ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
материал на тему

Леднева Ольга Николаевна

 Статья включает в себя описание особенностей работы с высокомотивированными детьми.Работа с одарёнными детьми- очень важная и значимая часть в работе предметника, поэтому требует огромной подготовки , знаний теоретических вопросов и владение методами и приёмами в работе. В работие с одарнными детьми  очень важно разбиратья в  возрастной психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ  ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

В соответствии с Конвенцией о Правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.) «образование ребенка должно было  направлено  на развитие личности, талантов и умственных  и физических  способностей ребенка  в их самом полном объёме»(ст.29)

Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется ярко очевидными достижениями в том или ином виде деятельности, или имеет внутренние  предпосылки  для таких  достижений.

Для работы с какими  детьми нужны грамотный учитель, теоретические знания и владение педагогическим мастерством, сочетание научных подходов и использование творческих ..

Грамотный учитель должен быть очень внимательным,  должен  увидеть особенности одаренного ребенка.

1.Признаки одаренности

1)мотивационный аспект поведения одаренного ребенка:

  • Повышенная избирательная  чувствительность  к определенным сторонам предметной деятельности,  переживание чувства удовольствия
  • Повышенная познавательная  потребность
  • Ярко выраженный интерес
  • Предпочтение парадоксальной и неопределенной информации
  • Высокая  требовательность  к результатам

2) Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка

  • Наличие специфических стратегий
  • Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности
  • Особый тип организации знаний
  • Своеобразный тип обучаемости

Критерии выделения видов одаренности:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
  2. Степень сформированности одаренности
  3. Широта проявлений в различных видах деятельности
  4. Особенности возрастного развития
  5. Уровень развития сфер психики

Диагностировать одаренность можно в беседах с одноклассниками, с родителями. Особенности личности одаренных детей хорошо прослеживаются в групповой работе.

Трудности в обучении одаренных детей:

1.Лень, отсутствие мотивации, неуверенность в собственных силах.

 Учитель зачастую дает очень сложные задания, но они не приносят успеха, снижается самооценка. Задания должны  быть посильными. В слабом классе одаренные дети теряют мотивацию без поддержки  учителя и ему хочется быть как все.

Одаренные дети знают свой потенциал, но они тревожны и мнительны, ранимы и обидчивы, поэтому это нужно корректировать педагогом. Можно использовать « лестницу  успеха» - поэтапное усложнение заданий. Очень важно не захваливать ребенка, к этому слишком быстро дети привыкают. Важнее создать ситуацию успеха. Для того, чтобы ребёнок  сам заметил свой успех.

2.Высокие и низкие уровни развития различных способностей взаимосвязаны и маскируют друг друга.

Одаренные дети с высокой эрудицией и широким кругозором, но творческие задания у них не получаются, иногда не могут выделить причинно- следственные связи. Поэтому учителю важно понять сильные и слабые стороны ребенка во избежание навешивания ярлыка, что он «не способный»

3.В школе одаренность не признается. Можно с этим поспорить, но в школе мы часто видим ребят хорошо поющих на английском языке ,например, школьный конкурс проводимый в нашей школе « Шоковидение», и одновременное неуспевание по английскому языку. Или, видим  знание множества анекдотов, но не проявляющий себя в гуманитарных науках. По окружающему миру ученик может  много рассказываать об особенностях животных и  растений, но не может дать точное описание строения организма или связать особенности  строения с окружающей средой. В том случае учитель может использовать  на уроках модели, сказки, творческие задания.

Уровни организации работы с одаренными учащимся:

 Международный

Государственный

Областной

Учреждение  образования

Олимпиады

Конкурсы

Педагоги могут показать перспективы своей деятельности. Детям нравится участие в различных мероприятих, конкурсах, поездках. Имидж педагога так же повышается, когда его ученики  принимают участи в различных  конкурсах  и олимпиадах. Одновременно, с повышением компетентности учащихся, повышается и компетентность учителя. Мы постоянно учимся  вместе с нашими одаренными детьми, поэтому происходит  профессиональный рост учителя.

Выявление одаренности учащихся включает в себя:

  1. Психолого- педагогическое  просвещение педагогов по проблеме одаренности
  2. Диагностика готовности педагогов к работе с одаренными детьми
  3. Психологическое просвещение родителей по проблеме детской одареннсти
  4. Педагогическая  диагностика одарённости
  5. Психологическая диагностика одаренных учащихся

Ребенок самостоятельно и быстро делает практические задания, выводы. При грамотном взаимодействии с учителем результатов хороших можно достичь за месяц- два. То есть, когда дети приходят в сентябре, мы учим всех, наблюдаем, и к концу месяца уже можно выделить детей, проявляющих самостоятельность, дающих качественные результаты. Постоянно  устанавливаем отношение с детьми.

Работа учителя не должна быть  «изолированной».Должно постоянно осуществляться взаимодействие с психологом. Можно выделить следующие направления  работы педагогов и психологов с одаренными  детьми:

  • Индивидуальный  и дифференцированный  подход  при организации обучения на уроках
  • Факультативные занятия в старших классах, на котрых больше возможности для свободной и творческой деятельности; внеурочная деятельность  в среднем звене.
  • Тьюторское сопровождение одаренных учащихся
  • Организация исследовательской деятельности
  • Коррекционно- развивающие  занятия психолога
  • Консультирование педагогов
  • Консультация родителей

Ребенок с низким уровнем одаренности больше склонен к репродуктивным видам деятельности: рассказ, выучить материал, ответить на вопросы.Одаренных детей интересуют проблемы. Они самостоятельно могут привести аргументы, доказательства. Поэтому исследовательский проект- одна из наиболее удачных возможностей реализовать свои интеллектуальные возможности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРООВОЖДЕНИЕ одаренных учащихся очень важно, особенно на этапе подготовки и участия в олимпиадах различного уровня. Опытный педагог и психолог поможет формированию уверенности в себе, состоянию готовности, поможет правильно сориентироваться на успех. Позитивное мышление, режим питания, овладение техникой расслабления и отдыха- вопросы, на которые дети ищут ответы у взрослых, поэтому помощь психолога будет неоценима.

Уровни квалификации учителей для обучения одаренных учащихся включают в себя: знания, умения, установки, необходимые для развития одаренности определённого или для развития любой одаренности. Личностные характеристики, знания, умения и установки, необходимы  для всех учителей,кто стимулирует раскрытие и развитие каждого ребенка.

Главным педагогическим правилом для таких педагогов можно назвать: «Внушай уверенность и помогай».Педагог, работающий с одаренными детьми обладать специфическими качествами:

  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития
  • Иметь широкий круг интересов и умений
  • Готов к выполнению различных  обязанностей, связанных с обучением одаренных  детей
  • Имеет оптимистичный настрой и активный характер
  • Обладает чувством юмора( но без склонностей к сарказму)
  • Разбирается в особенностях психологии одаренных детей, чувствует их потребности и интересы
  • Имеет творческое, личное мировоззрение

Педагог должен обладать такими личностными качествами ,как доброжелательность, чуткость, широкий круг интересов, креативность,  гибкость, позитивное видение мира, личностная и социальная зрелость, эмоциональная стабильность,  активная жизненная позиция, теплота в отношениях, искренность, позитивное отношение к людям, уверенность  в себе, интуиция.

Профессиональные умения педагогов для работы с одаренными детьми- важная составляющая для развития способностей учащихся:

  1. Умение диагностировать одаренных детей
  2. Умение стимулировать способности учащихся
  3. Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностических обследований
  4. Умение модифицировать программы
  5. Умение разрабатывать индивидуальные учебные программы
  6. Умение консультировать  родителей, устанавливать с ними доверительные отношения
  7. Умение работать  по экспериментальному плану
  8. Умение выработать оптимальные формы в технологии обучения
  9. Умение создать благоприятный психологический климат в классе.

Для того, чтобы ребенок не ушел в классе в ущерб себе, поддавшись « стадному рефлексу», нельзя противопоставлять его другим. Потому  учитель должен уметь слушать, владеть техникой постановки вопросов, расположить к себе, строить позитивные взаимоотношения. В обучении одаренных детей учитель должен использовать принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип учета возрастных  особенностей, не перегружать детей.

Дифференциация- способ организации учебного процесса, при котором учитываются  индивидуально- типологические особенности личности, создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы ( цели,содержание,методы,формы,результаты) различаются.

Цели дифференциации  процесса обучения- обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудностей и объема, разработку  системы мероприятий по организации системы обучения в конкретных учебных группах, с учетом индивидуальных  особенностей  каждого учащегося.

Использование дифференциации  в обучении дает возможность для развития  творческой целенаправленной личности, сознающей конечную цель и задачи обучения, для повышения активности и усиления мотивации учения.

Одной из важнейших основ индивидуализации  и дифференциации  в обучении  является учет психологических особенностей учащихся.

Основной целью индивидуализации  и дифференциации  является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой уникальную личность.

Дифференциацию можно выделить внешнюю и внутреннюю. ВНЕШНЯЯ дифференциация предполагает  дифференциацию  параллелей, перегруппировку паралллелей( мультипрофильное обучение), выделение групп одаренных  детей из параллелей, попеременное обучение, занятия по свободному выбору.

ВНУТРЕННЯЯ дифференциация- это выделение групп учащихся в зависимости от вида одаренности, организация индивидуального учебного плана, обучение по индивидуальным программам по отдельным предметам; использование современных технологий(в том числе дистанционное  обучение); разноуровневость содержания обучения; организация самостоятельной познавательной деятельности; использование рефлексивно- деятельностных технологий обучения; тьюторское сопроовождение.

При отборе содержания учебного материала нужно учитывать как количественные характеристики( объёме учебного материала , темп обучения), так и качественные ( соотношение различных направлений, моделирование  содержания, характер его подачи)

В стратегии разработки содержания учебных  программ модно выделить четыре компонента:

  1. Ускорение 2.Углубление 3.Обогащнние 4.Проблематизация

Работа по индивидуальной программе подразумевает  использование индивидуальных  заданий, привлечение к объяснению, консультирование учащихся при закреплении, при разрешении проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"

Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми....

Организация педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся для результативного участия в олимпиадах по учебному предмету «Химия».

      Актуальной задачей современного образования  является выявление  высокомотивированных детей, раскрытие и реализация  их потенциальных способностей....

программы тьюторского сопровождения одаренных детей по учебному предмету история

Тьюторское сопровождение одаренных детей для подготовки к одимпиадам и проектной деятельности....

Высокомотивированные и одаренные дети, особенности работы с ними (из опыта работы).

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам по учебным предметам

Главное, что должен понимать педагог, работающий с одарёнными детьми – это то, что одарённость не является ни врождённой, ни наследуемой;  одарённость не является свойством каких-то о...