Брошюры к занятиям
учебно-методический материал на тему

Елена Викторовна  Винник

Материалы составлены для занятий по блоку "Занимательно о лексике" учебного модуля "Юный исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_zagadki.doc112.5 КБ
Microsoft Office document icon broshyura_leksicheskoe_znachenie.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon broshyura_tekst.doc47 КБ
Microsoft Office document icon omonimy_broshyura.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.В этих пяти парах слов нужно так переставить буквы, чтобы получились названия пяти овощей.

Анаграммы

2. Известное я блюдо.
Но чуть прибавишь «м» —
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем._________________________________

3. С буквой «С» живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой «Ф» за красоту

Меня жар-птицей называют._______________________

4. Чтобы знать про дважды два,
Нам нужна всем .................................

5. По чему люди ходят?_______________

ЗАГАДКИ

Загадки про животных с картинками

Анаграммы

Анаграммы – это перестановка букв в слове для образования нового слова.

1. Н-А-Л-И-М

    М-И-Л-А-Н

  1. Прочтёшь меня с начала,

        С конца меня прочтёшь,

        Меня на любом корабле ты найдёшь.  (кок)

Логогрифы

Логогрифы – это род шарады или загадки, к которой задуманное слово получает различное значение от перестановки, выбрасывания или добавления слогов или букв.

           1.         Целое – часть дерева,

                    Без одной буквы – река во Франции,

                    Без двух – местоимение,

                     Без трёх – предлог.

                    (крона – Рона – она – на)

2. Скачу я в поле быстрый, смелый,

Могу и в гору и с горы,

Ну, угадал? Попробуй, сделай,

Чтоб стал я термином игры.

                                  (конь, кон)

Метаграмма

Метаграмма – это загадка, в которой загаданное слово, если заменить в нём одну букву, превращается в новое слово.

- С «Л» я слёзы вызываю,

 - С «Ж» по воздуху летаю.

                    (лук – жук)

Загадки-складки

«Доскажи словечко»

Он, как елка весь в иголках,

     Ловит смело страшных змей.

     И хотя он очень колкий,

     Обижать его не смей!

     Он в лесу живет, но вхож

      И в сады отважный …

Загадки-шутки

  • Какой заяц, потеряв ус, становится речным животным?  (русак-рак)

  • Какой город парит в воздухе? (Орёл)



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИКА

  • Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Например: кафе, акваланг, зоопарк и др.
  • Слова и выражения, используемые группами лиц, объединенных по роду своей деятельности, т.е. по профессии, называются профессионализмами. Например: огнебур (спец.) – бур для термического бурения; пульпа (спец.) – смесь воды и и грунта.
  • Слова,  ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой, называют жаргонизмами. Например: общага – общежитие; комп – компьютер.
  • Слова, употребляемые людьми той или иной местности, называются диалектными. Например: кочет – петух; тропинка – стёжка.
  • Неологизмами называются новые слова, появляющиеся в языке. Например: нанотехнологии, сотовая связь и др.
  • Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень) и др.
  • Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке. Например:  агнец (ягненок); ведать (знать); внимать (слушать); врата (ворота); глас (голос); грясти(идти);длань(ладонь

Лексика – 1) все слова языка,  его словарный состав;

2) совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.).  

Лексикология -  раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. Лексическое значение слова — это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово; смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.

Прямое значение слова – название того или иного предмета, явления, которые нас окружают.

Переносное значение слова – вторичное (производное) значение слова, возникшее на основе разных видов ассоциации (сходства, сравнения и др.). Например: золотое кольцо – золотой характер, железный обруч – железные нервы.

Многозначные слова слова, имеющие несколько значений. Например: иголка (3 значения: 1. листья ели, 2. колючки у ежа, 3. инструмент для шитья).

Каждое слово в языке имеет своё лексическое значение, которое мы можем узнать по толковому словарю.

Употребляйте правильно слова в речи.

  1. Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
  1. Мы пересаживаем  рассаду в землю (                    ).
  2. Невдалеке от стада (                        )овец сидел пастух (                             ).
  3. Ребята забрели в самую гущу (                  ) леса.
  4. Из-под ног разбегались быстрые (                         )

ящерицы.

5. Сбоку (                                 ) дороги цвёл высокий иван-чай.

2.Объясните значения следующих слов.

Жилец –  ___________________________________

Житель – _____________________________________

Невежа – _____________________________________

Невежда- _____________________________________

Соседний - ____________________________________

Соседский - __________________________________

Составьте с ними предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите, сколько значений имеют следующие слова:
  • Сырой –
  • Плечо –
  • Хлебнуть
  • Рука –
  • Свет –
  • Микроб –

  1. Составьте несколько (4-6)  предложений, в которых одни и те же слова употреблялись в прямом и переносном значениях.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Составьте небольшой рассказ по одному из предложенных рисунков. Озаглавьте текст.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

В тексте всегда есть главное, т.е. идея (зачем написан текст, чему он учит).  Идея текста бывает отражена в заглавии.

Грамматическая связь – строгий порядок предложений.

Композиция текста

  • 1. Вступление.
  • 2. Завязка.
  • 3. Развитие действия.
  • 4. Кульминация.
  • 5. Развязка.
  • 6. Концовка.

1. Какой из предложенных отрывков является текстом?

1) Звезды еще сверкали остро и холодно. Солнце светило ярко, и дети купались. За диктант мальчик получил пятерку.
2) Звезды еще сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер.
 (Б. Полевой)

2. Восстановите порядок высказываний в тексте. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отразилась основная мысль (идея) текста.

Вот такая у нас Катя! Он такой озорной! У меня есть попугай по имени Катя. Однажды папа менял Кате подстилку и не заметил, как поднес руку прямо к попугаю. У него потом долго болела рука. Она взяла да и укусила папу за палец. Катя подумала, конечно, что ее хотят… похитить.

3. Найдите в тексте слова, выражающие основную мысль, и объясните их значение.

В лесу

Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки…
Ой! –
Глаза у страха
велики.

В. Левановский

4. Определите тип речи для каждого из данных текстов. Обоснуйте свою точку зрения.

1) Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.

………………………………………………………..…………………………………………………………………………….

2) Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки…(По А.Н. Толстому)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3) На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла. (По А.И. Куприну).

…………………………………………………………………….. …………………………………………………………….



Предварительный просмотр:

пол… скать – пол… скать…………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Омонимия лежит в основе многих загадок.

  • Какие кошки мышей не ловят?...................................................

  • Оружье, фрукты, камни-самоцветы, одно названии е–  разные предметы……………………..

Придумайте с омофонами предложения и запишите их парами.

Например: разрядить-разредить

Дедушка разрядил своё ружьё. – Бабушка разредила морковь на грядке.

  1. Плот-плод
  2. запивать- запевать…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Омонимы

Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение.

Например: свет1 – электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир, и свет2 – Земля со всем существующим на ней, мир.

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но различаются по написанию и лексическому значению (луг – лук).

Омографы одинаково пишутся, но различны по значению (мука – мука, замок – замок).

 Омоформы совпадают по звучанию не во всех формах и представляют собой совершенно разные по семантике слова: дуло (винтовки), дуло (из двери).

1. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип (омофоны, омоформы, омографы).

1) Военный блок – подъемный блок…………………………..

2) Железный прут – илистый пруд………………………………

3) Временные постройки – временные отношения…………………………………………

4) Породистая такса – умеренная такса………………………

5) Рублю дрова – дали по рублю…………………………

6) Ключ от квартиры – студеный ключ…………………………

7) Металлургический завод – неисправный завод……………………

8) Съедобный гриб – вирусный грипп……………………………….

2. Можно ли определить написание буквы без контекста?
Составьте со словами словосочетания или предложения.

Прим…рять – прим…  рять…………………………………

…………………………………………………………………..

…………………………………………………………………

ст… рожил – ст… рожил…………………………………….

…………………………………………………………………..

………………………………………………………………….

Изморо… ь – изморо…ь…………………………………….

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………..

пр… зрение – пр… зрение…………………………………….

……………………………………………………………….

………………………………………………………………….

плач?-плач?.............................................................................

………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра. Телдән исәпләү.

5 класста дәресләрдә куллану өчен "Телдән исәпләү өчен биремнәр"...

Брошюра по выполнению домашних заданий для родителей детей, посещающих логопедические занятия.

Правила выполнения домашних заданий для детей, посещающих логопедические занятия....