Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья

Шавлова Наталия Васильевна

И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shavlova_n.v._statya.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

Н. В. Шавлова, учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида города Орла»

В последние годы резко возрос процент детей, имеющих тяжелые нарушения речи. У таких детей нарушен мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезы и параличи мышц артикуляционного аппарата, патология двигательных проявлений мышц речевого аппарата, а также недостаточная сформированность произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Обычные методики постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребёнка. Поэтому необходимо искать более эффективные пути коррекции речевого дефекта. И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии[1].

Взяв за основу методику массажа языка Ю. В. Микляевой и знания, полученные на курсах повышения квалификации по данной теме, для ускорения процесса коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста с ОВЗ:

          - провела диагностику речевого развития детей;

          - составила список детей, для которых необходим зондовый массаж;

          - систематизировала календарно-тематический план с учётом применения зондового массажа, согласно требованиям ФГОС;

         - разработала программу зондового логопедического массажа для детей дошкольного возраста с ТНР.

Основные цели рефлекторного массажа языка[3]:

  • нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшение проявления мышечных синдромов;
  • снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  • улучшение кровообращения, обменных процессов и нервной проводимости, стимуляция кинетических и кинестетических ощущений;
  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.

  Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса и переключаемости движений, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Перед началом курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр.

 Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий[2].

Курс рефлекторно-сегментарного массажа мышц языка по методике Ю.В. Микляевой включает от 7 до 10 процедур. Между курсами должен быть перерыв от 10 дней до 2-3 месяцев в зависимости от тяжести нарушения речи и состояния ребенка. Проведение курса более 10 процедур без перерыва может повлечь обратные изменения, поэтому его нужно строго дозировать[3]. Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы (набор зондов, стерилизатор, медицинский спирт стерильные салфетки, гексорал, стерильные медицинские резиновые перчатки, нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь).

Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц (путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае. При обследовании важна четкая инструкция и внимание к малейшим изменениям в позе ребенка в течение заданного промежутка времени.

           Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться рефлекторный массаж. Набор зондов для массажа мышц языка состоит из восьми инструментов. Все зонды выполнены из металлической нержавеющей проволоки.

  План рефлекторно-сегментарного массажа состоит из двух этапов.

На подготовительном этапе важно:

  1. Создание мотивации к проведению массажа: «Массаж нужен, чтобы научиться хорошо говорить».
  2. Создание игровой мотивации («Знакомство с волшебными палочками»).
  3. Выявление представления о возможностях языка: «Что умеет делать язычок? Облизывать, рисовать в воздухе, лакать, как лакает киска, прыгать...»
  4. Коррекция мышечных синдромов, которые мешают проведению массажа и постановке звуков.

 Специальный зондовый массаж направлен на активизацию центральной нервной системы и восстановление мышечного тонуса. Для проведения основного этапа составляется план массажа.

  1. Плоскостное поверхностное поглаживание всего языка

          II. Массаж одной половины языка включает: спиралевидное растирание, штрихование зондом, пиление зондом, надавливание на центральную максимально возвышенную точку задней части, растяжение в поперечном направлении, затем в продольном, смещение мышц от средней линии языка к боковому краю, затем к средней линии,

III. Массаж второй половины языка.

IV.        Воздействие        на        срединную        линию        и        обе        половин        языка одновременно.

Осуществляются короткие растирающие движения вверх и вниз, перпендикулярные средней линии («Стирка»). Отрывистое надавливание зондом № 6 «Зайчик» по обе стороны средней линии языка.  Язык размещается в зонде № 7 «Крокодил Гена» и остается там вовремя различных движений, которые взрослый выполняет зондом: вправо, влево, вниз, вверх, круговые движения. Затем ребенок сам выталкивает зонд изо рта языком.

           С целью тренировки всех перечисленных групп мышц проводится постизометрическая релаксация (ПИР) мышц языка и артикуляционная гимнастика. Использование постизометрической релаксации (ПИР) полезно тем, что расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируются движения нижней челюсти.

Практика использования данной технологии показала, что у детей дошкольного возраста с ТНР наметились положительные изменения в нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, а это свою очередь даёт ещё больший толчок в развитии речи детей дошкольного возраста, что позволяет говорить о целесообразности использования методики рефлекторно-сегментарного массажа языка по Ю.В. Микляевой. 

Список литературы:

  1. Гревцева Е.В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств. «Издательство "Петрополис"», Санкт-Петербург, 2001.
  2.  Дьякова Е.А. Логопедический массаж М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М.: Айрис-пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...

Нарушения в произношении звука Л и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Описание артикуляции звука Л,возможные нарушения в произнесении,способы коррекции и автоматизации звука у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Логопедический массаж языка в работе с детьми дошкольного возраста. Парциальная программа

Зондовый массаж является одним из наиболее эффективных методов в комплексной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который и...

Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях....