Методическая разработка на тему: «Работа исполнителя над музыкальным произведением»
методическая разработка

Спицына Ольга Сергеевна

 

В данной метод. разработке будут изложены основные этапы работы исполнителя над музыкальным произведением.

Также эта работа будет полезна не только для преподавателей, но и для учащихся и студентов,

так как она затрагивает важные моменты на пути к освоению музыкального материала.

Несмотря на то, что существует множество методических пособий и материалов по этой теме, данная работа актуальна,

так как является кратким очерком о необходимых этапах работы над произведением.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Методическая разработка на тему:

«Работа исполнителя над музыкальным произведением»

        

                                                                                        Спицына Ольга Сергеевна

Педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназия №587

г. Санкт-Петербург

2019 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2

Этапы работы над музыкальным произведением…….........................3

Этап  ➀

□ Ознакомление с произведением и его анализ……….............................3

Этап  ➁

□ Общее и детальное изучение музыкального произведения……..........5

Этап  ➂

□ Художественное воплощение произведения…………………………..10

Заключение………………………………………………............................13

Список используемой литературы……………………..............................14

Введение

        В данной разработке будут изложены основные этапы работы исполнителя над музыкальным произведением. Также эта работа будет полезна не только для преподавателей, но и для учащихся и студентов, так как она затрагивает важные моменты на пути к освоению музыкального материала.

Несмотря на то, что существует множество методических пособий и материалов по этой теме, данная работа актуальна, так как является кратким очерком о необходимых этапах работы над произведением.

Работа над музыкальным произведением – является процессом внедрения в мир музыкально-эмоциональных образов. Одно и то же произведение, требует свежего взгляда, иного прочтения.  Необходимо уметь воплотить в исполнении свой художественный замысел.

Работа с музыкальной тканью чрезвычайно многообразна. Это зависит от конкретного произведения и сложности его содержания. Кроме того, приемы и весь процесс работы всегда связаны с индивидуальными психологическими качествами, одаренностью, уровнем музыкального и общего развития. Во время самостоятельных занятий закрепляются те знания, которые получены на занятиях с педагогом. От того, насколько правильно, грамотно и интенсивно проходит самостоятельная работа, во многом зависит качество и результативность занятий. Даже когда трудно найти новую деталь трактовки в давно знакомом произведении, почти всегда есть возможность, основываясь на предыдущем опыте, внести те или иные улучшения в процесс освоения этого произведения, тем самым сделать рабочий процесс интересней. 

Целью настоящей работы является освещение наиболее важных моментов в работе над музыкальным произведением.

 Изучение произведения представляет единый целостный процесс, в котором можно наметить 3 этапа работы: ознакомление с произведением и его анализ, общее и детальное изучение музыкального произведения, и художественное воплощение произведения.

Этапы работы над музыкальным произведением

  1. Ознакомление с произведением и его анализ

          Этап ознакомления с музыкальным произведением это первый этап работы, и он имеет свои особенности. Следует помнить, что первые впечатления от знакомства с произведением,  оказывают немаловажное воздействие на дальнейшее музыкальное развитие исполнителя.

Необходимо познакомиться с музыкальным произведением, составить общее представление, и выявить возможные трудности в музыкальном тексте.

 Прежде всего, необходимо найти сведения об авторе музыкального произведения, или же его происхождении, если речь идет о народной музыке,  об эпохе возникновения, о стиле произведения,  предложенной манере исполнения. Важен характер, содержание и сюжет. Также, для ознакомления с музыкальным произведением можно использовать интернет ресурсы, материалы, записи выступлений. Необходимо оценить эмоциональное восприятие в целом. Полезным будет прослушивание аудиозаписи данного произведения в различных видах исполнения, интерпретациях; просмотр видео фрагментов.

Исполнение художественных произведений, требует глубокого проникновения в замысел композитора, вовлечения в музыку и творческой отдачи. Следует обращать внимание на нотный текст, авторские указания, выразительные элементы. Очень важно, в работе над образом музыкального произведения, передавая замысел композитора в своем исполнении, не забывать о собственном отношении  к произведению, выявлять и внедрять свое понимание, видение. Понимание художественного образа, настроения, характера произведения, является важным этапом в его изучении.

Далее в работе над музыкальным произведением следует провести  детальный разбор и анализ средств музыкальной выразительности: формы, метроритма, темпов, динамики, мелодической структуры, артикуляции и т. д. Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в музыкальном произведении художественный образ рождается в процессе взаимодействия всех средств музыкальной выразительности.

Разбор произведения возглавляет зрительное знакомство с ним, устный анализ, без инструмента, детальное изучение музыкального произведения в целом. Определение формы, анализ отдельных частей, тонального плана, строение музыкальной ткани. Изучение подголосков, отдельных функций, таких как – мелодия, аккомпанемент, басовая линия. Также, важным является и фразировочный анализ, определение тактового строения. Анализ мелодической линии начинается с определения общего характера мелодии, особенностей ее структуры и логики ее развития.

Полезным будет пропевание, проговаривание мелодических и ритмически сложных моментов, счет вслух как в начальном периоде разбора, так и при исполнении готового, выученного произведения. Причем, в медленном темпе следует считать, ориентируясь на мелкие доли такта, а в подвижном темпе, соответственно, на крупные доли.

Общее, детальное изучение музыкального произведения необходимо для преодоления трудностей, связанных с исполнением.

Структура произведения находится в тесном единстве с содержанием музыки. Анализ структуры, предполагает разделение формы на отдельные построения (предложения, периоды, фразы), это производится с целью более глубокого проникновения в характер, в содержание произведения. Большим значением  является умение находить в каждой части формы вершину – кульминацию, к которой тяготеет все развитие.

Грамотный музыкально-осмысленный разбор, создает основу для правильной дальнейшей работы. Следует подчеркнуть, что анализ музыкального произведения является неотъемлемой стадией работы музыканта над оформлением звукового образа. Он способствует укреплению  в осознании исполнителя ясных и четких слуховых представлений о деталях произведения. На основе этих представлений исполнитель  постигает ближайшие логические связи сочинения.

2. Общее и детальное изучение музыкального произведения.

       Второй этап направлен на углубленное изучение нотного текста. Он включает в себя работу над аппликатурой, артикуляцией, звукоизвлечением; освоение ритмической, мелодической, темповой структур.

Особое  место отводится подбору аппликатуры, она является немаловажным звеном в работе над произведением. Некоторые невнимательно относятся к аппликатуре, а ведь от нее многое зависит, например увеличение темпа. Также, очень важным является соблюдение аппликатуры в сочинениях кантиленного характера. Ее выбор зависит от правильной передачи конкретного музыкального содержания и расставляется с учетом не только «удобства» пальцев, но и с учетом правильного исполнения штрихов.

    Артикуляция и штрихи являются важнейшими средствами, обеспечивающими одновременно и расчлененность, и связанность музыкальных звуков, а также характер их извлечения. Штрих – это звуковой художественный результат, полученный определенным игровым приемом и артикуляцией.[1] (данная формулировка не является абсолютной)

         Артикуляция – это формирование музыкальной мысли, непосредственно связана с динамикой, штрихом, агогикой, метроритмикой внутри фразы. Она включает в себя совокупность всех средств воздействия исполнителя на каждый звук в пределах фразы. Необходимо добиваться безукоризненного выполнения штрихов, чтобы они не носили формального характера, а были моментами создания художественного образа.

Научиться хорошему звуку труднее всего. Работа над ним – самая трудная работа, так как она тесно связана со слуховыми и душевными качествами исполнителя. Когда исполнитель ощутил стиль и характер музыкального произведения, тогда возникает необходимость в извлечении хорошего звука. Этот звук должен соответствовать содержанию произведения, его стилю и характеру. Стоит принять во внимание мысль Когана Г.М. «…слушай мысленно ту музыку, которую собираешься исполнить, представляй себе то звучание, какое хочешь извлечь».[2] Развивая слух, музыкант непосредственно действует на звук; работая на инструменте над звучанием, добиваясь неустанно его улучшения, что оказывает влияние на слух и его совершенствование.

Любой звук на музыкальном инструменте, в зависимости от контекста произведения, может быть извлечен определенным игровым приемом. С помощью сочетания различных приемов можно достичь выразительной артикуляции.

Для овладения навыка использования разнообразных видов звучания, исполнитель должен стремиться к согласованности работы пальцев и рук с требованиями музыкального смысла. Для достижения наилучших результатов владения качествами звука надо использовать все возможности тела, суставы, кисть и всю руку. Все движения должны быть подчинены слуховому контролю.

Исполнитель должен находить также метроритмические связи, которые следует подчеркнуть, или наоборот, завуалировать. Понимая метр, как чередование сильных и слабых долей, следует помнить, что сильные доли (так же как и слабые) не должны быть одинаковыми. Степень их весомости целиком зависит от их местонахождения в структуре музыкальной фразы и от динамики. Сильная доля в начале фразы, предложения будет менее значительной. Сравнительно более сильной будет та доля, на которую приходится кульминационный момент (он чаще всего совпадает именно с сильной долей). Причем кульминация фразы менее значительна, чем кульминация предложения, а затем периода, части, целого произведения.

Ритм является одним из важнейших элементов в музыке, и почти всегда отражает  ее эмоциональное содержание. Часто определенный ритм (во взаимодействии с метром) бывает характерным признаком какого-либо жанра, придает яркую национальную окраску музыке. Ритм должен быть строгим, логичным, организованным и вместе с тем свободным. А. Артоболевская считала, что «первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная память, физическое ощущение движения». [3]

В исполнительском искусстве важное место занимает скорость исполнения произведения, т.е. темп. Его выбор, в большей мере, определяется индивидуальностью исполнителя, свойствами его характера и, порой, его эмоциональным состоянием. Темп всегда должен соответствовать характеру музыки. В исполнительской практике часто встречаются различные темповые отклонения. Любое изменение темпа имеет совершенно определенное эмоциональное и смысловое значение, и должно всегда соответствовать художественному образу. При постепенном изменении темпа важна именно постепенность, плавность перехода от одного темпа к другому.

Динамические оттенки – одно из выразительных средств, помогающих раскрыть художественное содержание произведения. Задача исполнителя – найти нюансы, необходимые для наиболее полного и яркого выражения содержания. Детальная разработка динамической линии во всех её подробностях, нюансах, тончайших оттенках, переходах, сопоставлениях – все это является материалом для творчества исполнителя, в этом проявляется его дарование, вкус, его художественная индивидуальность и понимание требований стиля, содержания музыки, - основанные на тщательном, глубоком, вдумчивом анализе произведения.

       Характер, степень силы каждого из динамических оттенков, а так же акцентов, и т.п. полностью вытекают из требований стиля произведения, особенностей общей динамической линии.

Большое внимание при изучении пьес должно быть направленно на выразительное исполнение мелодической линии. Работа над мелодией непосредственно касается вопроса содержания произведения и помогает исполнителю глубже в него вникнуть, так как она представляет собой довольно сложное целое, необходимо определить ее составляющие: особенности голосоведения, охарактеризовать динамическую, штриховую зависимость, регистровые, тембровые, темповые особенности.

        При изучении произведения не следует членить мелодию по тактам. Разрывая музыкальную фразу по тактам, исполнитель теряет ощущение целого. Работая над фразировкой, необходимо определить границу фраз, добиваться максимально гибкой динамики исполнения, выявлять небольшую кульминацию внутри фразы, не забывая про главную кульминацию всего произведения. Именно наличие развития, имеющего свое начало, вершину и завершение, позволяет воспринимать фразу как музыкальную мысль. При работе над мелодией важно, слышать интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. От умения передать этот смысл музыкальной речи в большой мере зависит содержательность исполнения.

Исследуя все средства музыкальной выразительности, не следует забывать об их тесном единстве и взаимодействии. Невозможно рассматривать, например, метроритм или темп произведения – вне динамики, мелодии, мелодию – вне ритма, артикуляции, артикуляцию – без штриха, динамики, агогики, мелодии и т. д. Анализируя каждое средство выразительности, необходимо рассматривать его в контексте с другими средствами музыкальной выразительности. Только в процессе взаимодействия всех средств музыкальной выразительности рождается художественный образ произведения.

3.  Художественное воплощение произведения

         Цель третьего этапа работы над музыкальным произведением – достижение целостности исполнения произведения, объединение выученных деталей в цельный творческий организм.

«Вопрос, как готовиться к публичному выступлению, естественно,

интересует многих. Дать тут общий

рецепт очень трудно, даже невозможно, учитывая разнообразие

характеров, дарований и жизненных обстоятельств учеников

И. Гофман дает совет: три раза учить и откладывать

новое сочинение, прежде чем сыграть его на эстраде. Совет очень

хороший, но предполагающий очень организованный жизненный

уклад, всецело направленный на достижение наилучшей «концертной формы».»[4]

Основываясь на всестороннем изучении и тщательном теоретическом анализе выразительных средств пьесы, у музыканта постепенно должно сложиться представление о плане исполнения произведения. В этот период закрепляются наилучшие приемы исполнения, преодолеваются и отшлифовываются технические трудности, игра доводится до автоматизма, что дает возможность переключать внимание на художественную сторону исполнения. Последний этап работы над произведением наступает тогда, когда музыкант, изучив все детали, переходит к охвату произведения в целом, к игре в настоящем темпе с необходимой динамикой. Данный этап включает в себя соединение всех разделов произведения в целое, и подготовку произведения к сценическому исполнению.

На этом этапе работы важно развить навык перспективного слухового мышления и увидеть перспективы своего действия еще до его осуществления. Музыкант должен добиться ровного и продуманного исполнения произведения от начала до конца, преодолеть трудности в сложных пассажах и неудобных элементах музыкального материала.

Добиться образов, которые соответствуют концепции музыкального произведения. Важно обратить внимание на выразительность игры, характер звучности. При исполнении музыкального произведения от начала до конца следует обратить внимание на единство темпа всего произведения.

Важной частью работы на этом этапе являются пробные проигрывания. Они позволяют исполнителю определить пропорции деталей сочинения в целостном полотне и откорректировать их между собой. Благодаря пробным исполнениям можно выявить степень логичности переходов между построениями, устранить неточности ритмического становления музыки, динамического развертывания исполняемого образа. Пробные исполнения позволяют обнаружить технические недостатки игры.

Необходимо сочетать пробные проигрывания целиком с непрекращающимся углубленным трудом над деталями и частями произведения.

Для достижения целостности произведения широко распространен «Дирижерский метод работы», который является уникальной формой занятий, т.к. позволяет объять одним круговым движением как отдельные музыкальные построения, так и все произведение в общем.

Такой охват поможет музыканту прервать безостановочность течения звукового потока, что несомненно будет способствовать развитию стройности формы произведения. Сопоставление между собой выхваченных небольших отрезков музыки из разных частей способствует достижению единства темпа.

Заключительный этап работы над произведением, состоит в достижении уровня «эстетической завершенности» интерпретации. Исполнителю важно достичь в интерпретации равновесия между интеллектуальным началом и силой непосредственного чувства, добиться необходимого соотношения между рационально-логическим и эмоциональным.

Таким образом, на этапе подготовки пьесы к сценическому воплощению музыканту важно совершенствовать исполнительские способности к синтезированию; играть пьесу в любой обстановке, перед любыми слушателями. Коган Г.М., основываясь на мыслях Станиславского К.С. писал «…чтобы выучить и хорошо сыграть какое-либо произведение, нужно думать об этом произведении, а не об аплодисментах публики»[5]

Игра целиком перед воображаемыми зрителями укрепляет не только горизонтальный слух исполнения и умение создавать предваряющее слуховое представление.

Исполнение произведения от начала до конца укрепляет слуховое внимание музыканта и в первую очередь такое его качество, как сосредоточенность. Способность концентрироваться на исполняемом, позволяет музыканту с помощью активного слухового контроля объективно оценивать реальное звучание и корректировать исполнение в желаемом направлении. 

На заключительном этапе стоит проигрывать, как всю пьесу целиком, так и отдельные ее эпизоды и части.

Заключение

Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы она звучала в концертном исполнении. Яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над музыкальным произведением, имеет большое значение, а также способствует творческому достижению в этапах развития музыканта - исполнителя.

Стоит отметить, что для написания данной работы были использованы многочисленные литературные источники, связанные с различными  видами исполнительского искусства.

Каждый из этапов заключает в себе определенные трудности и требует длительной и кропотливой работы, как над отдельными деталями нотного текста, так и над воплощением художественного целого. Ключом к воплощению художественного замысла музыкальной композиции является нотный текст, который содержит в себе указания темпов, динамики, штрихов, фразировочных лиг и других средств музыкальной выразительности. Необходимо периодически отрабатывать отдельные моменты нотного текста, пользуясь вышеперечисленными методами работы.

Данный комплекс рассматриваемых этапов работы следует принимать как примерный, каждый исполнитель должен сформировать свою личную схему методов, основываясь на собственном опыте. Концертное выступление подводит итог всей проделанной работы.

Список используемой литературы:

  1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», учебное пособие. – М.: «Советский композитор», 1986
  2. Г. Коган «У врат мастерства» – М.: Классика – ХХI, 2004
  3. В. Круглов. Искусство игры на домре. – М.: Композитор, 2001 г.
  4. Г. Нейгауз. «Об искусстве фортепианной игры» Москва, 1987 г.
  5. Интернет ресурсы – BankReferatov.Ru; http://infourok.ru/ ; http://festival.1september.ru; http://dsh60.ucoz.ru/publ/rabota_nad_muzykalnym_proizveleniem


[1] В. Круглов – «Искусство игры на домре»; глава – Исполнительские штрихи на домре, стр. 23

[2] Г. Коган «У врат мастерства». 27-28 стр.

[3] А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»; глава - Немного слов о ритме – стр. 21

[4] Г. Нейгауз – «Об искусстве фортепианной игры»; глава – О концертной деятельности, стр. 174

[5] Г. Коган «У врат мастерства»; Глава №2, стр. 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Работа учащихся с музыкальным произведением"

Фрагмент урока музыки по теме «Ленингардская симфония – героическая симфония!» - 7 класс...

Учебно-методическая разработка по теме "Угол между векторами. скалярное произведение векторов"

Учебно-методическая разработка по теме "Угол между векторами. скалярное произведение векторов". Презентация к уроку....

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Методическая разработка на тему: Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"

ЛОГОРИТМИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей детских ...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы"

Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; ...

Методический доклад на тему: "Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ (фортепиано)"

В данном методической работе рассматриваются основные направления в работе над музыкальным произведением....