Проект "Все мы дети одного солнца"
проект (5 класс)

Шашлова Олеся Михайловна

Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.

   3 декабря в  России отмечается Всемирный день инвалидов. Самыми незащищенными среди людей являются дети, особенно дети - инвалиды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шашлова Олеся Михайловна

МОУ СОШ № 5

г.Ртищево Саратовской области

Проектгая группа – учащиеся 5 «а» класс

(работа с детьми с ОВЗ( надомное обучение) –

ученик 6 класса,

ученик 7 класса, ученик 8 класса)

номинация – Педагогический проект

Социально значимый  проект

«Дети одного солнца»

Введение

Чтобы поверить в добро,

надо начать его делать.

 Л.Н. Толстой

Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.

   3 декабря в  России отмечается Всемирный день инвалидов. Самыми незащищенными среди людей являются дети, особенно дети - инвалиды.

Данная тема очень актуальна в современном обществе                       Детская и подростковая инвалидность с каждым годом приобретает все большее медицинское, социально-экономическое, нравственное и духовное значение. Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма детей и подростков, реакций приспособления и защиты.

  В настоящее время в России насчитывается около 80 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2% детской и подростковой популяции. По данным, проведенных научных исследований, в ближайшие десятилетия  Россию ожидает увеличение численности детей-инвалидов.

          Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи  с  миром,  в   ограничении   мобильности,   бедности   контактов   со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с  природой,  доступа  к культурным ценностям,  а  иногда  –  и  к  элементарному  образованию.

Цель проекта: 

  • создание среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов;
  • Развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте;
  • Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи проекта:

  1. Создание инициативной группы по реализации цели проекта.
  2. Изучение законодательной и нормативно-правовой базы по теме проекта.
  3. Привлечение внимания общественности, учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Разработка плана мероприятий по реализации проекта.
  5. Расширение знаний учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
  7. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  8. Осуществление проекта.
  9. Проведение анализа результатов работы.

Ожидаемые результаты:

Реализация данного проекта позволит:

  • снизить дефицит общения ребенка, имеющего инвалидность;
  • исключить изоляцию детей данной категории в социуме;
  • приобрести друзей среди здоровых сверстников;
  • больше узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • научиться здоровым детям деликатности, терпимости, пониманию своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья;

«Дети одного солнца»

«Доброта – язык,

который могут слышать глухие

и видеть слепые».

Марк Твен

Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности. Не все это могут понять и принять. Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того, чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.

Все это - есть проявление толерантности. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

 В жизни любого человека происходят различные события, которые зачастую  открывают что-нибудь новое, весьма важное в жизни. Таким событием для меня стали паралимпийские игры в Сочи. Тогда я многое узнала о людях,  которых все привыкли называть «люди с ограниченными возможностями». Несгибаемая мощь духа этих героев, олимпийские рекорды вызывали восторг, я уже не могла их назвать никак иначе нежели «люди с неограниченными возможностями». Работая в школе, я задумалась над созданием проекта посвященного данной теме.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют затруднения в самообслуживании, общении и обучении. Любой ребенок с инвалидностью, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущать свою неполноценность. В нашей школе создана волонтерская группа «Шаг навстречу», она состоит из педагога истории и обществознания Шашловой Олеси Михайловны, педагога-психолога Панкратовой Марины Александровны и обучающихся 5 «А» класса. Данная группа поставила перед собой цель — повлиять на решение данной проблемы, хотя бы для некоторых детей организовать условия для развития, а также помочь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей. В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения

   В последние годы опубликованы многочисленные научные работы, посвященные реабилитации детей-инвалидов (Добровольская Т.А., 1991, Барашнев Ю.И., 1995, Богоявленская Н.М., 1992, Бондаренко Е.С., 1995). Однако, несмотря на имеющийся опыт восстановительного лечения детей - инвалидов, вопросы организации и проведения этого вида лечения до настоящего времени разрешены далеко не полностью, как в теоретическом, организационном, методическом (Зелинская Д.И., 1995), так и в духовном отношениях.

         Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи  с  миром,  в  ограничении   мобильности,   бедности   контактов   со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с  природой,  доступа  к культурным ценностям,  а  иногда  –  и  к  элементарному  образованию.

Сегодня государство не оставляет без внимания проблему детской и подростковой инвалидности. Принимается ряд законодательных и правительственных актов Российской Федерации, направленных на защиту прав и поддержку детей и подростков с ограниченными возможностями. Совершенствуется медико-социальная помощь этой категории детей и подростков, что потребовало введения новых медицинских показаний для установления инвалидности у детей и подростков (1991), изменения государственной статистики детской и подростковой инвалидности, основанной на трехмерной оценке состояния здоровья и учитывающей нарушения здоровья, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка-инвалида (1996).  

 По данным ООН, в мире  насчитывается  примерно  450  миллионов  людей  с нарушениями психического и  физического развития.  

    Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют,  что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с  недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими  и  физическими  недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

    Более того, в нашей стране, как и во всем  мире,  наблюдается  тенденция роста числа  детей-инвалидов.  В  России  частота  детской  инвалидности  за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

     Инвалидность    у    детей     означает     существенное     ограничение жизнедеятельности,  она  способствует   социальной   дезадаптации,   которая обусловлена  нарушениями  в  развитии,  затруднениями  в   самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.  Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение  их  в  существующую  систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных  мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы,  специальные  центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Важная социальная проблема – устранение барьеров для инвалидов во всех сферах жизни. Конечно, много делается для устранения этих барьеров.
Конституция как основной закон государства, важнейший закон, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционируют социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. В основу работы с детьми с органическими возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).[1]

На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка» (1993 год). Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации.

Важное место в современной государственной системе социальной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».[2]

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

С 2011 года действует Саратовская региональная общественная организация инвалидов «Ты не один». В жизни каждого человека может случиться беда. Часто мы остаемся один на один со своим несчастьем, замыкаясь в себе. Именно для того чтобы помочь человеку преодолеть такое состояние, вернуть желание жить и двигаться вперед, создана данная организация. Ведь чтобы почувствовать, что мир бывает не только жестоким, но и прекрасным, важно знать, что ты не один!

Организация активно участвует и самостоятельно проводит культурно-массовые мероприятия, тем самым, содействуя к активному образу жизни, труду, самостоятельности категории граждан из числа инвалидов.

Одним из значимых проектов стал первый в Саратове конкурс красоты среди инвалидов «Восьмое чудо света». Вопреки всем недугам, проблемам, стереотипам, 16 парней и девушек с различными физическими недостатками вышли на сцену и продемонстрировали свои таланты, творческие способности и сильный характер.

Организацией «Ты не один» было реализовано много социально значимых проектов: I Всероссийский фестиваль социальных проектов «Благо Дарю» и II Всероссийский фестиваль социальных проектов «Благо Дарю за Победу», детский творческий конкурс среди детей-инвалидов «Алиса в стране чудес».

В 2014 году Саратовская область вступила в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». С целью создания психолого-педагогических условий в образовательных организациях, подведомственных министерству образования Саратовской области, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся, сохранение их психического здоровья, предполагающих полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах, на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» в 2014 году открыт Региональный центр практической психологии и инклюзивного образования.

 Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимаю

План работы над проектом

№ этапа

Название этапа

Содержание деятельности

Сроки

1

Подготовительный

1) анализ проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством общения со сверстниками, не имеющими отклонений в состоянии здоровья;

2) анкетирование «Дети с ОВЗ – кто это?»
3) беседы о проблемах детей-инвалидов

4) проведение классного часа «Возьмемся за руки»

Сентябрь – октябрь 2019г

2

Организационный

  • организация работы творческой группы;
  • организация координации и взаимодействия работы по привлечению спонсоров, благотворителей.

 Ноябрь – декабрь

2019г.

3

Основной

  • работа творческих групп;
  • акция «Подари игрушку другу» (изготовление поделок с младшими школьниками)
  • посещение детей-инвалидов на дому.(Моргунов Д, Сенин Иван, Максимов Иван)
  • выпуск информационного буклета для родителей

Январь – апрель  2020г.

4

Аналитический

  1. подведение итогов реализации проекта;
    2) обсуждение планов дальнейшей работы в данном направлении.
  2. Привлечение к реализации проекта других организаций
  3. Обобщение и распространения опыта работы по программе.

Май

2020 г.

Для реализации проекта была создана проектная группа

Проектная группа:

  1. Галкина Виолетта, Мельникова Наталья, Ульянова Анна, Брыцин Олег, Дубовицкая Валерия– анкетирование учащихся, которое поможет выяснить на сколько современный человек осведомлен о проблемах людей с ОВЗ (Социологические опросы)
  2. Зиняковы Анастасия и Илья – написание работы, которая представлена на конкурсе «Права глазами ребенка», на тему «Инвалидность в современном обществе». Данная работа направлена на привлечение внимания окружающих к людям с ОВЗ.
  3. Калашников Илья, Матюнин Евгений, Соломатин Артем, Косенкова Мария, Назарова Светлана, Журавлев Илья, Сундеев Артем, Лукьянова Анна – оформление буклетов и брошюр «Мы люди одного солнца». Оформление стенда «Присмотрись к ближнему»
  4. Шадрина Евгения, Шупикова Анастасия, Кузнецова Диана, Полякова Диана, Давыденко Софья – работа с младшими школьниками по изготовлению поделок в подарок детям с ОВЗ.

Участники проектной группы будутсоздавать итоговое портфолио проекта « Дети одного солнца»

Источником необходимых ресурсов для реализации проекта является: 1. администрация МОУ СОШ № 5

2. родительский комитет

Смета расходов.

Наименование

Количество

Сумма (руб.)

Бумага

1 упаковка

250.00.

Файлы

1 упаковка

  100.00.

Папка

1шт

  10.00.

Фломастеры

1 упаковка

      35.00.

Цветная бумага

2 упаковки

        20.00.

Клей

1 флакон

         25.00.

Цветной картон,                                       80.00

2 упаковки

Листы ватман

5 шт                                                              100.00

Итого:

                  620.00

Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

1.Поиск партнёров по проекту. Определение круга организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта.

2.Социологический опрос « Дети с ОВЗ – кто это?»

3. Проведение классного час на тему «Возьмемся за руки»

 Основной этап.

  1. Социологический опрос жителей города в поддержку актуальности проблемы и её решения.
  2. Встреча с директором ГАУ СО ЦСЗН
  3. Работа  с младшими школьниками. Изготовление поделок.
  4. Разработка и выпуск информационного буклетов, памяток ( «Родителям, имеющих детей-инвалидов», Памятка «Ступеньки к победе», буклет «Не проходи мимо»)
  5. Оформление стенда («Начинаем делать добро»)

Заключительный этап

  1. Подведение итогов проекта
  2. Оформление портфолио социально-значимого проекта «Дети одного солнца»

Заключение

«ИНВАЛИДНОСТЬ - НЕ БОЛЕЗНЬ,

А ОСОБЕННОСТЬ

ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Общественный помощник
Уполномоченного по правам ребенка Саратовской области

Венера Павленко

Духовный потенциал людей с ограниченными возможностями очень велик, поистине их способности безграничны, и все это могло бы иметь огромное значение для нашего общества. Каждый человек, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и тот, кто не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации.

Дети-инвалиды – часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов – люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.

Данный проект не оставит без внимания ни одного ребёнка с ограниченными возможностями. Позволит детям с ОВЗ почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставит возможность общения со сверстниками. В то же время здоровые дети больше узнают о том, с какими проблемами приходится сталкиваться их сверстникам – детям – инвалидам. 
Данный проект направлен на то,чтобы подтвердить, что все дети – дети одного солнца, поэтому должны жить, учиться и общаться вместе, не делясь на больных и здоровых.

Проект «Дети одного солнца» направлен на привлечение внимания к самому незащищенному слою населения. Дети-инвалиды весьма уязвимы, современное общество не в полной мере реализует программы, которые направлены на адаптацию таких людей среди окружающих.

Наша проектная группа разработала ряд буклетов, листовок,  чтобы привлечь внимание окружающих к этой проблеме. Глобальная проблема человечества – это не только наркомания, терроризм, экологические проблемы, это глаза детей, которые не могут в полной мере реализовать свои возможности. Данный проект призывает всех серьезно отнестись к данной проблеме, не закрывать глаза…не проходить мимо.

Анализ результатов

Проект «Дети одного солнца» позволит инвалидам почувствовать себя нужными и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты..
Во время действия проекта будет происходить информированность общества о проблемах незащищенных слоев граждан через распространение буклетов и брошюр, через участие молодежи в проекте.

Дальнейшее развитие проекта.

Проект «Дети одного солнца» будет продолжать свою деятельность и после завершения. Проектная группа будет работать над привлечением к работе новых учащихся. Планируется проведение мероприятий для инвалидов.

Мы готовы делиться своим опытом с другими школами. Проект играет большую роль в жизни проектной группы и всего 5 «а»класса. Дети в энтузиазмом включаются в работу, готовы оказать поддержку в изготовление поделок и оформление стенда , все это помогает детям быть собраннее, серьезнее, ответственнее.

Поясниетльная записка

Данная работа посвященна важной проблеме нашего общества – адаптации детей с ОВЗ, свободное вливание таких ребят в нашу повседневную жизнь.

Детская и подростковая инвалидность с каждым годом приобретает все большее медицинское, социально-экономическое, нравственное и духовное значение. Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма детей и подростков, реакций приспособления и защиты.

Цель проекта:

•        создание среды для преодоления социальной изолированности детей-инвалидов;

•        Развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте;

•        Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи проекта:

1.        Создание инициативной группы по реализации цели проекта.

2.        Изучение законодательной и нормативно-правовой базы по теме проекта.

3.        Привлечение внимания общественности, учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.        Разработка плана мероприятий по реализации проекта.

5.        Расширение знаний учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья.

6.        Расширение круга общения детей – инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.

7.        Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).

8.        Осуществление проекта.

9.        Проведение анализа результатов работы

Проект «Дети одного солнца» позволит инвалидам почувствовать себя нужными и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты..


[1] http://mioby.ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/?

[2] http://mioby.ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философия для детей - одно из направлений гуманной педагогики.

В данной статье предлагается открыть для себя науку о человечности. Приведена беседа с учащимися 5 класса о дружбе....

Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...

урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  н...

Социальный проект (проект направлен на социализацию детей – инвалидов) "НЕ БУДЕМ В СТОРОНЕ, МЫ ДЕТИ ОДНОГО СОЛНЦА!"

«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»Выготский Л. С.Проблема инвалидности насчитывает многовековую истори...

социальный проект "Дети одного солнца"

Данный волонтерский проект направлен на создание условий для творческого развития и социальной адаптации детей и людей с ограниченными возможностями здоровья...

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих успеха каждого ребенка

Эссе о важности дополнительного образования для полноценного раскрытия личностного потенциала ребёнка....

Памятка для родителей "Не оставляйте детей одних"

Памятка для родителей "Не оставляйте детей одних"...