Создание ситуации успеха обучающегося
статья

Влияние ситуации успеха на результат учебно- познавательной деятельности. Условия реализации ситуации успеха.Технологические операции созданияситуации успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeh.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

            Создание ситуации успеха обучающегося

      Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, воодушевление, если оно сопровождается успехом. Поэтому преподавателю необходимо позаботиться о том, что организуемая учебно – познавательная деятельность скрывает в себе ситуацию успеха. Американский психолог      У. Глассер, имеющий многолетний опыт работы с детьми - «неудачниками», пишет: «Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния, человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в учебной деятельности, у него есть все шансы на успех в жизни».

       Ситуация успеха – это такое целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого обучающегося в активную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой обучающихся на выполнение учебной задачи и адекватному восприятию результатов своей деятельности. В конечном счете, «успех в труде – это основа взаимопонимания между преподавателем и обучающимися, между родителями и детьми, преподавателем и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи».        Необходимо помнить, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости. Когда обучающийся сталкивается со слишком трудной работой, не может с ней справиться и терпит неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям.  Непременным условием реализации ситуации успеха в деятельности обучающихся являются следующие положения:                                                      - обучающийся должен приложить усилия для преодоления своего неумения,  незнания, неопытности;  

- предложенное для выполнения задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (шаг за шагом, по мере уверенного выполнения обучающимися предыдущего задания);                                                            

 - преподаватель должен верить в обучающегося, в его возможности и способности, в оптимистическую перспективу его развития;

 - предлагаемая деятельность должны приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества как созидательного усилия.

Переживание обучающимся ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет обучающемуся почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.                                                                                                           Важную роль в обеспечении переживания успеха каждым обучающимся играет педагогическая оценка результата исполненного.  

В рамках формирования индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности были предложены технологические операции создания ситуации успеха.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха

Помогает преодолеть

неуверенность в собственных

силах, робость, боязнь самого  

дела и оценки окружающих.

 «Мы все пробуем и ищем, только  так

   может что-то получиться».

 «Контрольная работа довольно легкая,  

  этот материал мы с вами  проходили».

2.Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить

свою твердую убежденность в

том, что его ученик

обязательно справиться с

поставленной задачей.

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном  

  результате».

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте  о…»

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего,

ради кого совершается эта

деятельность, кому будет

хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим  

 товарищам не справиться…»

5.Персональная исключительность

Обозначает важность усилий

ребенка в предстоящей или

совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

6.Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению

конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально

пережить успех не результата

в целом, а какой-то его

отдельной детали.

 «Больше всего мне в твоей работе  

  понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта  

  часть твоей работы».

Следует отметить, что нет необходимости оценивать удачно выполненную работу в целом, оцениванию должна подлежать только одна деталь: интересный прием, необычный способ, оригинальное оформление, самостоятельный поиск и т.д. в этом и будет заключаться истинная заслуга обучающегося, его индивидуальность.

Нельзя забывать, что такие отрицательные эмоции, как обида, зависть, страх, боязнь – производные «неуспеха» - не только дезорганизуют учебную деятельность, но и способствуют развитию угнетенности, апатии, а в конечном счете – возникновению неврозов.

Поэтому достижение и признание – два очень важных фактора удовлетворенности учебой и уверенности в себе обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...

Создание ситуации успеха как одного из факторов обеспечения психологического комфорта обучающихся

Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние  психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на  успеваемость....

Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии

Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...

«Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Эффективность педагогических приемов создания ситуации успеха на уроках изобразительного искусства...

тема: "Приемы создания ситуации успеха для обучающихся на уроках изобразительного искусства"

В материалах для выступления на педагогических чтениях представлен опыт работы по заявленной теме....

Создание ситуации успеха как способ мотивации обучающихся с разным уровнем подготовки

Работа учителя в общеобразовательной школе, где нет специального отбора детей и в одном классе могут обучаться дети с разным уровнем подготовки, заключается в том, чтобы обучить каждого в отведенное п...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы по созданию ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут ...