Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми.
статья

    Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_vysokomotivirovannymi_bodrova.docx299.18 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с высокомотивированными

и одарёнными детьми.

Сообщение учителя  английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназия №1

г.Балаково Саратовской области

Бодровой Инны Викторовны

                                                  Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из

земли и требующий к себе особого внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                   В.А.Сухомлинский

Определение одарённости.

    Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Обычно обращают внимание и относят к одаренным детей: отлично обучающихся в школе; ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании), любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.

    Существует несколько определений понятия «одаренность». Толковый словарь Д.Н.Ушакова определяет данное понятие как «…талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями».

В словаре Ожегова  данное слово объясняется как «одаренность – то же, что и талантливость»

        Современная наука определяет понятие «одаренности» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

Категории одаренных детей

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (дошкольный и младший школьный возраст)

Дети с признаками специальной умственной одаренности (подростковый возраст)

Учащиеся, не достигающие успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст)

Виды одарённости

Одарённость лидерская (социальная) – исключительная  способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми

  Одарённость математическая – способность к логическому  мышлению в сфере количественных и пространственных отношений,     способность мыслить математическими символами

Одаренность интеллектуальная – высокий интеллект,   развитый ум, способность критически мыслить.

Одарённость творческая – индивидуальные психологические ресурсы, обеспечивающие возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренность психомоторная или спортивная

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей;
  • развитие и выработка социально  ценных компетенций у учащихся;
  • адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Задачи работы с одарёнными детьми

в  начальной школе:

1.  определение и развитие творческого потенциала школьников;

2.  развитие интереса к исследовательской деятельности;

3.  формирование основ теоретического мышления и устойчивого интереса к будущей учебной деятельности.

в основной школе:

1.   развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

2.   формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

3.   овладение элементами исследовательской деятельности;

  в старшей школе:

1.   развитие интеллектуальной и творческой активности воспитанников;

2.  формирование устойчивой мотивации к интеллектуальной и творческой деятельности;

3. овладение методами исследовательской деятельности;

4. развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – выявление одаренных детей,  учёт их успехов в какой-либо деятельности;  развитие творческого потенциала ребенка в в области художественного развития; использование в обучении младших школьников творческих мастерских.

    II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка;
проведение групповых форм работы: конкурсы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

    III этап – этап формирования, углубления и развития способностей  -  работа в школьных научных обществах, клубах по интересам; участие и победы в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах

Диагностика выявления одарённых детей.

Мониторинг одаренности обучающихся, с которыми я работаю, проводится по авторской методике кандидата психологических наук С.В. Титовой. Он включает диагностику по заданным направлениям, которые оцениваются по пятибалльной шкале. Это оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных гимназистов:

  1.  Уровень учебной успешности по всем предметам (выставляется и суммируется средний балл по каждому предмету. Максимальное количество баллов - 15).
  2. Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. (выставляется и суммируется средний балл по каждому предмету. Максимальное количество баллов – 15).
  3. Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах. (учитывается участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призового уровня; призовые места на олимпиадах любого уровня – муниципального, регионального, федерального. Учитывая, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, вводится коэффициент- 3 (по количеству периодов). При подсчете суммы берется наиболее высокий результат в течение учебного года и умножается на коэффициент 3).
  4. Уровень социализации одаренных учащихся (1.-дезадаптирован; 2-социально адаптирован; 3- социально успешен; 4- социально реализован; 5 –социально ответственен).

Результаты диагностики отражаются в таблице

п/п

ФИО

Уровень

учебной

успешности

по всем

предметам

Уровень

учебной

успешности

по предпочитаемым

предметам

Уровень

достижений

одаренных

учащихся

(олимпиады,

конкурсы

различных

уровней)

Уровень социализации

одаренных

учащихся

Итого

1.

Дегтярева К.

15

15

15

5

50

2.

Васильева В.

15

15

15

5

50

3.

 Заикина Е.

15

15

15

5

50

4.

 Алексеева А.

14,8

15

15

5

49,8

5.

Моргунова А.

15

15

15

5

50

6.

Скворцова А.

15

15

15

5

50

7.

Машина О.

15

15

15

5

50

8.

Рогова А.

15

15

15

5

50

9.

Егубова Т.

15

15

15

5

50

10.

Халилова Т.

15

15

15

5

50

        

 Работа с высокомотивированными обучающимися

 Работа с высокомотивированными детьми направлена на достижение главной цели: развитие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся.

Формула одарённости ребёнка, выведенная к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО Селивановой О.Г. выглядит так:

«Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.

Формы работы с одаренными учащимися

В своей работе с одаренными детьми по английскому языку я могу выделить три направления:

1) урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, конференции,  интегрированные уроки;

2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, фестивали, научно-исследовательская работа;

3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы.  

   

 

Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, конференции,  интегрированные уроки;

Интегрированный урок в 8 классе «Льюс Кэрролл “Алиса в Стране чудес”»

The Land and the People of Great Britain. Интегрированный урок 5 – 6 классы.

Страны и города. Формат диалогической речи. (2 класс)

Система дистанционного  образования – дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы.  

Дистанционные олимпиады

Дистанционные конкурсы

Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, фестивали, научно-исследовательская работа;

предметные олимпиады

предметные декады

проектная деятельность

фестивали

научно-исследовательская работа

Внеклассная работа занимает важное место в моей системе работы с одарёнными детьми. Участие в некоторых конкурсах, фестивалях, проектах уже стало традиционным. Это и участие в муниципальных творческих фестивалях иностранных языков  таких как «Радуга» - 6 призовых мест в 2011 – 2012 учебном году, 10 призовых мест в 2012 – 2013 учебном году; и «LINGUAM SHOW – 2013» - 3 призовых места, в региональных фестивалях британской культуры (“Rediscovering Britain” Britain Around the World” "The Wonderland Diary"), который ежегодно проводит   институт филологии и журналистики  СГУ им. Н.Г. Чернышевского – 7 призовых мест.

     Особое внимание мной уделяется научно – исследовательской деятельности обучающихся. Свои работы мы представляли на конференциях различного уровня, например на муниципальной научно – исследовательской конференции обучающихся «На пути к культуре мира» в 2012 г. – 2 призовых места, Муниципальная    научно-исследовательская  Конференция по иностранным языкам «Мир без границ» для обучающихся 8-11 классов в 2013 г. – 1 призовое место, в муниципальной научно-практической конференции учащихся  «Интеллектуалы XXI века» - призёры, региональной конференции «Духовность и современность» в 2013 и 2014 годах – 2 призовых места, на I региональной научно-практической конференции учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений «Языковые тенденции в XXI веке: от школьного предмета к   профессии» в 2013 г. – 1 призовое место, на межрегиональной  метапредметной  конференции  «Удивительный мир научных книг» - 7 призовых мест, на межрегиональной метапредметной  конференции  «Этот удивительный термин» - 5 призовых мест, на межрегиональных Мартыновских чтениях – 3 призовых места и некоторых других.

     Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы. Наши команды приняли участие межмуниципальном фестивале ученических проектов «Эврика – 2014» - 1 призовое место, в региональных конкурсах сетевых проектов  "Discoverer-2014" и  «Discoverer 8+» - 4 призовых места, во Всероссийских сетевых проектах «Волшебный экспресс» - 1 призовое место, стали финалистами Всероссийского сетевого проекта на портале Letopisi.Ru  «Овсянка, Сэр?! Тайна жителей Туманного Альбиона».

    Дистанционные олимпиады и конкурсы  открывают возможности для проявления творческих способностей. Мы с интересом и, можно сказать, с удовольствием приняли участие в межмуниципальном дистанционном конкурсе «Пасхальные традиции Германии и Англии» - 13 призовых мест, во II региональном интернет-конкурсе творческих работ учащихся «Здоровая нация – процветание России» навстречу Олимпиаде (Конкурс презентаций  на английском языке) – 3 призовых места, в межмуниципальном интеллектуальный марафон " Знай и изучай иностранные языки" – 2 призовых места, в I региональном конкурсе электронных газет  «Human Rights. Past, Present, Future» - 2 призовых места, а также в различных Всероссийских конкурсах, которых сейчас очень много.

 Результаты

Заключение

   В заключение хочется сказать, что работа педагога с одаренными и высокомотивированными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями.

Ресурсы:

1. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова

2. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.

3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/03/07/rabota-s-odarennymi-detmi

4. http://www.myshared.ru/slide/193571/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы

Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...

Работа со слабыми и одарёнными детьми

О работе с сильными и слабыми учащимися...

План работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми.

Данный материал содержит систему внеурочной работы и дополнительного образования учащихся....

Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"

Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми....

Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы

В  опубликованной  презентации  я  делюсь  некоторыми наработками из  своего опыта работы  со способными и одаренными детьми на  уроках химии и  во  в...

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми...