Система развития здоровьесберегающей сферы гимназии
материал на тему

Телегина Нина Григорьевна

В данных материалах представлен опыт  системы развития здоровьесберегающей среды в МБОУ «Гимназия №10». В целях сохранения здоровья учащихся в  учреждении реализуется программа «Развитие здоровьесберегающей среды в гимназии», которая является подпрограммой «Развития гимназии 2015-2020г.г.».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_razvitiya_zdorovesberegayushchey_sfery_gimnazii.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Система развития здоровьесберегающей сферы гимназии

 В данных материалах представлен опыт  системы развития здоровьесберегающей среды в МБОУ «Гимназия №10». В целях сохранения здоровья учащихся в  учреждении реализуется программа «Развитие здоровьесберегающей среды в гимназии», которая является подпрограммой «Развития гимназии 2015-2020г.г.».

Цель программы: Создание условий для реализации  обучающимися права на занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности, внедрение здорового образа жизни как средства оздоровления  обучающихся учреждения.

Задачи программы:

  • формирование у  обучающихся  устойчивой мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • улучшение качества оздоровительных мероприятий;
  • введение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы;
  • формирование нормативно-правовой и информационной базы для реализации программы;
  • расширение спортивно-оздоровительной и профилактической работы с детьми и их родителями, педагогами;
  • повышение квалификации педагогов гимназии по вопросу здоровьесбережения;
  • координация деятельности учреждения с отделом образования Кузнецкого района, МБОУ, МБОУ ДОД ДЮСШ №5, МБОУ СШ №1, подростковыми клубами и другими физкультурно-оздоровительными организациями города и района;
  • укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;
  • создание механизма привлечения внебюджетных средств для реализации программы.

Внуришкольные отношения  гимназии строятся по следующим направлениям:

  • организация активной деятельности учащихся и педагогов во внеурочное время;
  • внедрение технологий, направленных на решение задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушение зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др.;
  • повышение качества образования путем формирования познавательного интереса;
  • предоставление ученику возможности найти себя, реализовать свои способности в различных видах деятельности, предлагаемой школой.

Именно благодаря  комплексному  подходу решаются задачи не только защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у учителей культуры здоровья. 

Базовыми компонентами на всех ступенях реализации программы являются: формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; формирование системы знаний по овладению методами оздоровления и оказанию доврачебной помощи себе и другому человеку, формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями и различными видами спорта.

В рамках программы реально решаются серьезнейшие проблемы: такие как грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, питание) и внедрение методик преподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях; внеурочная занятость детей, организация досуга, создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата и формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов; просветительская работа с педагогами, учащимися и их родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья школьников можно решить объединенными усилиями образовательного учреждения и родителей.    

Педагогический коллектив гимназии понимает, что реализовать свой интеллектуальный потенциал может только здоровая личность. Поэтому особое место в деятельности гимназии отводится мониторингу  состояния здоровья обучающихся.

Школьный врач проводит диагностику состояния здоровья школьников,  что позволяет работать с каждым ребенком в зоне его физического развития. Усилия учителей физической культуры направлены на формирование у обучающихся потребности в самостоятельных занятиях спортом, на приобретение ими знаний и умений в области гигиены. 

Все это создает положительный эмоциональный фон, способствующий стремлению к физическому совершенствованию, и помогает решать воспитательные и образовательные задачи по повышению  уровня морально-волевых и ценностномотивационных установок.

Целенаправленная работа по здоровьесбережению  позволяет расширить среду общения, поле деятельности  при организации занятий и проведении активного досуга детей. В настоящее время  существуют разные формы взаимодействия в образовании, зачастую неразличимые субъектами образовательного процесса. Понимание направления, содержания и значения подобного взаимодействия  позволяет нам выстраивать отношения социально-образовательного партнерства. Взаимодействие  гимназии с учреждениями района и города существует на протяжении многих лет, и мы имеем хорошие результаты.  

Использование здоровьесберегающих технологий

 в воспитательно-образовательном процессе

как одно из условий повышения качества обучения

Специфика жизни школьника XXI века характеризуется усложнением стоящих перед ним целей, интенсификацией учебного процесса, усложняются и требования к предстоящей профессиональной деятельности ученика. Среди ключевых направлений реформирования образования – применение здоровьесберегающих технологий.

Понятие здоровьесберегающая образовательная технология появилось в педагогическом обиходе несколько лет назад. Оно относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при ее реализации решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.    

В работах Н.К. Смирнова здоровьесберегающие технологии классифицируются  в следующие группы:

  • психолого-педагогические технологии. Их использует на уроках каждый учитель, от учителя более чем на 50% зависит результат влияния школы на здоровье учащихся
  • здоровьесберегающие образовательные технологии. Это правильная организация образовательного процесса: расписание, составленное с учетом интересов здоровья обучающихся, гигиенически оптимальная организация труда и отдыха, организация физической активности,  как на уроках физкультуры, так и в учебное и внеучебное время
  • физкультурно-оздоровительные технологии
  • экологические здоровьесберегающие технологии. Создание природосообразных условий деятельности людей: обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, участие в природоохранных мероприятиях.
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  • Основные показатели этих технологий – личная направленность на ученика, интенсивность.
  • Поэтому применение здоровьесберегающих технологий обучения – основано на следующих принципах:
  • учет возрастных особенностей познавательной деятельности обучающихся
  • обучение на оптимальном уровне трудности (сложности)
  • вариативность, активность методов и форм обучения
  • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок
  • наглядность предоставления информации
  • положительная мотивация к учебе («педагогика успеха»)
  • творческий характер образовательного процесса
  • культивирование  у обучающихся знаний по вопросам укрепления здоровья.

Педагогический коллектив гимназии здоровьесберегающее обучение осуществляет с помощью:

  • применения обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой методов и приемов, вариативности содержания образования, выбора здоровьесберегающих образовательных технологий, создания комфортных условий жизнедеятельности ученика
  • преемственности образовательной и воспитательной деятельности
  • формирования мотивации на здоровый образ жизни
  • признания личных интересов обучаемого, особенностей его физического, психического, социального и духовного развития
  • интеграции компонентов здоровьесберегающей образовательной среды
  • взаимодействия социальных партнеров, использования ресурсов сообщества для поддержки образования в области здоровья и по следующим направлениям:

Остановимся на одном из них: рациональная организация воспитательно-образовательного процесса

Рациональная организация учебного процесса

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебного процесса, объему учебной и внеурочной нагрузки учащихся
  • использование технологий и методик обучения, адекватных возрастным и психофизиологическим возможностям и особенностям учащихся
  • В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и духовное развитие. Центр здоровья гимназии провел исследования по методике Баевского. За период обучения коэффициент здоровья детей уменьшается. Если в начальных классах преобладают показатели отличного и хорошего коэффициента здоровья, то к окончанию гимназии отсутствует такой показатель как отличный и увеличивается количество обучающихся с удовлетворительным коэффициентом здоровья. Абсолютно здоровыми могут быть признаны только 25-30 % обучающихся.  

Какие же факторы влияют на здоровье ученика? Отметим лишь те, которые непосредственно связаны с организацией учебного процесса:

  • уровень учебной нагрузки на организм учащихся
  • состояние лечебно-оздоровительной работы в ОУ
  • состояние внеурочной воспитательной работы
  • уровень психологической помощи обучающимся
  • состояние микроклимата в школе и дома

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, значительная часть заболеваний детей и молодежи в экономически развитых странах имеет так называемую дидактогенную природу, то есть прямо вызвана или спровоцирована школой. При этом причиной перегрузок объявлена перенасыщенность школьных программ (слишком большое количество информации и учебной работы в единицу времени).

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье ученика – утрата интереса ученика к учебе. Желание учиться, познавать мир, явно выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у большинства обучающихся, уступая место привычной необходимости, безразличию и даже отвращению к учебе. Это и есть индикатор качества обучения: если учитель не смог заинтересовать учебой, воспитать радость познания, а ученик считает посещение школы тяжелым испытанием, то школьник каждодневно оставляет в стенах образовательного учреждения частичку своего здоровья.  

Не случайно у учащихся возникают подобные ассоциации при воспоминании о школе:

«Сентиментальная прогулка внутрь»    Сергей Краснянский (школьный поэт)

Ученик, как на плаху, выходит к доске.

Две шпаргалки запрятаны в левом носке.

Отчужденность в глазах – глубже спрятать свечу.

(Я идти не хочу, не хочу, не хочу.

Ведь меня не зовут, чтоб – любить, чтоб лечить,

А зовут – уличить, уличить, уличить!)

Как мне Вам объяснить, чтоб смогли Вы понять,

Что нельзя Вам не строить его,  не ломать

Как нельзя изготовить цветка лепесток,

Если в вашей руке – молоток, молоток.

(Если б вместо него Вам бы тоже – свечу,

Я на этот огонь – захочу! полечу!)

По силе отрицательного воздействия на состояние школьников можно выделить и другие факторы:

  • стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний обучающихся
  • чрезмерная интенсификация учебного процесса
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся
  • нерациональная организация учебного процесса
  • недостаток физической активности
  • несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации  учебного процесса
  • низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах здоровья.

Все эти факторы действуют  комплексно, длительно и непрерывно, и их воздействие приходится на период интенсивного роста ученика.

Среди факторов риска школьной среды большинство исследователей отдает «пальму первенства» учебным нагрузкам. Этому в современной школе способствуют интенсифицирующие учебную деятельность  образовательные технологии, а также отсутствие личностной ориентации учебного процесса.

Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Проводя наблюдение на уроках за организацией учебной работы мы пришли к таким выводам, что часть детей периодически «выключается» из учебного процесса. А домашние задания – как они учитываются, тем более в объем домашнего задания часто дополнительно включается материал,  недоделанный на уроке – это так называемая «скрытая интенсификация учебного процесса». К тому же более 50 % старшеклассников гораздо больше времени, нежели школьным заданиям, отдают дополнительным  занятиям с репетитором или курсам при вузах.

Фактическая учебная нагрузка (и наши данные не расходятся с данным информационно-аналитического центра института гигиены и профзаболеваний) вместе с приготовлением домашних заданий составляет 9-10 часов в начальной школе, 10-12 – в основной, 13-15 – в средней.  

Мы в гимназии постарались оценить объемы учебной нагрузки. В качестве педагогической характеристики были выбраны:

  • соответствие учебного материала программным требованиям
  • построение урока в соответствии требованиями современной дидактики
  • время выполнения домашнего задания
  • учебная нагрузка учащихся на день, неделю, ее соответствие физиолого-гигиеническим нормам
  • Для количественной характеристики учебной нагрузки использовались следующие параметры:
  • объем учебной информации (понятия, термины, закономерности, правила, явления, факторы)
  • объем текста, подлежащего изучению
  • число заданий, выполняемых учащимися в процессе классных и домашних заданий (вычерчивание таблиц, карт, решение задач, выполнение упражнений, изготовление моделей, конспектирование, написание сочинений и т.д.)
  • время выполнения домашнего задания
  • Качественная характеристика учебной нагрузки определялась на основе:
  • успешности выполнения домашнего задания
  • успеваемости учащихся по предметам
  • оценки самими учащимися и их родителями трудностей отдельных учебных предметов, объема домашних заданий.

После того, как этот вопрос стал предметом для изучения учебной частью и педагогического коллектива гимназии, в учительской вывешивается специальное расписание (пока только старшей школы), где каждый учитель записывает задания и их примерный объем на неделю вперед. Естественно при этом педагог учитывает индивидуальные особенности детей, варьирует работу обучающихся на уроке.

Педагоги гимназии учебный процесс строят на основе комплексного использования  различных элементов здоровьесберегающих технологий:

 Какие учебно-воспитательные технологии используют в своей практической деятельности педагоги гимназии:

  • технологии личностно-ориентированного обучения
  • технологии дифференцированного обучения
  • технологии проблемного обучения
  • технологии диалогового обучения
  • технологии рефлексивного обучения

43 % педагогов используют в своей практике приемы развивающего обучения, 65 % исследовательские методы, 75 % - метод проектов, 64 % - информационно-коммуникационные и другие:

  • использование методов активного обучения, таких как: семинары-дискуссии, проблемные семинары, уроки-лекции с элементами дискуссии, практикумы, обучение в малых группах, личностно-ориентированная педагогика, сюжетно-ролевые игры;
  • стимулирование интереса и мотивации школьника на тот уровень обучения, который соответствует его потенциалу и возможностям с помощью разноуровневых проверочных работ, индивидуальных карточек-заданий, вариативности форм контроля по выбору обучающихся;
  • организация и проведение уроков с активной динамической нагрузкой, смена видов активности, включение игровой деятельности приводит к повышению умственной работоспособности в три раза;
  • создание благоприятного психологического климата на каждом уроке, когда школьнику приятно и комфортно на уроке, да и вообще в школе, тогда результаты учения лучше;
  • подготовка ученика к реальной  жизни через систему воспитательных мероприятий, реализация воспитательных программ «Семья», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни»,  включение его в процесс сотворчества в детско-юношеской организации «Галактика», оказание ему педагогической и психологической поддержки в профессиональном самоопределении в Ресурсном центре по предпрофильной и профильной подготовке на базе гимназии;
  • психологи гимназии активно используют в образовательном процессе элементы  «арттерапии».

Этому способствует:

  • здоровьесберегающая инфраструктура гимназии;
  • уровень квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения;
  • рациональный учебно-воспитательный процесс;
  • эффективная здоровьесберегающая деятельность (занятость учащихся в кружках и клубах – 70 %, в спортивных секциях гимназии – 62 %;  
  • реализация учебных и воспитательных программ по формированию здорового образа жизни;
  • работа Центра здоровья.

Качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка и приоритетной задачей педагогического коллектива гимназии. Как показывают результаты самодиагностики удовлетворенность педагогов, обучающихся и их родителей качеством обучения в гимназии составляет 95 % в начальной школе, 73 % - в основной и 92 % в средней (полной) школе.  

Таким образом, если образовательный процесс в учебном заведении организован с учетом психологического комфорта и ценности каждого участника, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, ведется комплексно и постоянно качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование здоровьесберегающей среды гимназии

В статье рассмотрен опыт работы коллектива МБОУ гимназии № 1 города Красный сулин по созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения...

Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...

Система работы в МАОУ "Гимназия №1" по внедрению ФГОС ООО

Внедрение стандартов второго попокления процесс многоплановый, сложный и очень важный для каждого образовательного учреждения. В данной статье представлен опыт работы по внедрению ФГОС в основной школ...

Диагностика и развитие мотивационной сферы личности детей в условиях системы дополнительного образования.

Педагогика и психология музыкального образования: прошлое, настоящее, будущее. Материалы IX научно-практической конференции с международным участием. - М., 2010.-С.254-257....

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...