Методическая разработка "К вопросу о наставничестве в школе".
методическая разработка на тему

Игнатьева Дарья Алексеевна

Аннотация: размышления о роли наставника в жизни молодого педагога с позиции последнего. В статье рассматривается, кто такой наставник в современной школе, зачем он нужен молодому специалисту. Автор указывает на важные моменты, связанные с выбором наставника и взаимной работой с ним, опираясь на соответствующую документацию, а также пытается поразмышлять, зачем самому наставнику быть наставником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игнатьева Дарья Алексеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия № 116

Ignateva D.A, history and social science teacher

Gymnasium № 116

К вопросу о наставничестве в школе.

To the issue of mentoring at school.

Аннотация: размышления о роли наставника в жизни молодого педагога с позиции последнего. В статье рассматривается, кто такой наставник в современной школе, зачем он нужен молодому специалисту. Автор указывает на важные моменты, связанные с выбором наставника и взаимной работой с ним, опираясь на соответствующую документацию, а также пытается поразмышлять, зачем самому наставнику быть наставником.

Ключевые слова: учитель, молодой специалист, наставник, положение о наставничестве, педагогическая деятельность, педагогический коллектив.

Summary: there is the reflections on the role of a mentor in the life of a young teacher from the position of the latter. The article examines who is the mentor in the modern school, why do young professionals need him. The author points out the important moments associated with the choice of mentor and mutual work with him on the basis of appropriate documentation, and tries to think, what is the reason for mentor to be a mentor.

Keywords:  teacher, young professional, mentor, the thesis of mentoring, teaching activities, teaching staff.

Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю – предварительная работа с ним. Нет надобности читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. К многим практическим конкретным проблемам выпускник педагогического вуза, увы, оказывается совсем не подготовлен – начиная от проблем с пресловутой дисциплиной в классе и заканчивая сложностями с работой с документацией.

 Учитывая многолетний педагогический опыт в этом вопросе, педагоги должны понимать, что результативной работа наставника будет в случае реализации следующих моментов:

  • взаимной заинтересованности сторон
  • административного контроля за процессом наставничества (в разумной мере, конечно)
  • подведением промежуточных результатов сотрудничества.

В первую очередь, хотелось бы пояснить, кто вообще такой наставник и зачем он нужен молодому педагогу в школе. Для этого необходимо обратиться к основному документу, регламентирующему отношения наставника и его подопечного – Положению о наставничестве.

Школьное наставничество  –  разновидность индивидуальной воспитательной
работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных организациях или со специалистами, назначенными         на   должность, по которой они не имеют опыта работы [3].
Хотелось бы подчеркнуть, что гарантом  успешного сотрудничества здесь является, на наш взгляд, в первую очередь  участие молодого специалиста в процессе выбора наставника, вообще его некая заинтересованность, информированность, осведомленность в данном вопросе. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть несколько важных моментов в процессе выборе наставника, опять-таки, обращаясь к вышеупомянутому Положению.

Во-первых, хотелось бы подчеркнуть самое главное – что молодой специалист может участвовать в этом выборе на полных основаниях, а не только узнавать о том, кто его наставник по факту назначения последнего администрацией школы. Иногда о подобном назначении и сам наставник узнает постфактум. Очевидно, что при участии будущих сотрудничающих сторон в организации процесса наставничества результат будет более продуктивным, нежели чем при изначально формальном подходе к такому делу.

Во-вторых, если сам молодой специалист все-таки может и даже, на наш взгляд, должен участвовать в процессе выбора наставника, то ему, несомненно, потребуется какое-то время для того, чтобы войти в коллектив, адаптироваться, осмотреться, понять, с кем бы он мог и хотел работать дальше в этом направлении. Срок выбора наставника по Положению нигде строго не фиксирован, рекомендуется лишь решить этот вопрос в период первого года работы педагога в школе. По сути, срок этот может быть увеличен и до трех лет – всего того срока, пока молодой специалист считается молодым. Хотелось бы указать на возможные затруднения, с которыми здесь может столкнуться молодой педагог: учитель-друг и учитель-наставника все-таки не одно и тоже. Важно здесь различать профессиональные и личные отношения, а также руководствоваться при выборе будущего наставника не только тем, что с этим человеком будет комфортно общаться, но в первую очередь тем, что совместная работа с будет обоюдно продуктивной, полезной и интересной, развивающей.

Обращаясь к Положению, хотелось бы остановиться на тех задачах, которые являются основными в процессе наставничества:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательной организации;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя [3].

Как мы видим по Положению, основные задачи носят характер скорее адаптационный, пропедевтический, характер педагогических и практических консультаций. Таким образом, молодой специалист вполне может иметь наставником педагога, специализирующегося на совсем ином предмете. Предметные же консультации может осуществлять при необходимости методист из районной методической службы.

Так же наставником может быть уже и не работающий в школе педагог. Например, учитель химии в школе бывает обычно один, и иногда именно его «предшественник» может проконсультировать молодого педагога как никто другой. Для ушедшего же педагога это может быть также своеобразная форма участия в жизни коллектива.

Из задач наставничества логичным образом следует собственно содержание самого этого процесса. Условно наставничество можно разделить на три этапа:

  • Первый этап – адаптационный. Задачи здесь: определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, недостатков в его теоретико-практических навыках для разработки программы адаптации;
  • Второй этап – основной (проектировочный). Задачи: разработка и реализация программы   адаптации, корректировка профессиональных умений, помощь молодому специалисту в построении собственной программы самосовершенствования;
  • Третий этап – контрольно-оценочный. Задачи: проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Естественно, все эти этапы выделены достаточно формально, и каждый этап предполагает, например, некий контрольно-оценочный момент. Каким образом он может происходить – выбирают сами педагоги. Это может быть любая форма, от простой беседы до анкетирования. В целом все этапы направлены к одной цели – практическая адаптация молодого педагога и некий контроль ситуации.

Наверное, понятно, что молодому специалисту наставник в современной школе не просто нужен, а подчас необходим. Остается вопрос – собственно, зачем наставнику быть наставником?

В идеале, на наш взгляд, наставничество – это непрерывный процесс. И рано или поздно подопечный может догнать и перегнать своего наставника, и тому остается только всегда быть на шаг впереди. Обучая, мы всегда учимся сами, ведь образование – процесс взаимный, обоюдный, субъект-субъектный. Уместно это будет помнить и в разговоре о наставничестве. Кроме того, и молодой специалист приходит в школу отнюдь не совсем «tabula rasa», чистый лист, и может, даже невольно, чему-то научить своего собственного учителя.

Итак, нужен ли наставник молодому специалисту – безусловно, да. Для чего? Для корректного и конкретного включения в свою профессиональную жизнь и жизнь коллектива. Множество сложностей, с которыми сталкивается сегодня учитель в школе, проще решать вместе. Остаются и опасности, связанные с совместной работой наставника и молодого педагога – например, просто полностью перенимать методику работы своего наставника, без собственного осмысления и адаптации к материалу и ученикам.
Жизнь педагога в школе сегодня полна формальных моментов, но очень хотелось бы, чтобы наставничество не было одним из таких моментов. И никогда не стало.

Используемая литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

  2.  Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Москва, 2007 178 с. РГБ ОД, 61:07-13/1240
  3. Положение о наставничестве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация наставничества в школе.

Положение и организация наставничества в работе с молодыми специалистами по физической культуре в школе....

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя ф...

Как организовать наставничество в школе

Место наставничества в современной школеВ нашем учебном учреждении практикуется наставничество, как способ сопровождения и поддержки молодых педагогов. Что это такое?В конце 2018 года б...

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Культура проектной деятельности как элемент формирования и развития системы наставничества в школе

Практика формирования культуры проектной деятельности в образовательной среде преследуюет следующие задачи:формирование и развитие системы наставничества в ОУ;профориентация учащегося за счёт са...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...