Толерантность - путь к миру
классный час по теме

Богдан Наталья Александровна

Актуальность этой темы классного часа объясняется все большим разнообразием мира вокруг нас и все еще присутствующей в жизни нетерпимости, а иногда и агрессии по отношению, как к другим этническим группам, так и просто друг к другу. Особенно остро этот вопрос стоит среди подростков, у которых только формируются личностные и гражданские качества, а окружающий их мир они начинают «кроить под себя» - не похожих затравливают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Толерантность - путь к миру"

Актуальность этой темы классного часа объясняется все большим разнообразием мира вокруг нас и все еще присутствующей в жизни нетерпимости, а иногда и агрессии по отношению как к другим этническим группам так и просто друг к другу. Особенно остро этот вопрос стоит среди подростков, у которых только формируются личностные и гражданские качества, а окружающий их мир они начинают «кроить под себя» - не похожих затравливают.
 Цель классного часа:
научить учащихся самостоятельно ставить проблемы и творчески искать на них ответ.

 задачи: 
1. Научить определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности. 
2. Воспитывать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения к окружающим. 

3. Содействовать воспитанию в учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к другим людям.

 Ход классного часа.
Учитель: Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень, богатые и бедные, у нас разные взгляды и вкусы, национальность и вера. Хорошо это или плохо? Могут ли отличия между людьми стать причиной недоразумений, конфликтов, вражды, насилия, а иногда и войн? Как научиться жить в мире и согласии? Как быть Человеком на Земле? Как сохранить этот хрупкий мир? Вот это и будут те вопросы, на которых мы сегодня остановимся.
 
Для начала выясним, насколько актуальна эта тема для нашей аудитории? Для этого мы проведем мини – опрос. Прошу высказывать свое мнение

- Кто из вас когда – нибудь имел обидное прозвище, связанное с внешностью, комплекцией, национальностью или другими отличительными чертами?
- Почувствовали бы вы дискомфорт, если бы с вами в одном купе ехали цыгане?
- Раздражаетесь ли вы, когда впереди вас очень медленно идет пожилая женщина, заграждая вам дорогу?
- Дружите ли вы с ровесником из очень бедной семьи?
Учитель: Актуальна ли эта тема для нас? (учащиеся делают выводы)
В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность»; готовность быть терпимым, снисходительным;
 В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 
 В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В персидском – «готовность к примирению».
Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
Д
авайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
Назовите
 пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. 
 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта
Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
Учащиеся
вносят предложения.
Вывод: что такое толерантность?
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Учитель: Я предлагаю вам разрешить одну жизненную ситуацию (зачитывает письмо.) «У меня довольно немилозвучная фамилия и это очень мягко сказано. Первая реакция людей, когда я называю свою фамилию – это получасовой смех. Думаю не стоит рассказывать как мне жилось с этой фамилией в школе, в армии, Сейчас я студент одного из ВУЗов и моя проблема продолжает меня преследовать. Внешне я очень симпатичный, часто знакомлюсь с девушками, но отношения складываются нормально до тех пор, пока девушка не узнает мою фамилию. А недавно я встретил девушку, которую полюбил и решил жениться. Думаю вы уже догадались, что свадьба не состоялась. Вообще я везде чувствую себя изгоем, предметом постоянных издевательств. От этого очень тяжело и грустно».
Что бы вы посоветовали Владимиру, автору этого письма?
Учитель: а теперь у меня вопрос: Должны ли мы учиться жить в этом мире? Должны ли мы его сохранить? (ответы учащихся карточками) Что значит быть Человеком на Земле?

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов) 
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей. 
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных) 

Рефлексия.
Учитель: Напишите на листе бумаги самые хорошие комплименты, которые вы хотели бы сказать своему другу, начните словами «ты самый…» А теперь встаньте по кругу друг за дружкой и вручите их рядом стоящему. А вы сохраните их, они будут согревать вас в грустную минуту. Так вы научитесь не стыдясь говорить совершенно посторонним людям хорошие слова, которые поддержат их в трудную минуту.

Учитель: Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условное. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и нетолерантные поступки. Очень важно, чтобы нетолерантное поведение не переросло в привычку, не стало стилем поведения. Ведь такие глобальные проблемы как расовая дискриминация, национализм, фашизм, религиозная вражда берут свое начало в нетолерантном поведении. Нужно воспитывать в себе уважение к другим людям. Нужно искать в общении не то, что разъединяет, а то, что объединяет.
И на последок я хочу сделать вам подарок, вслушайтесь в эти строки стихотворения А.Усачева «Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила… 
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо. 
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой. 
А в городе том не носили бород.
-Ха-ха, Хо-хо-хо! – стал смеяться народ
-Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил. 
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном. 
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда. 

Учитель: Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - путь к миру"

Толерантность — это милосердие.Толерантность — это сострадание.Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души.Толерантность — это терпение.Толерантность — это дружба....

Толерантность - путь к миру.

Урок- диалог  обществознания в 10 классе. Материал урока способствует формированию  у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развит...

Толерантность - путь к миру.

Классный час по теме: "Толерантность - путь к миру" можно использовать в 3-4 классах....

Классный час "Толерантность - путь к миру!"

Классный час может быть проведен для учащихся 9-11 классов. Содержит толкование термина "толерантность", "толерантная личность", задания практического характера для групповой, фронтальной и индивидуал...

Презентация "Толерантность - путь к миру."

Презентация к празднику "День толерантности"....

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Классный час знакомит учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....