Таксономия Блума и ее разноаспектность в формировании математической компетенции
статья на тему

Кузьмина Инга Валерьевна

Таксономия Блума и ее разноаспектность в формировании математической компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таксономия Блума и ее разноаспектность в формировании математической компетенции

   В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Таксономия Образовательных целей: Сфера Познания». И с  тех пор его шестиуровневое описание мышления неоднократно адаптировалось и применялось в самых разных условиях. Его таксономию используют и как стратегии развития критического мышления: «Кубик Блума», «Ромашка Блума», а также для составления измерителей обученности, в том числе и для выявления уровня математической компетенции.

   При составлении заданий для контрольных измерителей, используя таксономию Блума нужно учесть требования к разработке заданий:

  1. Задание  должно начинаться с глагола, при этом нужно строго руководствоваться теми глаголами, которые указаны для уровней;
  2. Задания  первого уровня должны соответствовать теме урока (т.е. точь в точь копировать информацию из неё);
  3. Задание  второго уровня - представлять эту информацию в другой форме;
  4. Задание  третьего уровня – должно обеспечивать применение, но следует обратить внимание, чтобы оно было привязано к конкретным жизненным условиям;
  5. Задание  четвертого  и пятого уровня должны быть направлены на открытие учащимся новой информации, которой нет в учебнике (не следует путать конечный продукт с процессом, т.е рассуждениями, что в это время делается в голове у учащегося);
  6. Задания  шестого уровня должны быть направлены на решение  конкретной ситуации, может быть переплетение в рамках предмета, межпредметные связи, а также неформальные знания и жизненный опыт учащегося [1].

   А также использовать таблицу 2, которая   описывает специфику каждого уровня, а также действия, посредством которых реализуется соответствующие умения, как с позиции учителя, так и с позиции учащегося.

           

Модели вопросов и заданий по таксономии Б.Блума

Таблица 2

Виды

Определение

Что делает учитель

Что делает учащийся

Какие ключевые термины используются для побуждения учащихся

Знание

Определение и отбор информации

Рассказывает, показывает, направляет

Воспринимает, запоминает, распознает

Перечислите, запомните, назовите

Понимание

Понимание предоставленной информации; формулирование проблемы собственными словами

Сравнивает, противопоставляет, демонстрирует

Объясняет, преобразовывает,  демонстрирует

Обсудите, определите, расскажите

Применение

Использование понятий в новых ситуациях

Наблюдает, помогает, критикует

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

Анализ

Разбиение информации на связанные части

Направляет, исследует,информирует

Разделяет, обсуждает, раскрывает

Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте

Синтез

Компиляция информации

Обобщает, оценивает, рассуждает

Обобщает, формулирует, планирует

Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените

Оценка

Оценивание на основе критериев

Уточняет, допускает, гармонизирует

Дискутирует, оценивает, выбирает

Докажите,  выберите, сравните, сделайте вывод, убедите, решите,  обоснуйте,  объясните,  измерьте, предскажите, проранжируйте, порекомендуйте, выделите, суммируйте, поддержите, проверьте, оцените

    Нужно отметить, что согласно таксономии Блума задания, вопросы  раздела «Знание» относится к низкому уровню познания и мышления. «Понимание» и «Применение» - к среднему уровню познания и мышления. «Анализ», «Синтез», «Оценка» - к высокому уровню познания  и мышления.

      Выявив, уровень у ученика, с помощью таксономии Блума, учитель может спланировать дальнейшую деятельность ученика на западающий раздел.

   Рассмотрим стратегии развития критического мышления, сконструированные на таксономии Блума:

  • Стратегия «Кубик Блума».

   Данную  стратегию  можно использовать на различных этапах урока.

   Положительные стороны стратегии  "Кубик Блума":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

   Суть данной стратегии. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

   Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

  • Стратегия «Ромашка Блума» (рисунок 1.1).

http://evolkov.net/pix/6.quest.flower.jpg

                                                     Рисунок 1.1

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д. "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. «Ты действительно думаешь, что …?».
  • Интерпретационные вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему при основании равнобедренного треугольника углы равны?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.           Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то правильно, а что-то неправильно?»,  «Чем один  треугольник отличается от другого?» и т.д.
  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни мы можем применить теорему Пифагора?» [3].

   Такие стратегии, разработанные  на таксономии  Б.Блума можно применять для различных целей и на различных этапах урока.

   В своей работе было решено, что измерители для опытно-экспериментального исследования будут разработаны согласно таксономиии Б.Блума.  Данный метод  позволит выявить начальный уровень математической компетенции на констатирующем этапе и измерить его на контрольном этапе (задания, составленные согласно методу Блума позволят применить знания обучающему  в различных условиях, используя знания из различных разделов математики).

1. Таксономия Блума. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://ansya.ru/health/taksonomiya-bluma/main.html

2.  Bloom, B.S., (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1956

3. Некоторые вопросы образования. Пер. с англ. - Алматы: Центр Демократического Образования, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные задачи, способствующие формированию математической компетенции учащихся

О роли практико-ориентированных задач в формировании математической компетенции...

Обучение в современном понимании_Таксономия Блума

Обучение в современном понимании_Таксономия Блума...

Формирование математической компетенции на уроках физико – математического цикла.

Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития....

Применение стратегий развития критического мышления для формирования математической компетенции обучающихся

В данной статье говорится о том, что нужно менять подход к обучению, для достижения высоких результатов. Применение стратегий развития критического мышления - это путь к решению поставленной проблемы....

Формирование математической компетенции через применение стратегий развития критического мышления

Формирование математической  компетенции через применение стратегий  развития критического мышления...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...