Программа лагерной смены в ЛТиО "Живи, родник!"
рабочая программа на тему

Вавилова Татьяна Петровна

Данная программа экологической направленности разработанна для лагеря труда и отдыха,  для учащихся 14-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ltio_zhivi_rodnik.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Сары-Чумышская основная общеобразовательная школа»

Программа рекомендована

педагогическим советом

Протокол № ____ от ___________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Сары-Чумышская ООШ»

_______________ /Л.Ю. Вохмянина/

               

Приказ №____ «__» _______________ 20__ г.

Программа

лагеря труда и отдыха

«Живи, родник!»

Возраст детей: 14 - 16 лет;

Срок реализации: 01.06.16-22.06.16

                                                      Автор - составитель:

                                            Вавилова Т.П.

                                                          учитель ОБЖ, высшей

                                                                       квалификационной категории

      МБОУ «Сары-Чумышская ООО»

 

Новокузнецкий район

с. Сары-Чумыш

2016 г.

Содержание программы:

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Модель организации лагеря……………………………………………….5

Цель и задачи программы………………………………………………….5

Содержание программы……………………………………………………6

План – сетка работы на лагерную смену…………………………………..6

Примерный режим дня………………………………………………………8

Механизмы  реализации программы……………………………………….8

Результаты ……………………………………….….....................................10

Список используемых источников информации………………………….11

Приложение………………………………………………………………….12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Струится с родника кристальная вода…

Она прозрачна и чиста собою…

И словно нашей жизни берега…

Она журчит и говорит с мечтою…

                                   Влад Амелин

Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного.  

       Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.     

          Экологическое воспитание в условиях лагеря труда и отдыха является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

       Наличие у школы пришкольного территории  и близкое расположение родника привели к возможности создания данной программы ЛТиО. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Ребята будут проводить работы по очистке и благоустройству родника, работать по пришкольной территории. В свободное от трудовой деятельности время воспитанники участвуют в различных видах развивающей деятельности.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые  из них живут в неполных, малообеспеченных, приёмных семьях.  

Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 7-х-9-х классов с 01.06.16 по 22.06.16.

Программа  разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Федеральная база
№124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

№ 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

№184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

№131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

№52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

ТК РФ ст.351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания,

№436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (Письмо МОН от 31 марта 2011 г. №06-614)

Правила организованной перевозки группы детей автобусами (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 №1177)

Типовое положение о детском оздоровительном лагере (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 14 ноября 2011 г. N 18-2/10/1-7164)

Госстандарты и нормативы

Национальный стандарт " Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" ГОСТ Р 52887-2007

Национальный стандарт Российской Федерации «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования» ГОСТ Р51185-2008

«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.3155-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда" СанПиН 2.4.1.3147-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа" СанПиН 2.4.4.3048-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» СанПиН 2.4.2.2842-11

 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей" СанПиН 2.5.3157-14

Нормативная база Кемеровской области

Закон об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей 

Постановление о порядке реализации мероприятий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей от 18.02.13 № 55 

Уполномоченные органы по вопросу организации отдыха и оздоровления детей в муниципальных образованиях 

Комплексная программа Развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков Кемеровской области на 2012-2014 годы 

Типовое положение о лагере 

Методические рекомендации по обеспечению антикриминальной и антитеррористической защищенности организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей и подростков Кемеровской области 

Постановление об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах Кемеровской области

Модель организации лагеря

   Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах. В каждом отряде выбирается бригадир отряда (отвечает за выполнением работы запланированной на день, а  также её качеством), его заместитель (выполняет обязанности бригадира при его отсутствии или оказывает ему помощь), художественный руководитель (подготавливает досуговые мероприятия), спортивный организатор (организует зарядку, эстафеты, соревнования) и т.д. Утверждается костяк ребят-организаторов.

    Придумывается название, эмблема, девиз отряда. В каждом отряде работает воспитатель имеющий опыт работы с данной возрастной категорией.  

Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ:  

Создание оптимальных условий для воспитания трудолюбия и формирование практических трудовых навыков, формирования экологической культуры, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление.

ЗАДАЧИ:

  • формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит природа, через работу, осуществляемую на территории родника;
  • закрепление практических навыков  сельскохозяйственных  работ в процессе благоустройства  территории школы  в летний период;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • формирование способности к духовно-нравственному развитию, реализации творческого потенциала, культуры межличностного общения.

Основное содержание программы и пути ее реализации

Направление деятельности

Формы работы

Спортивно-оздоровительное

Утренняя зарядка.

Викторина «Мы за ЗОЖ».

Просмотр художественного фильма,

пропагандирующего здоровый

образ жизни, анкетирование

подростков на тему профилактики

наркомании «Меня это не касается».

Спортивная программа «Я самый, я самая…»

Марафон   здоровья.

Спортивные игры - волейбол.

Соревнования по настольному теннису.

Спортивные игры – футбол.

Турнир по шахматам и шашкам.

Спортивные  игры – баскетбол.

Трудовая  и экологическая

Трудовые и экологические  десанты (ежедневно).

Экологическая викторина.

«Правила туриста».

Досуговая деятельность

Конкурсно - игровая программа, посвященная Дню защиты детей.

«День приятных сюрпризов».

 Нравственно - патриотическое

Просмотр фильмов на патриотическую тему: художественных,  документальных.

фестиваль для детей и взрослых «Музыка из военных кинофильмов».

План-сетка лагерной смены 

 

Мероприятие

1 день

Утренняя зарядка.

Открытие лагеря труда и отдыха.

 Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД.

 Распределение обязанностей среди учащихся.

 Выбор органа детского самоуправления лагеря.

Знакомство с режимом, планом работы, анкетирование.

Конкурсно - игровая программа, посвященная Дню защиты детей.

2 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – чистка родника.

 Снятие антропометрических показателей.

 Просмотр фильмов на патриотическую тему: художественных,  документальных.

  1. день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – чистка родника.

Викторина «Мы за ЗОЖ».

4 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.

  Экологическая викторина.

5 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.  Спортивная программа «Я самый, я самая…»

6 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.

Спортивные игры - волейбол.

7 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.

Соревнования по настольному теннису.

8 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.

Спортивные игры – футбол.

9 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.

Турнир по шахматам и шашкам.

10 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.

Просмотр художественного фильма, пропагандирующего здоровый

образ жизни, анкетирование подростков на тему профилактики

наркомании «Меня это не касается».

11 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство территории родника.

Спортивные игры – баскетбол.

12 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство пришкольных клумб.

«Правила туриста» просмотр видеоролика.

13 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство пришкольных клумб.

 «День приятных сюрпризов». Коллективное творческое дело.

14 день

Утренняя зарядка.

 «Трудовой десант» – благоустройство пришкольных клумб.

Марафон   здоровья. Снятие антропометрических показателей

  1. день

 Утренняя зарядка.

Прощание с ЛТиО.  

Участие в фестиваль для детей и взрослых «Музыка из военных кинофильмов».

Награждение воспитанников памятными подарками. Подведение итогов смены.

Примерный режим дня 

  1. 08.30 – 08.40 – приём детей, зарядка;
  2. 08.40 – 09.00 –завтрак;
  3. 09.00 – 12.00 – трудовая деятельность;
  4. 12.00 – 13.30 – мероприятие дня;
  5. 13.30 – 14.15 – обед;
  6. 14.15 – 14.30 – уход домой.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в течение одной лагерной смены.

Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 14 - 16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, приёмных семей.

  Реализация программы предусматривает наличие определённой материально-технических условий:

Территория.  При работе лагеря используется территория родника и школы.

Оборудование.  Для успешной реализации программы используется:

  • Перчатки для сельскохозяйственных работ.
  • Садовый и уборочный инвентарь.
  • Спортивный инвентарь.
  • Аппаратура.
  • Предметы быта.

№ П/П

ТЕРРИТОРИЯ,

ПОМЕЩЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Кабинеты

Комнаты отдыха,

игровые

Начальник лагеря,

воспитатели,

технический персонал

2.

Спортивный зал

Занятия спортом,

Соревнования,

Линейка (в случае плохой погоды)

Спортивный

руководитель

3.

Спортивная площадка

Линейка, проведение спортивных соревнований, игр

Спортивный

руководитель

4.

Школьная библиотека

Литература для детей и воспитателей

Библиотекарь

5.

Школьная столовая

Завтрак

Работники столовой

6.

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Медицинский работник

7.

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Начальник лагеря,

воспитатели,

технический персонал

Кадровые условия

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  • начальник лагеря;
  • воспитатели;
  • обслуживающий персонал;
  • медработник.

Педагогические условия

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

 №

п/п

Этапы и виды деятельности

Сроки реализации

1

Подготовительный этап

Работа по подготовке программы.

Проведение совещания по вопросам планирования и организации летней оздоровительной кампании.

Подготовка необходимых документов.

Отбор кадров для работы в лагере труда и отдыха.

Прохождение медицинского осмотра членами педагогического коллектива.

Прохождение инструктажа по технике безопасности.

Проведение анкетирования учащихся.

апрель – май

2

Основной этап

Реализация основных положений программы.

Июнь

3

Заключительный этап

Психолого - социально -  педагогический анализ результатов летней оздоровительной кампании

Июль

Социальный эффект программы

Программа «Живи, родник!» направлена на:

  • вовлечение детей ЛТиО в деятельность по экологическую деятельность, через работу, осуществляемую на роднике, а также территории школы;
  •  в конце своей лагерной смены ребята непосредственно видят конкретный результат своей  трудовой деятельности (благоустроенный родник, прополотые клубы на территории школы);
  • сохранение и укрепление нравственного и физического здоровья обучающихся.

Результаты

Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков;

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение нового положительного жизненного опыта.

Показатели эффективности (индикаторы) программы

1. Анкетирование учащихся.

2. Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.

3. Медицинский осмотр учащихся.

4. Ежедневная рефлексия в отряде.

Список используемых источников информации:

  1. http://festival.1september.ru/articles/538092/
  2. http://www.ug.ru/method_article/574
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/25/programma-prishkolnogo-ozdorovitelnogo-lagerya-s
  4. http://www.shkola-48.ru/ru/8/128/129/137/336/
  5. Используемые изображения: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%BE%D0%B4+%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE+%D0%B2+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8+2016+%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF

Приложение 1.

Анкета для подростков, желающих работать в трудовом лагере:

- Ф. И.О._____________________________________________________

- Школа_______________________________________Класс ____________

-Адрес__________________________________________________________

- Возраст и дата рождения._________________________________________

- Контактные телефоны (домашний, сотовый)_________________________

- Ф. И.О. родителей, их сотовые, рабочие телефоны.____________________

- Есть ли у вас опыт трудовой деятельности? Где? Когда?_______________

- Какие виды работ для вас предпочтительнее? _________________________

- Какими специальными умениями и знаниями вы обладаете? Расскажите о них подробнее:

/Работа на приусадебном участке _____________________________________

/Работа на компьютере (какими программ. владеете, скорость печати и т д.)/_

/Оформительская деятельность (занимались в кружке ИЗО, др.)/___________

/Занимаетесь декоративно-прикладным творчеством/_____________________

/Владеете столярным делом/__________________________________________

/Умеете шить и т. д./_________________________________________________

/Другое ___________________________________________________________

Ваши планы в учебном плане на будущее_______________________________

Ваши планы в профессиональном плане на будущее_____________________

Спасибо за сотрудничество!

- Ты нам очень помог!

Успехов в работе!!!

Везенья с погодой!

Итоговая анкета

Дорогой друг!  Вот и закончилась лагерная смена. Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами.

Погасли свечи, закончился день,

А с ними и смена…

Пора расставаться…

Все, что случилось, скрывается в тень.

Что ты о смене можешь сказать?

Нам бы хотелось очень узнать!

Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены.

1. Из ребят мне было интересно общаться с ____________________________.

2. Из взрослых мне было интересно работать с _________________________.

3. Самые запоминающиеся мероприятия это____________________________.

4. Я участвовал в __________________________________________________.

5. А ещё хотел бы поучаствовать в ___________________________________.

6. Я научился_______________________, благодаря_____________________.

7. В этой смене мне не понравилось___________________________________.

8. Хотел бы ты ещё раз попасть в наш лагерь? __________________________

Почему?__________________________________________________________.

9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?____________.

10. Я бы хотел изменить_____________________________________________.

11. Если хочешь, ты можешь подписаться _____________________________.

Спасибо за то, что ответил на наши вопросы!

Нам было очень приятно с тобой работать. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа немецкого языка для лагерной смены "Школа актива"

Программа немецкого языка для этнокультурной смены "Школа актива" 7-дневного пребывания в загородном лагере...

Программа лагерной смены ЛДП "Синема, синема, от тебя от тебя!"

Программа посвящена тематике " Год российского кино". Данная разработка предназначенна для  смены в лагере дневного пребывания....

Сценарий игровой программы в организационный период лагерной смены "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались"

Данное мероприятие проводится в организационный период лагерной смены, основная цель которого создание условий для адаптации детей в лагере, в новом коллективе детей и взрослых. Игровая форма проведен...

Сценарий "Конкурсная программа в день закрытия лагерной смены"

Сценарий разработан для учащихся старших классов....

Программа для профильной лагерной смены. Интенсив

Программа для профильной лагерной смены. Интенсив...

Программа для профильной летней лагерной смены. Интенсив+ (продвинутый уровень)

Программа для профильной летней лагерной смены. Интенсив+...

Программа лагерной смены "ОРЛЯТА РОССИИ"

Программа деятельности лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отды...