. Патриот. Защитник Отечества. Труженик. Коллективист. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
27 | Этикет | Уяснить, какие правила этикета должен знать каждый; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
28 | Семейные праздники | Уяснить, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники.Что такое подарок и как его выбирать. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Уяснить понятия жизненные ценности, высшая ценность; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Высшая ценность для человека – его жизнь. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Подвести итоги изученного курса, вспомнить изученные понятия, в ходе беседы уяснить , что любовь – основа нашей жизни, это служение; отечество – это все мы. | С чего начинается Родина? Она начинается с нашей любви , с того, что мы готовы сделать ради неё. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка к оформлению творческих проектов . | |
31- 32 | Подготовка творческих проектов | Подготовить творческие проекты учащихся | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Учебное пособие «Основы светской этики». | Оформление и корректировка творческих проектов учащихся. | |
34 | Итоговое занятие | Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков; - способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения. | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся. | Презентация творческих проектов (народное творчество, стихи, песни, кухня ит.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.
Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.Задачи: об...