Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности: цветоделие, бумагопластика»
рабочая программа на тему

        Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:

цветоделие, бумагопластика» разработана   на основе типовых программ для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида  и   направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий  программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Учащиеся  научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять сувениры; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами,  конструирование, мозаика, аппликация,  торцевание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»

 

                           Рассмотрено                                                            Утверждено                                                            Утверждаю

 на методическом объединении воспитателей                  на педагогическом совете                                 Директор школы-интерната

протокол  №    от «     »      2017    г.                                     протокол  №      от «      »        2017    г.                           _________       Г.Н. Гузий

Руководитель МО _______ А.Х. Челикиди                                          

                                                                                                         

Дополнительная общеразвивающая программа

по художественно-эстетическому направлению

 «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:

цветоделие, бумагопластика»

                                                                                                                                                                     Возрастной состав обучающихся: 8-16 лет

                                                                                                                                       Срок реализации: 3 года

                                                                                                                                                   Режим работы: 2 часа в неделю

                                                                                                                                                                     Павленко Елена Васильевна, воспитатель

г. Железноводск, 2017 год                                                                                                                                    

                                                                                                     

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В.А. Сухомлинский

                                                                                                                                 

Пояснительная записка

        Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебная мастерская – нетрадиционные способы изобразительной деятельности:

цветоделие, бумагопластика» разработана   на основе типовых программ для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида  и   направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий  программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Учащиеся  научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять сувениры; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами,  конструирование, мозаика, аппликация,  торцевание). 

        Особенности     познавательных    интересов,    присущие     большинству        детей  с недостатками  интеллектуального развития: неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивность и недостаточная целенаправленность действий, ослабленная словесная регуляция деятельности и другие  препятствуют решению целей. Как правило, отмеченные особенности носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы сохраняются длительное время. В некоторых случаях они усугубляются в связи с нарастающей сложностью учебного материала.

                   Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 Марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд.

          Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой

Задачи программы: 
Обучающие:

  • Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
  • Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.

Развивающие:

  • Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к работе с бумагой;
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Направленность данной дополнительной образовательной программы:

художественно-эстетическая.

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
  • овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
  • знакомятся со свойствами бумаги;
  • учатся преимущественно конструкторской деятельности;
  • знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.

Планируемые результаты :

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 — самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

 — допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 — с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 — осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте;

— обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

— устанавливать аналогии;

— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской

задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

  В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • формировать систему универсальных учебных действий;
  • формировать навыки работы с информацией;
  • учиться корректировать , вносить изменения в работу;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию,                                                                            полученную от педагога;
  • выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.

Предметные результаты:

  • знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,
  • уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, торцевание) выполнена работа;
  • уметь соблюдать правила техники безопасности;
  • иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
  • уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
  • уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.

Ожидаемые результаты:

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Учащиеся должны знать:

-историю возникновения и особенности работы с бумагой;

-начальные сведения о свойствах бумаги и картона;

-сведения о применяемых материалах и инструментах;

-технологию операций, необходимых для обработки бумаги;

-технологию изготовления игрушек в технике оригами, аппликации, торцевание;

-правила работы с инструментами и материалами;

-правила техники безопасности.

Учащиеся должны уметь:

-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;

-пользоваться чертежными инструментами, ножницами;

-выполнять разметку листа бумаги;

-пользоваться схемой;

-анализировать образец, анализировать свою работу;

-составлять композицию из готовых поделок;

-выразительно эстетически грамотно оформить изделие;

-применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.

                               Учебно-тематическое планирование

                                  на 2017-2018 учебный год

        

Темы занятий

Кол-во часов

Теоретические занятия

Практические занятия

I четверть

16

3

13

1

Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Правила безопасной работы  с ножницами.

1

2

История различных техник работы с бумагой

1

3

Виды бумаги

1

4

Аппликации из бумаги

 «Лебедь»        

           3

«Березки»

           3

«Корзинка с фруктами»

           2

«Цыплята»

           3

«Открытка ко дню учителя»

           2

II четверть

15

3

12

1

Аппликации в технике монотопии. Вводная часть

1

2

« Цветочная фантазия»

1

«Волшебные деревья»

1

«Снегири»

2

3

Конструирование объёмных фигур из бумаги и картона «оригами». Вводная часть.

1

4

Приемы работы в технике оригами

1

5

«Кошечка»

1

«Дед Мороз»

1

6

Мозаика из бумаги (торцевание):

«Елочка»

2

7

Изготовление украшений к новому году: гирлянды, фонарики, снежинки

4

III четверть

21

3

18

1

Правила работы с ножницами. Техника безопасности

1

2

Симметричное вырезание. Виды симметричного вырезания.

1

3

Аппликация в технике «плетение». «Закладки»

1

1

4

Аппликация из салфеток

«Зимняя встреча»

2

«Узор»

2

«Моя любимая мама»

2

5

Аппликация из природного материала

«Мимоза»

1

«Яркие цветы»

1

«Бабочки»

1

6

Коллективная работа  «Весна»

3

7

Мозаика из бумаги, торцевание: одуванчик

1

8

Объемные поделки на основе щелевого соединения.

1

9

Объемная аппликация из гофрокартона. Коллективная работа

3

IV четверть

17

1

16

1

Беседа: Соблюдение правил по технике безопасности.

1

2

Моделирование из полос. Цветы

2

3

Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация»

2

4

Коллективная работа. Мир природы

3

5

Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация) Кораблик

2

6

Составление букетов и цветочных композиций

2

7

Торцевание (вид мозаики). Коллективная работа

2

8

Изготовление поделок собственного замысла

3

Изготовление поздравительных открыток:

День учителя

День пожилых людей

День матери

Новый год

День Семьи, Любви и Верности

День Защитника Отечества

Международный женский день

Всемирный день космонавтики

Пасхальная открытка

День Победы

Материально-техническое обеспечение

Справочные таблицы и материалы постоянного экспонирования:

- Таблица «Сиди правильно»

- Инструкции по технике безопасности.

- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Экранно – звуковые пособия:

- DVD-фильмы: «Оригами».

Технические средства обучения:

- Телевизор

-Компьютер

- Принтер лазерный А4

 Оборудования класса

- Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Учебно-практическое оборудование

- Белая бумага А3, А4

- Бумага цветная

- Цветной картон

- Гофрированная бумага

- Линейки, треугольники

- Карандаши: цветные, простые

- Фломастеры

- Ножницы

- Кисточки для клея

- Бумажные салфетки

-Природный материал

Литература

  • Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
  • Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
  • . Богатеева З. П. “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992.
  • Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
  • В.В. Выгонов Оригами. М. 2003.
  • Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
  • Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  • Долженко Д.И. 100 оригами. Ярославль.2004.
  • Лыкова И.А. «Мастерилка Жики-жик. Аппликация из бумаги». –Москва. Издательский дом «Карапуз», 1998
  • Долженко Д.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  • Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
  • Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
  • Н.В. Дубровская «Аппликация из природных материалов»
  • М.И. Нагибина «Фигурки и игрушки из бумаги и картона»
  • Т.И. Гризик «Умелые пальчики»

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
  2. http://origamipaper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
  3. http://planetaorigami.ru/
  4. http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
  5. http://stranamasterov.ru
  6. Ориландия - путешествие в Страну Оригами
  7. http://www.oriland.com/Сообщество Оригами в России
  8. Бумага в руках. Здесь, в основном, очень милые открытки.
  9. Радуга бумаги. Объемные, очень красивые работ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет

  «Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образо...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

В рабочей программе рассматриваются вопросы развития творческой личности учащихся средствами декоративно -  прикладного творчества в области работы с джутовой нитью, фоамирано...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством от А до Я"

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития спосо...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"

В программе  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....