Проект «Повышение профессионального роста молодого педагога»
проект на тему

Галиев Ильяс Расимович

Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль умирает. Такая тенденция  прослеживается и в современной школе. Одна из причин нежелания молодого специалиста идти в школу – материальная сторона вопроса. Но она не единственная проблема.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Сардекбашская средняя школа им.Г.Г.Гарифуллина»                        Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Проект

«Повышение профессионального роста

молодого педагога» 

Автор проекта: Галиев Ильяс Расимович –

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Содержание

  1. Обоснование необходимости проекта
  2. Проблема проекта
  3. Цель проекта
  4. Задачи проекта
  5. Участники проекта
  6. Форма организации
  7. Сроки работы
  8. Материально-техническое оснащение
  9. Тип продолжительности
  10.  Основное содержание проекта
  11.  План реализации проекта
  12.  Ожидаемый результат
  13.  Продукты проекта
  14.  Ресурсы




Обоснование необходимости проекта

Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль умирает. Такая тенденция  прослеживается и в современной школе. Одна из причин нежелания молодого специалиста идти в школу – материальная сторона вопроса. Но она не единственная проблема. 

Основная проблема глубже, и давайте рассмотрим схему стандартной ситуации. Кто он - молодой специалист, окончивший институт? По окончании школы абитуриент поступает в педагогический вуз, учится там в течение 4-6 лет. Помимо научных дисциплин, он изучает методику преподавания того или иного предмета. Но, во-первых, как профессионал, он еще достаточно слаб - в институте он выучивал факты, которые образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Но отсутствие опыта мешает учителю организовать учебный процесс так же результативно, как опытный педагог.

Во-вторых, он не имеет представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 4-6 лет назад, но в жизни все очень динамично меняется: у современных учеников другое мышление, другие ценности. В-третьих, он совершенно не понимает, что его работа – это сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.

После того, как молодой учитель устроился на работу, начинаются конфликты.

  1. Конфликт с администрацией. В свой  первый год работы молодой специалист пытается вписаться в предлагаемые рамки, но не всегда получается так, как от него требует администрация. В результате он совершает множество ошибок, за которые может быть наказан или даже уволен.
  2. На первых порах возникнет конфликт с учениками. То, что вначале казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса; вопросы оказываются слишком сложно сформулированы, и ученики их вообще не понимают, потому что привыкший к институтской среде, вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями.
  3. Конфликт с коллегами. Молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом. Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Причем, в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20-30 лет до него.
  4. Конфликт с родителями. В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбу собственных детей, но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22-23-летнего молодого человека.
  5. Конфликт со своей средой. До прихода в школу у любого молодого человека была своя история - друзья, знакомые, круг общения. Зачастую человек, идущий работать в школу, сегодня вызывает у некоторых некое недоумение. Связан этот стереотип с чрезвычайно заниженным социальным статусом учителя, обусловленным целым спектром факторов.

Пройдя череду описанных конфликтов, пусть в разной степени в разной школе, у молодого учителя возникает вопрос: что делать? Или школа придет к вымиранию, или надо искать какие-то выходы. Понятно, что быстро поднять престиж профессии, начать платить адекватную потребностям зарплату невозможно - это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. Но создать эмоционально благоприятную атмосферу в школе можно и заниматься этим в первую очередь должна администрация.

Для того чтобы избежать или более «безболезненно» пройти  вышеуказанные конфликты, возникает необходимость организации наставничества опытных учителей над молодыми коллегами. Чем скорее молодой учитель вливается в коллектив, понимает концепцию развития той школы, где он работает, станет таким же членом коллектива, как его опытные коллеги, тем быстрее повышается результативность его деятельности. Тем самым выпускники педагогических вузов всё больше будут работать по полученной ими специальности.

Проблема проекта: Профессионализация, адаптация и мотивация молодого учителя в условиях современной сельской школы.


Цель проекта: Реализация системы сопровождения молодого учителя, направленной на его профессионализацию, обеспечивающую гармоничное вхождение в профессию.


Задачи проекта:

  1. Организация сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов и обмен опытом.
  2. Сопровождение молодых педагогов на основе апробации новых стратегий (моделей, районных программ), включая стратегии наставничества.
  3. Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов через включение их в сетевое взаимодействие и образовательный процесс.

Участники проекта:

Администрация МБОУ «Лельвижская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

Галиев Ильяс Расимович – учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ «Сардекбашская средняя школа им.Г.Г.Гарифуллина» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

Бигеев Рустем Ринатович – учитель истории и обществознания МБОУ «Лельвижская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

Форма организации: ознакомление рабочей документацией молодого учителя,  взаимопосещение уроков и внеурочных мероприятий и их анализ. консультация.

Сроки реализиции: 2018-2019 учебный год.

Материально-техническое оснащение: ноутбук, интернет, методические пособия, материалы СМИ.

Тип продолжительности: краткосрочный.

Основное содержание проекта

Основные компоненты проекта

Содержание

Индикаторы результативности

Условия/риски

Стратегическая цель

Сопровождение и поддержка молодого педагога в начальной стадии его профессиональной деятельности на уровне школы/района

-увеличение доли молодых учителей, продолживших свою профессиональную деятельность в школе.

-осознанность молодого специалиста в правильности выбора педагогической профессии.

Цель проекта

Разработка новой и усовершенствование существующей модели сопровождения молодого педагога на начальном этапе профессиональной деятельности

 

 

- модель поддержки учителей на этапе начальной фазы деятельности;

 
- качество программ поддержки молодых учителей на начальном этапе профессиональной деятельности

 - программы и структуры в школе нацелены на сопровождение молодого педагога;

- предложения по повышению квалификации и подготовке отвечают потребностям школы.

Результат 1

Итоги исследования по вопросам организации сопровождения и социальной адаптации молодых педагогов

- анализ исходной ситуации;

- методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям.

- возможность проведения исследования в рамках имеющихся ресурсов партнеров проекта;

 - готовность и заинтересованность экспертов в работе по обмену опытом в рамках задач исследования.

Результат 2

Создана (модернизирована) система деятельности специалистов (наставников), способных эффективно помогать начинающим учителям в профессиональной адаптации и личностно-профессиональной самоактуализации

 

 

- рекомендации успешно применя-ются в школе;

- отдельные и об-щие публикации по вопросам организации оказания поддержки моло-дым учителям;

- предоставление анализа и рефлек-сии по итогам сопровождения и поддержки молодых учителей.

-готовность и наставников к использованию разработанных рекомендаций.

Результат 3

Наличие разработанной и апробированной программы сопровождения молодых педагогов на уровне школы/района

-рефлексивная оценка результативности реализации программ на уровне руководства образовательной организации и персонально молодого специалиста

- период сопровождения и поддержки не менее 1 года;

- наличие мотивации.

Результат 4

Сетевое взаимодействие молодых педагогов

- ресурс для информационного обмена и профессионального общения молодых педагогов

-администрирова-ние интернет-площадки

План реализации проекта

Мероприятия

Время

Участники

Примечание

  1. Исследование по вопросам организации сопровождения профессионализации и адаптации молодого педагога

1.1. Планирование мероприятий.

Изучение потребностей и введение в тему

начало 2018-2019 учебного года

Администрация Наставник Учитель

1.2. Проведение исследования:

- определение сфер исследования;

- подготовка анкет;

- проведение исследования. Сбор данных (анкеты/беседа/просмотр рабочей документации);

- обобщение результатов.

Август

Администрация Наставник Учитель

1.3. Презентация анализа, исследования ситуации, обсуждение результатов – выводы и расстановка приоритетов – рекомендации по улучшению структур поддержки и сопровождения, а также предложения по сопровождению молодых учителей.

Август

Администрация Наставник Учитель

1.4.Подготовка публикации по итогам исследования.

Сентябрь

Наставник

1.5.Подготовка методических рекомендаций по повышению квалификации и работы учителя.

Сентябрь  

Администрация Наставник

1.6.Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для специалистов, отвечающих за работу с молодыми педагогами.

Октябрь

Наставник

1.7. Анализ результативности программ повышения квалификации, анализ методических рекомендаций.

Ноябрь

Администрация Наставник

2. Апробация проекта программы сопровождения молодых педагогов на уровне школы

2.1. Реализация проекта программ сопровождения и развития молодых учителей:

 - в области подготовки к урокам и их проведения;

- области подготовки и проведения внеурочных мероприятий;

- в области применения современных технологий;

- в области подготовки и участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

Ноябрь -декабрь

Наставник Учитель

2.2. Семинар: анализ результатов проекта

Январь

Наставник

2.3. Проведение опроса по оценке результативности программ поддержки молодых учителей:

- Составление анкет

- Проведение анкетирования

- Анализ результатов анкетирования

 Январь

Администрация Наставник

2.4. Заключительное мероприятие и презентация результатов проекта

 Февраль

Администрация Наставник

2.5. Разработка и сопровождение ресурса для общения молодых педагогов

До конца учебного года

Наставник Учитель

Ожидаемый результат:

  1. Повышение качества результатов обучения молодого педагога.
  2. Участие в профессиональных конкурсах.
  3. Участие учащихся молодого педагога в конкурсах и олимпиадах.
  4. Участие в общественной жизни школы, района.

Продукты проекта:

  1. Методические рекомендации по организации работы школы в области оказания поддержки молодым учителям.
  2. Программы сопровождения молодого педагога на уровне образовательного учреждения, района.
  3. Предложения по повышению квалификации для руководителей образовательных организаций, наставников, молодых учителей.
  4. Публикации (отдельные, общие) по вопросам организации работы в области оказания поддержки молодым учителям.

Ресурсы:

1. Периодические издания в области системы образования.

2. http://infourok.ru

3. http://1september.ru

4. http://www.openclass.ru/

5. http://www.zavuch.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

«Повышение эффективности дополнительного образования как следствие повышения профессиональной подготовленности педагога».

Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, с...

презентация для педагогов "Активные методы обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по направлению ЗСТ"

Презентация предназначена для заместителей заведующих по УВР,старших воспитателей, инструкторов по физ-ре. Описывает какие современные методы активизации деятельности педагогов для повышения их профес...

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов по индивидуализации воспитательного процесса в интернате»

Одним из основных принципов современного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок с...