"Литературные сообщества в Интернете"
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Литературные сообщества, действительно, способствуют развитию читательской активности, подростки читают и будут читать всегда, но количество читающих постепенно сокращается. Чтение серьёзных, умных, глубоких книг – это вообще не массовое занятие. Будущее чтения во многом зависит от настоящего, а конкретнее – от нас самих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnye_soobshchestva_v_internete.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Виктория Геннадьевна Калина

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

 село Чкаловское, Приморский край

«Литературные сообщества в Интернете»

     По мере вхождения детей и юношества в интернет проблема поддержки чтения подрастающего поколения является все более значимой и актуальной. Сегодня становится ясно, что главная проблема – максимально эффективно использовать Интернет для поддержки чтения?

    Так же сегодня с помощью Интернет-ресурсов можно познакомиться с новинками в мире литературы, больше узнать о творчестве известных авторов, а также опубликовать свои собственные произведения и представить их на суд многочисленной аудитории. 

      Историю литературных сообществ русского интернета необходимо рассматривать в связи с общей историей сети, ее демографией, социологией и культурой. 

     Поскольку Интернет с самого начала развивался как самоорганизующаяся система, естественно, что внутри сетевого пространства появлялись сообщества, занимающиеся оценкой той или иной области интернет-жизни.

В русском литературном Интернете на начальном этапе его существования

(1994-2002 гг.) роль экспертных сообществ выполняли сайты сетевых литературных премий. На сегодняшний момент эта категория сайтов утратила свое значение.

     Первым литературным конкурсом стал конкурс (http://teneta.rinet.ru/), возникший в 1994 году. Конкурс «сумел не только объединить вокруг себя большинство Интернет-ресурсов, посвященных литературе, но и привлечь к работе конкурса и реальную литературу». Начавшись как конкурс сетевой литературы, премия постепенно взяла на себя обязанности обзорщика и оценщика всего Рулинета и закономерно не справилась с растущим объемом информации. Примечательно то, что «Тенёта» был первым крупным сетевым конкурсом не только в области литературного сегмента Рунета, но и во всем русскоязычном интернет-пространстве. Крупная и престижная ныне «Премия Рунета», вручающаяся за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет, появилась только в 2004 г., спустя два года после закрытия «Тенёт».

     Далее, в начале 2000-х, появляются еще два конкурса сетевой литературы: «Арт-лито» (2000 г.) и «Улов» (2001 г.). Оба конкурса изначально были задуманы как противовес «Тенётам», приобретшим в то время огромную популярность. Однако, как показало будущее, время глобальных сетевых литературных конкурсов прошло. «Тенёта» (как и два следующих) работал на чистом энтузиазме его создателей и участников и не приносил никакой прибыли. В начале же 2000-х Интернет стал постепенно коммерциализироваться, что и явилось причиной закрытия всех трех проектов.

     Несмотря на все это, литературные конкурсы, как уже говорилось, оказали большое влияние на формирование Рулинета. Сегодня гигантов, подобных «Тенётам», в Сети нет. Причиной этому явилось то, что с ростом популярности Интернета конкурсы бумажной литературы стали открывать свои сайты, давая авторам возможность достичь издания своей книги, минуя признание в Сети.

     Постепенно с развитием русского Интернета в нем начинают появляться сетевые экспертные сообщества, целью которых было именно изучение все более разрастающегося интернет-пространства. Здесь можно выделить три наиболее значимых проекта: «Современная литература с Вячеславом Курицыным» (http://www.guelman.ru/slava/), проект «Сетевая Словесность» (http://www.netslova.ru/) и проект научной группы университетов Рура и Бохума, занимающийся исследованием культурной идентичности в русскоязычном Интернете «Russian-cyberspace» (http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/ project/ru/opsonize.htm).

     Экспертные сообщества Рунета заявили о себе действиями «изнутри», то есть собирали вокруг себя электронные ресурсы меньшего масштаба, попутно занимаясь их систематизацией и представляя их другим интернет-юзерам. Такими были «Тенёта» и «Современная литература с Вячеславом Курицыным». «Сетевая словесность» на раннем этапе своего существования также пыталась придерживаться подобной стратегии. С ростом информационных массивов Интернета эта стратегия быстро себя исчерпала. Экспертные сообщества отошли в тень, заняли позицию наблюдателя и аналитика. В результате этого повысился и исследовательский уровень. Так, например, в сборнике статей «Control+Shift: публичное и личное в русском Интернете 13», представляющем собой результат деятельности проекта «Russian-cyberspace», дан точный слепок Рунета образца 2009 года. «Сетевая словесность» также тесно сотрудничает с проектом, публикуя у себя некоторые из результатов исследований14. Создается впечатление, что современные экспертные сообщества в Рунете, проанализированные нами, находятся в процессе смены формата: старая стратегия консолидации электронных ресурсов в одну большую интернет-среду исчерпала себя уже десять лет назад, новая же стратегия экспертной оценки, осуществляющая детальное, вдумчивое исследование Рунета, еще слабо представлена (на это указывает ничтожное количество таких ресурсов), но движение происходит именно в этом направлении.

    В социальных сетях на современном этапе существует огромное число сообществ, связанных с самой разной тематикой, и в их числе группы, в которые вступают любители литературы. Точное количество этих сообществ и их участников определить невозможно, да это и не нужно, так как регулярно появляются новые группы, некоторые участники существующих из них «отписываются», другие в них вступают – это очень динамичный процесс. 

      К сожалению, поэтов, привлекательных для значительного числа молодых людей, очень немного. Огромное число замечательных русских поэтов не имеет большого числа молодых поклонников.  Анализ контента крупных сообществ показывает, что ни в одном из них не осуществляется анализа стихотворений, средств выразительности, особенностей поэтического стиля. Целей участники групп не ставят, «лайкают» наиболее известные, хрестоматийные стихотворения, ищут строчки, выражающие их переживания и чувства. Надо отметить, что слов для описания чувств, вызванных поэзией, не хватает и у участников многих других групп. Лексика многих участников сообществ кажется бедной, а эпитеты очень банальными. Поэтому «шикарными» называют стихи поэтов, выражающих их собственную первую любовь.

     В Интернете существуют разные группы, посвящённые отдельным русским поэтам и писателям, изучаемым на уроках литературы в школе. Однако, массовый интерес молодежи к творчеству писателей, никак не связан с продолжительностью их изучения в школе. Участники сообществ затрудняются выразить свои чувства по поводу того или иного стихотворения, для этого не хватает языка. Часть молодых людей ищет, и находит в поэтических строках то, что для них важнее всего – описание чувств, любви, ревности, страданий, и русские поэты дают им возможность эти чувства понять, осознать и выразить словами. Говорить об истинном увлечении творчеством того или иного писателя или поэта всех участников сообщества не приходиться, это лишь поверхностное увлечение отдельными произведениями авторов, а иногда и просто стремление репрезентировать себя через избранную поэзию авторитетного автора.

     Литературные сообщества, действительно, способствуют развитию читательской активности, подростки читают и будут читать всегда, но количество читающих постепенно сокращается. Чтение серьёзных, умных, глубоких книг – это вообще не массовое занятие. Будущее чтения во многом зависит от настоящего, а конкретнее – от нас самих.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сетевые сообщества, форумы, интернет конкурсы, как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя».

Сетевые сообщества педагогов, форумы, интернет конкурсы способствуют профессиональному развитию учителя. Кто – то возразит, что мы и без этого постоянно занимаемся самообразованием: читаем нужную лите...

Программа литературного сообщества "Школьное Лукоморье"

Качественная особенность современного преподавания литературы –   в необычайно интенсивном развитии внеклассной работы.  Без внеклассной работы школа не сможет выполнить тех задач, кото...

«Сетевые сообщества, форумы, Интернет-конкурсы как ресурс, способствующий профессиональному росту учителя в условиях введения ФГОС ООО»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС новог...

«Литературные сообщества в Интернете»

Оглавление Введение. ………………………………………………………&helli...

Литературное сообщество в INSTAGRAM "Samburg_vsluch"

Литературное сообщество в INSTAGRAM "Samburg_vsluch" объединило учеников, их родителей и учителей МБОУ "ШИСОО" с.Самбург. Мы публикуем видео с выступлениями, участвуем в различных ...

Мастер-класс для родительского сообщества "Безопасный интернет: факторы, способствующие определить психологическое состояние подростка"

Мы никогда не могли подумать, что воспитание ребенка будет сопряжено с опасностями, таящимися в Интернете. В повседневной жизни интернет используется как для поиска информации, так и для общения и ра...

«Зеленая лампа» в эмиграции. Своеобразие, роль и значение литературного сообщества

Презентация для 2 курса СПОЛитературное сообщество "Зеленая лампа" (1927–1940), созданное по инициативе Д.С.Мережковского и З.Н.Гиппиус....