Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"
статья по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Чебыкина Татьяна Петровна

Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Т.П.Чебыкина, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9.

          Каждому человеку  природой заложены задатки творческой деятельности. Дело учителя – развить их и реализовать в ходе обучения. Поиск и воспитание особо одарённых детей – один из самых важных для школы вопросов. Была проведена диагностика одарённости учащихся, их  анкетирование с целью выявления склонности к той или иной области науки, искусства, культуры. По результатам анкетирования составлен банк данных, заведены регистрационные листы на детей, проявляющих интерес к литературе. В беседе  с учащимися 9 -11 классов  был выявлен особый интерес к проведению научно – исследовательских работ по литературе. Следующим этапом было создание школьного научного общества, целью которого было повышение познавательной активности  учащихся через углублённое  изучение интересных для них вопросов литературы.

          Был составлен работы с учащимися:  1) выбор темы и поиск методик исследовательской работы, определение целей и задач, составление плана, определение графика научных консультаций и посещений библиотеки, составление графика основных этапов подготовки и оформления работ;  2) подготовка основной части научной работы, выводы;  графическое оформление научной работы; 3) составление полного текста всех разделов работы, оформление графиков и таблиц, подготовка таблиц и иллюстраций (приложение); 4) подготовка выступления (психологическая подготовка, ораторские приёмы).

          И вот учащиеся оформляют научно – исследовательскую работу, соблюдая  соответствующую структуру работы; предварительно демонстрируют эксперимент, читая тезисы; делают правку в результате совместного анализа работы с  научным  руководителем. Защита научно – исследовательской работы проходит перед другими членами научного общества и всеми желающими, которые выступают в роли оппонентов.  После этого учащиеся делают анализ собственного выступления, учитывая критические высказывания.

В результате   к концу года учащиеся должны уметь:

  1. Определять методику исследовательской работы.
  2. Оформлять научную работу в соответствии с требованиями к структуре и содержанию научной работы.
  3. Выделять основные тезисы научно – исследовательской работы.
  4. Уметь составлять таблицы и подбирать иллюстративный материал.
  5. Уметь работать со словарями, художественной литературой, статьями литературоведческого характера, ресурсами Интернета.
  6. Уметь корректировать работу, критически её оценивать.
  7. Уметь публично защищать научно – исследовательскую работу.

Каковы же критерии оценивания конкурсных исследовательских работ?1.Эрудированность автора в рассматриваемой области (степень знакомства с современным состоянием проблемы, использование известных результатов и фактов в работе, полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных, занимающихся данной темой). 2 Оценка собственных достижений автора (использование дополнительных знаний, степень новизны полученных результатов, научно – практическая значимость работы). 3. Характеристика работы (грамотность и логичность изложения материала;  структура работы: введение, постановка задач, решение, выводы).

 4. Искусство устной речи при защите работы. 5. Использование при защите наглядности, ресурсов Интернета.

         Первыми членами НОУ «В мире художественного слова»  стали учащиеся 9 – 11 классов с повышенной обучаемостью, проявляющие интерес к литературе. Совместно с руководителем или самостоятельно  были выбраны темы для научно – исследовательских работ. А как итог их работы над выбранной темой  была проведена школьная научно – практическая конференция, и наиболее зрелые работы были представлены на районные научно – практические конференции.

Дочкина Л., Анненкова К., ученицы 11 класса, заняли первое место за работу «Трилогия «вочеловечивания» в лирике А.Блока», а Мухамадеева И., Островская И. – третье место за работу «Поэтический слог Б.Пастернака» в районной  конференции 2007 года.

          Что же даёт школьникам работа в научном обществе?  Прежде всего, это дополнительные знания. Каждый участник НОУ в своей учебно – исследовательской и поисковой деятельности обращается к серьёзным источникам научной информации. Ребята работают с дополнительной литературой, то есть в НОУ учащимся прививается интерес к работе с научной, справочной литературой, формируется умение работать с ресурсами Интернета. Деятельность НОУ, увлечённая исследовательская работа первых учащихся  вызвали интерес у одноклассников . Познавательная активность и устойчивый интерес к творческому поиску убеждает, что работа с одарёнными учащимися  необходима. Увеличилось количество учащихся, заинтересовавшихся научно – исследовательской  работой. Так, Мухаметгарипова С., ученица 10 класса, заняв 3 место,  стала призёром  3 региональной студенческой научно – практической конференции  «Молодёжь. Творчество. Наука.» в 2011г., выступив с работой на тему «Право на пресмыкательство, или тема  «маленького человека» в русской классической литературе». А ученица 11 класса  Могилевец Н. создала научно – исследовательскую работу на тему «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», став победителем районной научно – практической конференции молодых исследователей. /Научно – социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее». 2011г./.  Её интерес к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» не исчерпался одной научно – исследовательской работой.  Настя выбрала более широкую тему по сравнению с предыдущей: «Демонические мотивы в мировой литературе», продолжив работу и с романом М.А.Булгакова, и с другими произведениями мировой дьяволиады. Она составила сравнительную характеристику Воланда / М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»/ и Мефистофеля / И.В.Гёте «Фауст»/, тщательно  работая с текстом двух произведений. Оценивая двух героев, она сделала вывод с нравственной позиции, показала знание художественных произведений, определила систему сопоставительного анализа двух героев, а следовательно, и философские взгляды авторов произведений. С этой работой Могилевец Н. выступила на 18 районной научно – практической конференции - 2012 г., где стала призёром, заняв второе место.

                                   Сравнительная характеристика двух демонов.

/по произведениям М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и  Гёте «Фауст»/.

 Воланд и Мефистофель – два образа одного героя, но, тем не менее, видна разница  и сходство между ними.                                                

                                      Мефистофель.

                                      Воланд.

1.Портрет. «…Так кто же ты, наконец?» / И.Гёте «Фауст»/.

В «Фаусте» подобного нет, для дьявола внешность не столь важна.

Если булгаковский сатана очень похож на человека, то Мефистофель у  Гёте не хочет, чтобы его называли сатаною, хотя он фигура явно демоническая.

«Ведьма: «Ах, голова пошла от радости кругом! Голубчик сатана, вы снова здесь со мною!» Мефистофель: «Тсс! Не зови меня, старуха, сатаною!» Далее Мефистофель говорит ведьме: « Теперь мой титул-господин барон, других не хуже, рыцарь я свободный».

«…Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки. А с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных,  в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя (облик пуделя связан с образом Мефистофеля, так как именно в этом облике Мефистофель явился Фаусту). По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой.

 Словом,  «иностранец»  – так описывает своего демонического героя Булгаков.

«Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое».

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо»

2.Основные задачи появившихся на земле Воланда и Мефистофеля.

Мефистофель о своей цели говорит ещё в прологе к трагедии «Фауст». Здесь он сам просит у Господа позволения на то, чтобы отправиться для искушения  Фауста. То есть его цель  - соблазнить человека и приобрести его душу.

Мефистофель: «Бьюсь об заклад: он будет мой! Прошу я только позволенья - пойдёт немедля он со мной». Господь: «Пока живёт он на груди земной, тебе на то не будет запрещенья: блуждает человек, пока в нём есть стремленье». В данном случае Господь - высшая сила, а Мефистофель подчиняется ему и служит его целям. Поэтому не случайны такие слова Мефистофеля в трагедии Гёте – они обращены к господу: «…Ты с благосклонностью встречал меня не раз – и вот являюсь я меж челядью твоею»

Причиной появления в Москве, о которой говорит Воланд, появляется желание посмотреть на москвичей и их образ жизни. В этом проявляется сходство с Мефистофелем, который обращается  к Господу: «Опять, о господи, явился ты меж нас за справкой о земле, - что делается с нею!» Автору в таком случае предоставляется возможность показать этот образ в жизни.

Мы можем заметить, что в ситуации, сложившейся к  прибытию Воланда, виноваты иные силы - обычные люди: литераторы Ариман, Лаврович и Латунский –  критики, сломившие жизнь Мастера своими комментариями к его роману и в каком-то смысле разлучившие его с Маргаритой.

Всё-таки, как можно заметить, основной задачей дьявола является искушение людей, их «разоблачение». Люди скрывают свои плохие стороны от себя и других под маской законопослушных. Дьявол же открывает им их слабости, показывая, что никто не совершенен, за это люди и ненавидят Сатану. Подтверждение этой версии можно найти в тексте М.Булгакова, а именно в случае разоблачения в Варьете Аркадия Аполлоновича, желавшего открытия  тайн «фокусов». Эта цель – искушение,- видимо, и является основным сходством в образах Мефистофеля и Воланда.

В общем-то, искушаемые  сатаной Маргарита и Фауст довольно быстро соглашаются на сделку с дьяволом. У каждого из них на это есть причины. Странно, однако, что М.Булгаков выбирает не Мастера, а Маргариту для искушения Воландом, ведь в трагедии Гёте – наоборот, на этом месте оказывается Фауст. Фауст дал согласие на сделку с дьяволом из желания узнать как можно больше и стать выше других людей. Маргарита же  является женщиной, страдающей женщиной, которая стремиться вернуть любимого и спасти его. Представляется, что сделка с дьяволом  ради спасения другого человека оправдана  с точки зрения Булгакова, в то время как у Гёте Фауст стремится к собственному всезнанию.

Работая над вторым вопросом, Настя систематизировала материал художественного произведения в связи с поставленной задачей / см. ниже/.

Ответ – исследование №2.

 Каковы роль, задача и цель Воланда и его свиты на земле в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова?

                     ВОЛАНД – КНЯЗЬ ТЬМЫ И ЕГО СВИТА.

Воланд и его окружение.

Их роль.

«Деяния» Воланда и его свиты.

Азазелло

Роль палача

Азазелло избивает Варенуху, убивает барона Майгеля, запугивает дядю Берлиоза, прекрасно обращается с оружием.

Коровьев-Фагот

Роль разоблачителя и наказующего

Коровьев разоблачает толпу в сеансе магии в Варьете, наказывает Бенгальского, Семплеярова, является причиной сна Никанора Ивановича Босого.

Бегемот

Шут и помощник Коровьева.

Бегемот способствует поджогу Грибоедова и разгрому гастронома, является ассистентом Коровьева в Варьете, развлекает Воланда перед балом.

Гелла

Вампирша и служанка Воланда

Гелла превращает Варенуху в вампира, вбирается в кабинет Римского, исполняет роль служанки в квартире №50, прислуживает Маргарите перед балом

Воланд

Воланд обладает властью в мире потустороннем и в мире Москвы, выступает в роли судьи.

Обладает качествами тонкого психолога, знает тонкости человеческой натуры.

Имеет способность к прорицанию: предсказал смерть Берлиоза и последующие факты, вызванные ею; предсказал болезнь буфетчику Сокову и др.

 

1.Воланд карает  за шпионство Майгеля: «…злые языки уже уронили слово наушник и шпион…вы напросились ко мне в гости  именно с целью подсмотреть  и подслушать всё, что можно».

2.За рассудочный подход к жизни, за полную логичность и недопущение мистического как в случае с Берлиозом.

3.Подлость и предательство как с Алоизием Могарычом.

4.Наказывает за враньё и хамство Варенуху.

5.Разгул и безответственность Стёпу Лиходеева.

6.За стяжательство и жадность Босого.

            В период своего пребывания на Земле Воланд не делит людей на более или менее греховных. Порок есть порок, он требует наказания, если не может быть искуплён.

Цель  Воланда и его свиты.

Люди, встреченные Воландом, подвержены многим порокам, подчинены им. Задача Князя Тьмы не в том, чтобы сбить людей с пути истины (так трактуется она в Библии), а в том, чтобы вывести их на чистую воду, спасти их от муки. Эта функция Сатаны хорошо дана в эпиграфе романа, взятом из «Фауста» Гёте: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Цель эта – разоблачение, что мы и видим в Варьете (Семплеяров и др.), в городе же разоблачениями можно считать и те пороки, за которые карает Воланд и его свита.

Цель разоблачений – попытка  переубедить людей и показать, что, несмотря на их неверие, есть высшие силы: Бог  и Дьявол.

Отвечая на третий  вопрос, ученица много работала  со статьями и с рядом художественных произведений, чтобы проследить трансформацию демонических мотивов в романтической литературе, самостоятельно определив  их параметры.

Ответ - исследование № 3.

                   Трансформация демонических мотивов в  романтической литературе.

Произведение.

Имена Сатаны.

В чём состоит бунт против бога?

Что лежит в основе бунта?

Характеристика героя.

Библия.

Сатана

Дьявол

Люцифер

Первый бунтовщик и возмутитель божеского порядка.

Свободолюбие и свобода воли

Тщеславие и гордыня.

Отвратительное существо из преисподней.

Мильтон «Потерянный рай»

1667г.

Сатана

Дьявол

Сатана призывает вкусить познание и тем пойти наперекор Богу.

Бунтарство. Отражение революционных потрясений эпохи.

Автор наделил героя  величием прекрасного и грозного духа.

Мильтон убрал жало, копыта, рога.

 Д.Г.Байрон

«Каин»

1821г.

Люцифер

Его приговор Богу основан на многочисленных доказательствах и логических построениях:

(А кто его/добро/ не жаждет:

Кто любит зло? Никто, ничто».

Раскрывает тайны бытия.

Низлагает с себя ответственность за мировое зло.

Теория двойственности, объединяющая в себе добро и зло.

М.Ю.Лермонтов.

«Демон».

1829г.-1839г.

/ 8 редакций/.

Демон.

Неверие Демона в Бога: « дух сомненья, дух отрицанья».

Божье наказание  в том, что Демон обречён на скитание и вечное одиночество, наделён исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира.

Его положение трагично: по своей природе  он ничего не может  принять на веру, а в результате познания  разрушается целостность  познаваемых явлений. Демон убеждён в ничтожности человеческой жизни, но автор считает её  благом и высшим даром.  «Своим злодействам не смеётся», мечтает о любви и, наконец, «погибший ведает любовь».

Демон обретает власть над душою лирического героя не силою разрушения, а силою неуспокоенности, стремлением к «образу совершенства».

Бекфорд. «Ватек»

1976г.

Блейк

«Пророческие книги».1974г.

Эблис.

Дьявол.

Дьявол наказывает за жажду запретного знания и слепое любопытство.

Таинственная личность,

тираноборец.

Герой начинает вселять не страх, а глубокую печаль.

Целое поколение писателей - романтиков пыталось, создавая свой образ Демона, выразить своё мироощущение. Демоническое, разрушительное начало ограничивается в правах и оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир демоническая позиция не потеряла своей актуальности. Злу всё чаще противопоставляется добро, отрицающему взгляду – утверждающий. Демонический герой претерпевает ряд трансформаций.

 Ученица составила вопросы к урокам, на которых можно использовать данный материал.

      1.Дайте сравнительную характеристику двум демонам: Воланду/ «Мастер и Маргарита»       М.А.Булгакова/ и Мефистофелю \»Фауст» И.В.Гёте\.

2.Как, по – вашему, раскрывается парадоксальность эпиграфа к роману М.А.Булгакова?

3.Изучающим немецкий язык: сравнить оригинальный текст «Фауста» И.В.Гёте с переводом Б.Л.Пастернака в сцене «Пролог на небе» (приказ Господа Мефистофелю).

4.Какова цель посещения земли Мефистофелем и Воландом? Сравните.

5.Роль свиты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

6.Определи триады, их роль в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

      Таким образом,  для практического применения  исследовательских работ предоставляется огромный спектр идей.  Материал научно – исследовательских работ всегда использовался на уроках литературы, был интересен и для одноклассников, что положительно влияло на творческую активность учащихся.

Литература.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. -1995. -  №4

Гёте И.В. Фауст (пер. Б.Пастернака)  // Гёте И.В. Избранные произведения. – М.: Худ. лит., 1959. Газета «Литература». 1996 – 2000гг.

Булгаков М.А. Собачье сердце; Дьяволиада; Мастер и Маргарита: Повести. Роман/ Михаил Булгаков – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд – во, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные технологии в работе учителя биологии с одаренными детьми. Николайчик Светлана Николаевна ГБОУ СОШ № 918

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые превосходят по уровню интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды...

Работа педагога-психолога с одаренными детьми

В  докладе  представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними  для развития умственных и творческих ...

Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми.

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повсе...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Статья включает в себя описание особенностей работы с высокомотивированными детьми.Работа с одарёнными детьми- очень важная и значимая часть в работе предметника, поэтому требует огромной подгот...

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми...

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...