Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья на тему

В статье раскрывается опыт работы по  использованию информационно- коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolz_ikt_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

  «Мы живём в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой»,- писал в своё время М.Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперёд, особенно актуально звучат его слова: « В карете прошлого никуда не уедешь…»

  Век компьютерной техники набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одного вида человеческой деятельности, где она не нашла бы своё  применение. Педагогические технологии  не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно- воспитательном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

  Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки были интересны ученикам, учителю необходимо осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. В каждой школе имеются компьютеры, компьютерные классы.

  В Сивинской школе функционирует кабинет информатики с компьютерами и мультимедийным проектором. Созданы условия для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках и внеурочное время через использование ИКТ. Что же подразумевает собой ИКТ?

Во- первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во- вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ

  Долгое время многие из нас скептически относились к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, делая первые шаги в освоении ПК, мы поняли, как глубоко заблуждались. Теперь компьютер первый помощник и советчик учителя. Он помогает решить задачи, стоящие перед учителем словесником: работа с текстом, с художественным словом и книгой, формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса учащихся, умение владеть нормами литературного языка.

  Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, внеклассному мероприятию, делает их  нетрадиционными, интересными, запоминающимися, более динамичными.

   Я хочу поделиться небольшим опытом использования компьютерных технологий на уроках и внеурочное время.

  Форм использования ИКТ  очень много. Опыт работы на уроках и внеурочное время опирается, в основном, на следующее: изготовление дидактического материала, поисковая работа в сети Internet, уроки- презентации, работу с CD.

   Самой эффективной формой использования информационных технологий на уроках считаю уроки- презентации.

   Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать их внимание.

   На уроке- путешествии  в 5 классе по теме « Лексика» в игровой форме закрепляю понятия, изученные в данном разделе. В презентации используется иллюстрированный материал, эффект анимации. Они оказывают влияние на воображение учащихся, воздействуют на эмоции.

  На уроке  большое внимание уделяется  развитию речи. Читая полученное письмо, дети не только вспоминают определение антонимов, но и подбирают их к словам, закрепляя при этом изученный материал. На уроке ведётся  работа с поэтическим текстом.

  Применение презентации даёт прекрасную возможность разместить на слайдах  необходимые схемы, таблицы при объяснении и закреплении материала, тесты для проверки знаний.

 Проблема, над которой я работаю,- формирование нравственной творческой личности. Она успешно решается путём использования компьютерных технологий. На  уроке- экскурсии « Строки, опалённые войной» (по текстам солдатских  писем) в 11 классе ставятся  цели: воспитывать чувство патриотизма учащихся, бережное отношение к солдатским письмам. Эпиграф урока, иллюстрации, музыка создают атмосферу торжественности, патриотизма. Заставляют детей задуматься о героизме односельчан в годы Великой Отечественной войны. При создании презентации использовала звуковые возможности компьютера, которые воздействуют на эмоции и чувства детей.

  Эти методы работы постепенно подводят к основной части урока.  На уроке используется  материал из школьного музея - это солдатские письма.

 Анализируя письма, дети делают вывод, что они могут быть не только личными, но и деловыми. Письма, как и судьба авторов, не похожи друг на друга. В каждом из них звучит голос воина- защитника родной земли, патриота, гражданина своей страны.

  Важную  роль для реализации целей уроков играет правильный подбор фона и анимации к слайдам.

 Применение презентаций на уроках литературы возможно на любом этапе  изучения произведения, эффективно при обучении учащихся разного возраста. Они включают в себя портреты, фотографии писателей  и поэтов, иллюстрации к произведениям, кроссворды. Значительно оживляют презентации  аудиозаписи: исполнение произведений мастерами художественного слова и самими авторами. Ученики за урок могут познакомиться не только с портретами, фотографиями, с наиболее интересными фактами из биографии писателя, но и совершить заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и деятельностью писателя. Видеофрагменты оживляют урок, делают установку на дальнейшее чтение произведения.( А.С.Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

 Итак, использование презентаций на уроках позволяет:

  1. Значительно сэкономить время на уроке.
  2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
  3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

  Возможно, кто-то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером. Но об этом и не идёт речь. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя- словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока.

 В своей работе я использую готовые программные продукты (репетитор по литературе « Кирилл и Мефодий», « Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, электронная библиотека « Хрестоматия по русской литературе», « Большая Советская энциклопедия», «Русский медвежонок»). Для проверки и закрепления знаний детям рекомендую программно- методический комплекс по русскому языку « Семейный наставник». Обучающую программу- тренажёр «Фраза» использую для подготовки к ЕГЭ. Широкие возможности при подготовке к урокам предоставляет сеть Internet.

 Для своих уроков я готовлю дидактический материал: тестовые задания, карточки- задания. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

  - повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

  - увеличивает объём использования наглядности на уроке;

 - экономит время учителя при подготовке к уроку.

  Наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе. Хорошо организованная систематическая  внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять навыки, полученные учащимися на уроках, с  другой - глубже раскрывать богатства русского языка и литературы.

  Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком и литературой. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создаёт внеклассная работа. При проведении внеклассных мероприятий использую информационные технологии, что позволяет  значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках.

   Информационные технологии также позволяют мне  решить целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы мероприятия, развитие у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

  Использование ИКТ на внеклассных мероприятиях позволяет значительно разнообразить, внедрить игровой момент, повысить наглядность материала, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Следует отметить такие мероприятия: «Последний герой», «Праздник словарей», « О, великий Гоголь!», «Путешествие в страну Фразеология», «У времени в плену» ( о жизни и творчестве В.Высоцкого) и др.

  Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие в страну Фразеология» проводится с участием детей 5-7 классов. Путешествуя от станции к станции, дети отгадывают задания, размещённые на слайдах.

  Важную роль для реализации целей мероприятия играют иллюстрации и фотографии, которые развивают творческое воображение учащихся.

 В презентации используется эффект анимации, для акцентирования внимания служат изменения цвета, шрифта.

 Внеклассная работа предусматривает и участие детей в конкурсах сочинений и творческих работ: « Рассказ ветерана. Высокое звание- Человек, Учитель, Мастер», « Истоки творчества в родной земле», « Отец- это звучит гордо!»,

« Дорога длиною в жизнь», « Учитель». Эти работы посвящены известным людям нашего села, участникам афганской войны, ветеранам войны и труда. Работа над сочинениями носит  исследовательский характер. Учащиеся изучают тему сочинения, собирают необходимый материал, систематизируют его, обобщают. На основе материала создаются презентации.

 Таким образом, использование компьютерных технологий в современной школе - это не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Они не вытесняют традиционные методы и приемы преподавания русского языка  и литературы, а приближают традиционную методику к требованиям современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...