ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 5-7 класс: История и культура храмов столицы
рабочая программа (5, 6, 7 класс) по теме

Настоящая программа относится к туристско-краеведческой направленности. Москва – это современный живой город, в котором 870-летняя история оставила глубокие следы и во внешнем облике улиц и в исторической памяти горожан. Поэтому важным аспектом является изучение Москвы с учётом исторической перспективы.

Программа является самостоятельным предметом, не представляющий

собой курс истории, изучающий город, в котором живут обучающиеся, на

основе познания археологии и быта, архитектуры и градостроительства,

достопримечательностей и памятников, ансамблей и храмов, улиц и площадей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка ИиКХС33.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «История и культура храмов столицы»

Направленность: туристско-краеведческая

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 11-13 лет (5-7 кл).

Срок реализации: 1 год

                                                            Автор составитель:

Читаева София Денисовна.

педагог дополнительного образования

Москва 2017

РАЗДЕЛ 1. ПОЯНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы

Настоящая программа относится к туристско-краеведческой направленности. Москва – это современный живой город, в котором 870-летняя история оставила глубокие следы и во внешнем облике улиц и в исторической памяти горожан. Поэтому важным аспектом является изучение Москвы с учётом исторической перспективы.

Программа является самостоятельным предметом, не представляющий

собой курс истории, изучающий город, в котором живут обучающиеся, на

основе познания археологии и быта, архитектуры и градостроительства,

достопримечательностей и памятников, ансамблей и храмов, улиц и площадей.

  1. Уровень освоения программы

Базовый

  1. Актуальность программы 

Программа имеет комплексный характер и призвана познакомить с

историей, городским пространством и достопримечательностями Москвы,

позволяет обучающимся «собственными ногами и глазами»: приобрести

пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её

городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую во всей

материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины».

1.4. Педагогическая целесообразность 

 Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия – среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начаться физическое вырождение нации.

Решение этих проблем возможно, в том числе через активизацию работы по духовно-нравственному воспитанию. Программа «История и культура храмов столицы» ориентирована на традиционные ценности православной религиозной культуры с учетом современных условий и социального развития российского общества.

1.5. Отличительные особенности программы 

Программа построена с учётом возрастных возможностей детей 11-13 лет.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации, в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения в своих исследованиях Москвы.

1.6. Цель и задачи программы

Основная цель программы –формирование развернутых понятий о культуре, истории Москвы связанных с многочисленными храмами столицы.                             Программа ориентирована на решение следующих задач:

-духовно-нравственное развитие детей посредством изучения истории города

-развитие мотивации личности к исследовательской деятельности.

        - создание условий творческого развития;

- приобретение культурологических знаний и туристического опыта, необходимых для разностороннего развития личности подростка

Категория обучающихся

В этом разделе необходимо указать:

- возраст детей, на которых рассчитана программа: 11-13 лет, в количестве 15 человек различного возраста и вероисповедания.

1.7. Сроки реализации программы: 1 год, всего 152 часа

1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

 2 занятия в неделю по 2 часа.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии

 Практические занятия:

  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Заочные путешествия
  • Творческие проекты, презентации

Основные содержательные компоненты программы:

-о истории Москвы

-о архитектурных памятниках

-о духовной и культурной ценности храмов

1.9. Планируемые (ожидаемые) результаты:

Умение организовывать собственную деятельность, определять типовые методы и способы выполнения исследовательских задач, которое даст возможность принять участие в Олимпиаде «История и Культура храмов столицы»

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы направлено на духовно-нравственное развитие, гражданско-патриотическое и эстетическое  воспитание детей посредством приобщения к культорологическим и нравственным ценностям Москвы, а так же на поддержку и развитие научно-исследовательской деятельности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ТЕМАМ

Содержание программы направлено на:

  •  создание условий для личностного развития обучающегося, его позитивную социализацию;
  • социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию;
  • формирование у обучающихся умений и навыков, приобретение опыта творческой деятельности.

2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Тема

Общее кол-

во

часов

В том числе

теория

практика

1

Методы исследования

6

4

2

2

Достопримечательности Москвы

24

10

14

3

храмы

122

50

72

ИТОГО:

152

64

88

2.2. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)

Планируемые

Скорректи

рованные

1

Вводное занятие, обсуждение культурных символов Москвы, различие культовых сооружений

2

4.09

 

2

изучение архитектуры православного храма в русской традиции

2

6.09

3

Внутреннее устройство храма

2

11.09

4

Церковная этика

2

13.09

5

искусство иконописи, Андрей Рублев, его биография и работа, музей Андрея Рублева

2

18.09

6

экскурсия в Третьяковскую галерею

2

20.09

7

экскурсия в музей Андрея Рублева

2

25.09

8

Обсуждение устройства монастыря, самостоятельное исследование Андроникова монастыря

2

27.09

9

Даниил Московский, история возникновения Даниловского монастыря

2

02.10

10

Дмитрий Донской. Куликовское сражение, Донской монастырь9.10

2

04.10

11

Василий первый, нашествие Тамерлана, Владимирская икона, Сретенский монастырь

2

9.10

12

зачатьевский монастырь

2

11.10

13

Храм Христа Спасителя и освобождение Москвы от Наполеона

2

16.10

14

эскурсия в монастырь,наиболее заинтересовавший

2

18.10

15

Андрониковский монастырь

2

23.10

16

Высоко-Петровский Монастырь

2

25.10

17

Иоанно-Пердтеченский монастырь и Императрица Елизавета Петровна

2

30.10

18

храм св. Владимира в старых садах

2

01.11

19

мечеть на татарской, хоральная синагога, костел в старых садах, органный концерт

2

6.11

20

Храм Малое Вознесение, А.С. Пушкин

2

8.11

21

Манеж, старое здание МГУ

2

13.11

22

Стрелецкие храмы, узорчье: Пыжи, Григория Неокесарийского

2

15.11

23

Марфо-мариниская Обитель, Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы, революция 1917г, гонения на Церковь

2

20.11

24

Церковь всех святых на Кулишках, антиохийское подворье

2

22.11

25

Коломенское, ЦарьАлексей Михайлович

2

27.11

26

Храм Воскресения в Кадашах, Храм Климента папы Римского, Меньшикова башня

2

29.11

27

Храм св. Трифонова

2

4.12

28

Крутицкое подворье

2

6.12

29

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, святые полководцы в России

2

11.12

30

Новоспасский монастырь

2

13.12

31

храм Покрова в Филях

2

18.12

32

Храм Иоанна Воина

2

20.12

33

Храм св. Николая в Хамовниках

2

25.12

34

Исторический музей

2

27.12

35

Большой театр

2

10.01

36

Малая консерватория

2

15.01

37

исследовательская деятельность в классе на тему: Кремль и собор Василия Блаженного

2

17.01

38

экскурсия в Кремль, Соборы в Кремле, Собор Василия Блаженного, иверская часовня

2

22.01

39

Купеческое замоскворечье, Иван Шмелев

2

24.01

40

Софийская набережная

2

29.01

41

История градостроительства Москвы

2

31.01

42

Улицы с говорящими названиями

2

05.02

43

Меценаты Москвы

2

07.02

45

Виды исследовательскй деятельности

2

12.02

46

Что такое интервью

2

14.02

47

План сбора данных для исследования

2

19.02

48

Как ориентироваться в Москве по карте

2

21.02

49

Тайны и легенды Москвы

2

26.02

50

Храм Илии пророка

2

28.02

51

Заиконоспасский монастырь

2

05.02

52

 Где храм имени моего святого?

2

07.03

53

Храм великомученицы Екатерины на Всполье

2

12.03

54

Храм вмч. Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане

2

14.03

55

Храм вмц. Варвары на Варварке

2

19.03

56

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

2

21.03

57

Храм Архангела Михаила в Тропареве

2

26.03

58

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

2

28.03

59

Собор Богоявления бывшего Богоявленского монастыря на Никольской

2

02.04

60

Больничные  храмы

2

04.04

61

Тюремные храмы

2

09.04

62

Храм великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове.

2

11.04

63

Храм вмч. Никиты на Швивой горке за Яузой

2

16.04

64

Храм иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыне

2

18.04

65

Храм Марона Пустынника (Благовещения) в Старых Панех

2

23.04

66

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

2

25.04

67

Храм прп. Евфросинии, вел. кн. Московской в Котловке

2

07.05

68

Храм свт. Николая б. Николо-Перервинского монастыря

2

12.05

Вместо праздничного дня 9 мая

69

Храм Успения Богородицы в Казачьей слободе

2

14.05

70

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

2

16.05

71

Экскурсия в определенный храм

2

21.05

72

Творческие проекты обучающихся

2

23.05

73

Творческие проекты обучающихся

2

28.05

74

Храм св. Тихона в Московском

2

30.05

75

Подведение итогов, размышления о Москве златоглавой

2

04.06

76

Сказка о говорящем камне

2

06.06

ИТОГО

152

РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2 РАЗА В ГОД ДЕКАБРЬ/МАЙ. Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ творческой и исследовательской деятельности

 РАЗДЕЛЬ 4.  ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения);
  • наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приёмов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.);
  • практические (туристические походы, исследование, изобразительная деятельность.).

4.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

• учебный кабинет;

• классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

4.2 Материально-технические условия реализации программы

проектор, экран, компьютер, карандаши, альбомы, иллюстрации, пазл с изображением храма, деревянный конструктор храма, настольные игры духовно-культурного содержания

4.3 Список литературы

  • Основы православной культуры,( Ю.С. Васечко, 2013г )
  • Храмы Москвы, ( Мир энциклопедий Аванта +, 2011г.)
  • Москва. Самые знаменитые храмы, (Марина Анашкевич, 2007г )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

[3] п.2.3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА в области физической культуры и спорта специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» имени Арарата Агвановича Пилояна по спортивной аэробике

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского ре...

Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»

Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...