Особенности проявления склонности к компьютерным играм у старших школьников
материал (9, 10, 11 класс)

Основной особенностью проявления к компьютерным играм у старшеклассников являются нарушения нормального общения с детьми и взрослыми,  потеря эмоциональной чувствительности, уход старшеклассника в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проявления   склонности к компьютерным играм у старших школьников

Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали неотъемлемой частью современной жизни, значительно обогатив различные сфера жизнедеятельности человека. Вместе с тем, глобальная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Компьютер становится  причиной серьезных проблем, важнейшая из которых – зависимость, возникающая как у взрослых людей, так и у детей и подростков.

Компьютерная зависимость включает в себя различные отдельные пристрастия и склонности: к компьютерным играм, бесцельным и долгим путешествиям по Интернету, к азартным онлайн-играм, электронным покупкам, виртуальные знакомства.

Из различных видов компьютерных склонностей, наиболее сильно старшие подростки подвержены игровой зависимости, что обусловлено особенностями самой компьютерной игры: быстрой сменой событий в компьютерных играх, не повторяемостью, динамичностью игры, непрерывностью самого процесса. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в виртуальной реальности, в существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, испытывающего к ним склонность, прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.

Особенности старшего школьного возраста являются фактором риска для возникновения склонности к компьютерным играм, так как в этом возрасте наблюдается высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Несмотря на кажущуюся внешнюю безобидность, склонность к компьютерным играм опасна тем, что на базе склонности  очень быстро формируется зависимость. Подсчитано, что в среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости от компьютерных игр.

Ю.М. Евстигнеева выделяет следующие  основные критерии, определяющими игровую зависимость:

1. Прежде всего, нежелание отвлечься от компьютерной игры, при вынужденном отвлечении – раздражение.

2. Неспособность спланировать окончание сеанса игры с компьютером.

3. Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера.

4. Забрасывание домашних дел, обязанностей, учебы, забывание о  встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере.

5. Часто пренебрежение человеком, страдающим зависимостью, собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером. Удовлетворение нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера. Злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами.

6. Ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере.

7. Обсуждение тематики компьютерных игр со всеми окружающими.

Если говорить о физических аспектах компьютерной зависимости, то они характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная компьютерными играми, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. В связи с этим, на фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

Наиболее интересными для  старшеклассника и опасными по воздействию на психику являются ролевые компьютерные игры, ведь именно они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в сфере психических состояний. Стоит отметить, что большинство таких игр  рассчитано на подростковый и юношеский  возраст. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей.  Склонные к компьютерным играм старшеклассники  в процессе игры видят мир глазами компьютерного героя. Реалистичные компьютерная графика, звуковые эффекты способны на время игры полностью заменить реальность. Есть большая вероятность, что игроки подросткового и юношеского через какое-то время могут потерять связь с реальной жизнью и полностью перенести себя в виртуальный мир, где он получает острые, яркие впечатления. Прохождение игры для него может стать  практически смыслом жизни.

Еще более усиливает подростковую и юношескую компьютерную зависимость игра в  сети Интернет, где игра организуется уже с живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами персонажей игры. В сети игрок придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая партнерам по игре себя придуманного за себя реального. Ощущение  бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и большого количества участников подталкивает подростка создавать собственные правила поведения, принимать решения, которые не имеют отношения к реальной жизни.

Основными факторами появления склонности к компьютерным играм  многие психологий называют свойства характера человека. Называются такие свойства  характера как высокая тревожность, ранимость, повышенной обидчивость, низкая самооценка, склонность к депрессии, низкая  стрессоустойчивостью, неспособностью разрешать конфликты.  

Другие исследователи видят основы формирования компьютерной зависимости в связи с особенностями воспитания и отношений близких родственников в семье - это может быть, как гиперопека, так и завышенные требования и, вытекающий отсюда «комплекс неудачника». Кроме того,  проблема может быть в нарушенных отношениях среди других членов семьи, затруднениях в общении и взаимопонимании. Склонность к компьютерным играм иногда может также возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении.

В большей степени к компьютерной зависимости склонны старшеклассники, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не имеющие  никаких серьезных увлечений. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.

Важнейшей причиной склонности к компьютерной игре является  недостаточность сформированности  навыков самоконтроля у старшеклассников. Став взрослым, он также будет неспособен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, он делает, не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

Другая причина - это несамостоятельность старшеклассника, он не научен советоваться, а значит, слушать и слышать советы и рекомендации других людей. Взрослеющий  старшеклассник сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни, а не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых,   старшеклассник попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном и страшном мире взрослы.

Основными опасностями для старшеклассников, склонных к компьютерным играм,  являются нарушения нормального общения с детьми и взрослыми,  потеря эмоциональной чувствительности, болезни от перенапряжения глаз и многое другое. Но самая  большая проблема – это уход старшеклассника в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной.  

Так как склонность к компьютерным играм характеризуется стремлением уйти от повседневной жизни, то в этот момент старший школьник не только отбрасывает насущные заботы на задний план, но и, главное, происходит, торможение работы его психики, а в серьезных случаях прекращается индивидуально-личностное развитие.

Все вышесказанное приводит к уходу старшеклассника от проблем повседневной жизни в новую, виртуальную реальность. Незрелость психики не позволяет эффективно сопротивляться погружению в виртуальный мир. Старшеклассники еще недостаточно  имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика подвергается жесткому давлению, что может привести к появлению приступов панического ужаса, тревоги, агрессии, раздражения, ночных кошмаров, навязчивых неврозных состояний. Постепенно у старшеклассников , при постоянном взаимодействии с компьютером, нарушается режим дня, что ведет к потере чувства времени, нарушениям сна. Под воздействием компьютерных игр у них трансформируется режим дня и ночи – у них могут наблюдаться резкие телодвижения и вскрики во время сна.

Участие в виртуальном мире позволяет старшекласснику абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Он может не принимать необходимые для своего будущего  решения, брать на себя ответственность за свою жизнь. Отказаться от трудностей построения реальных отношений со сверстниками и взрослыми. Игра позволяет старшекласснику спрятаться от тех проблем, которые необходимо решать в данном возрасте.   Но это возможно лишь во время пребывания в виртуальном пространстве. Для такого старшеклассника реальный мир неинтересен и полон опасностей, где необходимо быть ответственным и решительным. Именно поэтому старшеклассник, склонный к компьютерным играм, пытается построить свою жизнь в другом мире — виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры.

Привлекательность виртуального мира выражается для старшеклассника в наборе определенных свойств, характерных качеств другой реальности. Это и наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого. Отсутствие ответственности, анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств. Компьютерная игра позволяет выстроить иллюзорную временную перспективу, где нет экзаменов, домашних заданий, выборов предметов для ЕГЭ и т.д.

Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира, возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток, возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий – дает ощущение контроля над вымышленной действительностью, чего совершенно нет в реальной жизни старшеклассника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности самоподготовки старших школьников

материал для подготовки доклада по данной теме...

Особенности проявления аграмматизмов умственно отсталых школьников

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно о...

Компьютерные игры и компьютерная аддикция у младших школьников

Часто педагоги и родители считают излишнее увлечение обучающихся компьютерными играми и Интернетом одной из причин негативных результатов обучения. Действительно, существует риск развития у детей комп...

Особенности обучения лексики через языковые игры среди младших школьников

Методика обучения лексики английскому языку срели младших школьников...

Влияние тревожности на склонность к компьютерным играм у старших школьников

К проблеме высокой тревожности у старшеклассников, склонных к компьютерным играм, может быть два подхода: высокая тревожность как причина зависимости от компьютерных игр и высокая тревожность как след...

Влияние склонности к компьютерным играм на уровень тревожности у старших школьников

Высокая тревожность у склонных к компьютерным играм старшеклассников - это и причина, и следствие склонности.  В том случае, если человек не обладает высокой тревожностью до начала увлечения, то ...

Проявления дезадаптивного поведения у старших школьников с легкой степенью умственной отсталости в конфликтных ситуациях

В подростковом возрасте школьники с умственной отсталостью наиболее уязвимы – именно в это время могут проявиться или усугубиться проблемы в поведении и эмоционально-волевой сфере.Несвоевременно...