Занятие "Знай закон смолоду"
план-конспект на тему

Романова Альбина Алексеевна

Занятие для школы актива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_znay_zakon_smolodu.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Знай закон смолоду»

А.А.Романова,

методист МОУ ДО «Детско-юношеский центр»

Шатковского муниципального района.

Цель: осмысление сути статей Конвенции о правах ребенка через игровую деятельность, усвоение тематической информации.

Возраст участников: 12-15 лет.

Форма: тренинг, игровая модель.

Оборудование: карточки с описанием статей конвенции, фломастеры, альбомные листы.

Ход занятия

  1. Игра: «Более равные, чем другие»
  2. Упражнение «Джеффа»
  3. Конвенция о правах ребенка: детский взгляд

В.: - Поднимите руки те, кто считает, что знает свои права.

- Поднимите руки те, кто считает, что его права нарушаются.

- Поднимите руки те, кто знаком со своими правами? Какими?

- В каком документе зафиксированы права и свободы ребенка? (Конвенция о правах ребенка. Вступила в свои права 15.09.90 года в СССР. В ней - новое отношение к детству. 139 стран подписали этот документ. Обращена ко всем детям до 18 лет).

Игра «Более равные, чем другие»

(Нэнси Флауэрс)

Для игры необходимы: просторное помещение, где играющие могли бы встать в одну шеренгу и свободно  передвигаться, кусок мела, а также заранее приготовленные карточки.

По этим карточкам девочка может «играть» мальчика и, наоборот (здесь может возникнуть путаница, если ты и твои друзья не усвоят  твердо своей игровой роли: такое случается довольно часто, и это нужно объяснить отдельно).

Можно приготовить карточки на всех или только на часть игроков, тогда оставшиеся будут зрителями (что тоже может оказаться очень полезным). Раздавая карточки, ведущий предупреждает, что нужно сохранить их содержание в тайне до конца игры.

Для того чтобы игра получилась, ведущий должен подумать, какие критерии для него важны при составлении биографии, Эти критерии могут быть как положительными, так и отрицательными и распределяются они по «цене»: один шаг вперед, если «+» качества; один шаг назад, если «-« качества.

Предлагаем примерный список критериев:

Положительные: имеет крепкое здоровье, проявляет разносторонние способности, имеет много друзей, хорошо учится, занимается в спортивной секции, общительный.

Отрицательные: имеет слабое здоровье, мало читает, нет постоянных интересов, замкнут, не умеет распоряжаться свободным временем, ленив.

Этот список может быть изменен или дополнен, важно только, чтобы, получив карточку, участник прямо или из контекста мог четко определить свою ситуацию. Если предложенный критерий прямо не обозначен в карточке, участник считает, что его просто нет. Можно составить биографии несколько совершенно благополучных и совершенно обездоленных младенцев. У тех и у других должны присутствовать как благоприятные, так и неблагоприятные факторы жизни.

Ход игры:

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущий сообщает, что все участники - это младенцы, родившиеся в один день. Он задает вопрос: равны ли эти младенцы? Участники стоят все в один ряд, никто не выделяется – ответ будет, наверное, положительным.

Ведущий напоминает, что  участники играют роли, которые описаны в их карточках, и приступают к игре. Он просит тех, кто играет роль «здоровых», сделать один шаг вперед. Далее делают два шага назад те, у кого в карточках « слабое здоровье», и еще два шага вперед – те, у кого написано «хорошо учится». Чередуя положительные и отрицательные критерии, доходим до конца игры, Мы намеренно не хотим навязывать количество шагов и порядок, так как вся прелесть игры именно в импровизации, важно только перечислить критерии.

Когда сама игра закончена, нужно попросить первых и последних рассказать о себе или прочитать свои биографии. Скорее всего, первым окажется тот, кто работает над собой, имеет положительные личностные качества, хорошее здоровье.

Игра проходит очень живо, и мы рекомендуем по ее окончании провести обсуждение.

Ребята видят, в какой ситуации младенец имеет все шансы на счастливую и благополучную жизнь, а в каком случае его существование с самого начала  оказывается связанным с массой сложностей и страданий. В карточках, полученных участниками, может даже оказаться, что человек будет очень высокого или очень низкого роста или ему по наследству от родителей достанется полнота и он станет предметом насмешек для товарищей. Очень наглядно будет назвать этот критерий, чтобы единственный человек из всей группы сделал шаг назад.

Теперь необходимо разделить доску на две части и попросить распределить все отрицательные факторы на две категории: врожденные, данные от природы недостатки     (здесь будут называться инвалидность, разного рода физические недостатки) и характеристики личных качеств ребенка. Следует подчеркнуть вывод о том, что даже данные от природы недостатки не могут явиться причиной нарушения прав ребенка, которые должны защищаться.

Анализ игры

Вывод: Дети, стоящие на разных ступенях социальной лестницы имеют разные возможности, но равные права

«Упражнение «Джеффа»

Цель: дать возможность ребятам свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других.

Упражнение проводиться для большой, по количеству, аудитории в два этапа. Первый – ответы на вопросы, второй – анализ происходящего.

Подготовка: для ведения упражнения готовят три плаката с надписями: «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ», «НЕТ» и размещаются в зале. Ведущий задает вопросы. После заданного  вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, почему он выбрал именно этот ответ.

Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свои права? (Какие именно?)

2. Считаете ли вы, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные права?

3. Считаете ли вы, что общество теряет моральные устои?

4. Я считаю, что употребление  сигарет, алкоголя, наркотиков в нашем обществе это нормальное явление.

5. Государство должно меня защищать.

В.: Перечислите права ребенка

- Право на жизнь, право на имя, на гражданство, отсутствие дискриминации, право на свободу совести и  религиозных убеждений, на жизнь с родителями, на труд, на отдых, на свободу ассоциаций и мирных собраний, на защиту жизни и здоровья, на образование, на отсутствие рабства, на жилище, свободу слова, право на получение информации, пользоваться достижениями культуры, право избирать и быть избранным в органы гос.власти и местного самоуправления, обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в гос.орган, участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

Конвенция о правах ребенка: детский взгляд

        Деление на команды: игра «Атомы-молекулы».

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула-3» играющие должны соединиться в группы по три человека. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

        Задание командам: изобразить статьи конвенции в виде рисунка.

Раздаточный материал «Конвенция о правах ребенка»

Ст. 1

Ребенком считается человек от 0 до 18 лет

Ст.  2

Государство должно признавать и обеспечивать выполнение всех  прав ребенка независимо    от    расы,    цвета    кожи,    состояния    здоровья,    пола,    языка,    религии, национальности, богатства или бедности его родителей

Ст. 3 .  

Государство    должно    защищать    детей    в    первую    очередь.    Государство обеспечивает работу органов, которые отвечают  за реализацию прав ребенка.

Ст.4

Государство принимает законы, старается обеспечить экономические, политические и другие условия, чтобы права ребенка выполнялись.

Ст.5 .

Главную ответственность за воспитание детей несут родители. Государство уважает это право и ответственность родителей.

Ст.6.

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Ст.7.

Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу. Государство должно это обеспечить.

Ст.8 .

Государство обеспечивает право ребенка на сохранение индивидуальности (имя, семью, национальность). Если эти права нарушаются, государство защищает ребенка.

Ст.9.

Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают (т.е. не пьют, заботятся о нем и т.д.)

Ст. 10.

Ребенок, родители которого живут в разных городах, областях, государствах, имеет право поддерживать отношения с ними обоими.

Ст.11.

Нельзя вывозить ребенка и оставлять ребенка за границей насильно.

Ст. 12

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение

Ст. 13.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать любую информацию, если она не вредит ребенку, другим людям, государству.

Ст. 14.

Ребенок имеет право на свободу мысли. Ребенок может сам решить, какую религию ему исповедовать. Родители или опекуны могут руководить ребенком в этом вопросе. Однако бывает, что религиозные организации наносят ущерб ребенку, его здоровью, психике. В этом случае государство может принимать меры, чтобы помочь ребенку.

Ст. 15.

Все дети имеют право на мирные собрания и создание мирных ассоциаций, детских объединений и организаций.

Ст. 16.

Любой ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не может ворваться к нему в дом, читать его письма и т. д. Любой ребенок может стать, кем захочет. Государство обязано защитить ребенка от тех, кто хочет ему помешать.

Ст. 17.

Ребенок имеет право получать информацию из печатных изданий, радио, телевидения, ИНТЕРНЕТА, если эта информация соответствует принятым в обществе моральным нормам и правилам. Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред.

Ст. 18. 

Оба родителя одинаково отвечают за воспитание детей.

Ст. 19.

Государство защищает детей от оскорблений, грубого обращения, любого вида насилия или эксплуатации со стороны родителей, опекунов, должностных лиц и т.д.

Ст.20.

Ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особое внимание со стороны государства (на предоставление ему жилья, на оказание медицинской помощи, на усыновление и т.д.). При этом учитывается национальность ребенка, его особенности, принимается во внимание его мнение.

Ст.21.

Если ребенка усыновили в другой стране, то государство обеспечивает все условия для полноценной жизни ребенка, несет ответственность за его жизнь и здоровье.

Ст.22.

Если ребенок желает получить статус беженца, то государство обязано обеспечить ему защиту и гуманитарную помощь (пищу, медикаменты, кров), а также помочь найти родителей.

Ст.23.

Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь.

Ст.24.

Каждый ребенок имеет право на лечение.

Ст.25.

Каждый ребенок должен знать, чем и как его лечить, а также то. какими могут быть последствия этого лечения.

Ст.26.   

Каждый ребенок имеет право на социальное обеспечение (дотации родителям, льготные  путевки   в  лагерь,  санаторий,  льготный   проезд  на  транспорте,  бесплатное лечение и т.д.).

Ст.  27

Государство признает право каждого ребенка на жизнь,  достойную человека (когда ребенок сыт, обут, одет, в безопасности, имеет возможности образования и развития).

Ст.28.

Ребенок имеет право на образование (при этом государство обеспечивает ребенку, по крайней мере, бесплатное начальное образование).

Ст. 29.  

Государство   обеспечивает,    чтобы   образование  развивало  ум,   таланты   и способности ребенка,  его физиологические возможности,  способствовало пониманию прав человека, готовило ребенка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало бережное отношение к природе.

Ст.З0.

В многонациональном государстве дети всех национальностей имеют равные права и возможности.

Ст.31

Каждый ребенок имеет право играть,    развлекаться (соответственно возрасту) и культурно отдыхать.

Ст.32.   

Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка.

Ст. ЗЗ.

Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических веществ.

Ст.34.

Государство обеспечивает ребенку защиту от всех видов сексуальной эксплуатации.

Ст.35.

Государство принимает все меры, чтобы детей перестали похищать, торговать ими или их «контрабандировать».

Ст.36.

Государство защищает детей от любых форм эксплуатации.

Ст.37.

Ребенок не может быть подвергнут смертной казни.

Ст.38.  

В   случае,   если   ребенок   находится   в   зоне   военных   действий,   существуют специальные меры для обеспечения его безопасности. Детям, не достигшим  15 лет, запрещается участие в военных действиях. Детей от 15 до 18 лет не могут брать в армию. Государство должно брать в армию людей старшего возраста.

Ст.39. 

Если   ребенок   стал   жертвой   любой   агрессии,   эксплуатации,   пренебрежения, жестокости,    конфликтов,   государство   обязано   создать   условия   для    физического, психологического и социального восстановления ребенка.

Ст.40. 

Иногда случается, что ребенок нарушает закон. Он все равно имеет право на отношение,  которое позволяет развить в ребенке чувство достоинства, значимости и уважения к чужим правам. Ребенок имеет право на правовую помощь и уважение к его личной жизни при рассмотрении его уголовного дела.

Ст.41.

Положения конвенции могут быть развиты в законах каждого государства и других международных документах.

Анализ и оценка

Проанализируйте занятие, задав такие вопросы:

  1. Трудно ли было отвечать на вопросы?
  2. Когда мы говорим, у нас есть «право на …», что это означает?
  3. Как вы думаете, эти права являются «всеобщими»? Их соблюдают во всем мире?

Что мы можем сделать в своей жизни, чтобы обеспечить наличие у всех одинаковых прав?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей «Имею право!» - М, 1999 г.
  2. Компастито. Пособие по обучению детей правам человека / редактор и соавтор Нэнси Флауэрс.- Совет Европы,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Социальный проект "Береги здоровье смолоду"

Почему я стала заниматься этим проектом?На современном этапе актуальной проблемой здоровья у подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему ...

Устный журнал "Береги здоровье смолоду"

Устный журнал "Береги здоровье смолоду" можно проводить в рамках классного часа, можно в рамках общешкольного праздника, посвященного Дню Здоровья....

Научно-практическая работа "Береги здоровье смолоду"

Актуальность проведённого исследования состоит в том , что рассматривается не просто вопрос о здоровье подростка, а поднимается серьёзная проблема о состоянии здоровья будущего поколения. Ведь для общ...

Исследовательская работа" Береги здоровье смолоду"

Цель исследования.Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью.III. Задачи исследования.– Проанализировать научную информацию по теме;– описать, как табак...

Береги здоровье смолоду

Цели:   1.  повысить  уровень  информированности  детей по проблемам связанных   с  наркотиками;2. Дать детям представление о том, что такое зд...