Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности школы
статья

Уварова Наталья Борисовна

Статья "Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочное деятельности школы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савельева Любовь Анатольевна,

Заместитель директора школы по ВР.

Уварова Наталья Борисовна,  

учитель истории и обществознания

                                МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№65»

 г.Улан-Удэ, Республики Бурятия

Воспитательная работа современной школы строится в соответствии с основными направлениями Программы воспитания и социализации школьников. Одним из приоритетных направлений этой программы стало воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека,  сохранение наследия прошлого. 

Целью гражданско-патриотической работы является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Нормативно-правовой основой гражданско-патриотического воспитания стали Федеральная программа «Патриотическое воспитание», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, Устав образовательного учреждения.

Результатами реализации  Программы воспитания и социализации школьников должны стать формирование базовых национальных ценностей (основных моральных ценностей и нравственных установок на основе существующих культурных, семейных, религиозных, национальных традиций, обеспечивающих стабильное развитие страны) и формирование национального самосознания (идентичности) и осознания учащимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы.

Ключевые понятия: базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание, национальное самосознание (гражданская идентичность), патриотизм, социализация, толерантность

Савельева Любовь Анатольевна,

Заместитель директора школы по ВР.

Уварова Наталья Борисовна,  

учитель истории и обществознания

                                МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№65»

 г.Улан-Удэ, Республики Бурятия

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности школы.

В условиях современной школы деятельность, направленная на воспитание гражданственности, патриотизма, формирование базовых национальных ценностей охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Гражданско-патриотическая работа ведется в нашей школе в течение всего года. (основные направлении) Результатами ее реализации стали активное участие наших детей в республиканских краеведческих и научно-практических конференциях, в военно-спортивной игре «Зарница», массовых акциях, патриотического направления.

В Программу воспитания и социализации школьников включена и деятельность школьного музея, который является не просто хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия, но и приобщает школьников к основам поисково-исследовательской  деятельности, способствует их активной социализации. Одним из главных направлений работы школьного музея стали систематизация, учет и хранение материалов по истории Великой Отечественной войны;  сохранение исторической памяти о событиях войны, ее участниках; воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своего края, страны.

2015 г. – был объявлен Годом патриотического воспитания, в рамках которого наша страна отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война прошла по судьбам всех людей нашей страны. Нет ни одной семьи, где бы не было участников этой войны. Кто-то непосредственно воевал на фронтах, кто-то внёс свой вклад в приближение Победы, самоотверженно трудясь в тылу.

Но особой категорией участников Великой Отечественной войны являются дети, которые фактически лишились самого главного – детства, наряду со взрослыми перенося все тяготы военного лихолетья, испытав все горести, потери и победы.

Павел Батов, генерал армии, дважды герой Советского Союза писал: «Войну выиграли не только те, кто смотрел через прицельную планку на врага, но и женщины и дети, которые дневали и ночевали в цехах, и выпускали гранаты, мины, снаряды. Но женщины, дети и старики, которые выпускали самый мощный снаряд, имя которому – хлеб»

Но что мы знаем о войне? На этот вопрос может ответить только тот, кто через неё прошёл. Поэтому очень важно, что живы еще свидетели тех страшных лет, которые могу нам повествовать о том времени. Но их все меньше и меньше остается в живых. Поэтому сегодня необходимо сохранить память об участниках Великой Отечественной войны, собрать как можно больше исторических документов, воспоминаний о войне, о тех, кто приблизил день Победы, сохранил независимость нашей страны. Ведь без прошлого нет настоящего...

        С этой целью и была разработан и реализован месячник, посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Мы память бережно храним». По результатам проведения месячника, ребята не только приняли активное участие в мероприятиях школы, но и города и республики, посвященных празднованию 70-летия Великой Отечественной войны. Актом гражданского самосознания и патриотизма стало массовое участие школы в акции «Бессмертный полк», когда 9 мая 2015 г. на площадь столицы Республики Бурятия вышли все учителя школы, к ним присоединились учащиеся и родители

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСЯЧНИКА «МЫ ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ».

Месячник «Мы память бережно храним», посвященный 70-летию победы в

Великой Отечественной войне был проведен в апреле 2015 г.

Проведение месячника преследует как педагогические, так и практические цели.

Практические:

-способствовать повышению эффективности гражданско-патриотической работы среди учащихся через сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны и вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность;

-систематизировать исторический материал по истории Великой Отечественной войны; начать работу по созданию информационного банка данных о ветеранах войны,

-способствовать сохранению памятников истории и культуры находящихся  

на территории  микрорайоне школы.

Педагогические:

- содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся.

- способствовать формированию и углублению знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны;

- побуждение интереса к истории и традициям своего микрорайона,  школы;

- активизация саморазвития и самообразования детей посредством  вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность;

Данное мероприятие преследует следующие задачи:

1. Учебно-познавательные:

- месячник направлен на углубленное изучения истории своей страны, края.

- формирование предметных теоретических знаний и практических умений.

- привитие навыков исследовательской работы.      

2. Социальные:

-способствовать формированию мировоззрения учащихся в соответствии с общественными ценностями;

-способствовать социализации, самореализации и адаптации учащихся к общественной жизни.

3. Общекультурные:

- способствовать воспитанию личностных качеств учащихся – гражданских, нравственных, интеллектуальных, эстетических;

- формировать представления о необходимости соблюдения общечеловеческих нравственных норм и законов, в том числе и патриотических;

- содействие в понимании связи подрастающего поколения с окружающим

  миром, воспитание чувства сопричастности к наследию прошлого.

4. Коммуникативные:

- формирование навыков толерантного общения, работы в команде, контактности.  

- формирование и развитие самостоятельности, творческой активности и инициативности учащихся.

5. Информационные: развивать умения самостоятельно работать с   информационными источниками, искать, анализировать и отбирать  необходимую  информацию.

Основные направления месячника «Мы память бережно храним».

Класс

     Мероприятие/

проект

Цели и задачи

Планируемые

результаты

1-4 классы

«Мы наслед-ники Победы»

1. Конкурс инсценированной песни «По дорогам военных лет…»

2. Выставка рисунков  детей «Мы наследники Победы»

3. Конкурс чтецов «Весна 1945 года!»

Способствовать формированию знаний учащихся начальной школы по истории Великой Отечественной войне.

Побуждение интереса к истории своей страны, народа, семьи.

1. Конкурс-концерт «Мы наследники победы».

2. Организация выставки творческих работ учащихся.

3. Проявление учащимися творческой активности,

5-6

классы.

«Война в истории моей семьи, моей страны»

1. Конкурс «Письмо Ветерану»

2. День открытых дверей в музее школы

3. Библиотечные уроки «Великая Победа».

4. Викторина «Что я знаю о войне»

1. Способствовать повышению эффективности гражданско-патриотической работы среди учащихся через сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны.

2. Содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся.

3. Способствовать формированию знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны

1. Участие учащихся в конкурсе «Письмо ветерана»

2. Определение лучших творческих работ

3. демонстрация глубоких знаний по истории Великой Отечественной войны.

7-8

Классы.

«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»

1. Конкурс «Письмо Ветерану»

2. День открытых дверей в музее школы

3. Библиотечные уроки «Великая Победа».

4. «В тылу как на фронте»

1. Содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся.

2. Способствовать формированию знаний учащихся по истории Великой Отечественной войны;

3. Побуждение интереса к истории и традициям своего микрорайона,  школы.

1. Краеведческая конференция

«В тылу как на фронте»

2. Проявление учащимися творческой активности, демонстрация глубоких знаний, умений организации исследовательской деятельности.

9-11 классы.

«Человек на войне»

1. Создание мультимедийного проекта «Виртуальные музеи боевой славы».

2. «Живые голоса войны» - встреча с ветеранами.

3. Интегрированный урок «Человек на войне»

4. Научно-практическая конференция «Человек на войне».

1. Способствовать углублению знаний учащихся о Великой Отечественной войне»

2. Активизация саморазвития и самообразования старшеклассников посредством  вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность.

1. Защита презентаций «Виртуальный музей боевой славы»

2. Проведение научно-практической конференции.

3. Проявление учащимися творческой активности, демонстрация глубоких знаний, умений организации исследовательской деятельности.

Обще-школьные мероприя-тия

«Мы память бережно храним»

1. «70 добрых дел»

2. «70 пятерок – это моя Победа»

3. «Полк «бессмертных» школы №65»

4. Участие в городской акции «Вахта Памяти» и «Бессмертный полк»

1. Способствовать повышению эффективности гражданско-патриотической работы среди учащихся и вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность;

2.Содействие становлению духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся.

3. Создание информационного банка данных о ветеранах войны,

1. Конкурс добрых общешкольных дел.

2. Конкурс на лучшего ученика, получившего 70 пятерок за апрель месяц

3. Создание информационного банка данных об участниках войны (выпускниках и учителях школы, родных и близких педагогов и учащихся школы».

4. Участие в городских мероприятиях.

Реализация проекта

Направление работы

Личностные УУД

Результаты

Конкурс-концерт «Мы наследники победы»

Осознание своей идентичности как гражданина страны, общества.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению истории своей страны.

Формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных героических  образов истории Великой Отечественной войны.

Осмысление социально-нравственного опыта старшего поколения, способность к определению своей позиции к историческому прошлому.

Воспитание любви к Родине, уважение к истории своего государства, своей семьи.

«Война в истории моей семьи, моей страны»

Формирование устойчивого интереса к изучению истории.

Воспитание любви к Родине, уважительного отношения к людям старшего поколения.

Понимание значения Великой Победы в истории человечества.

«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»

Формирование устойчивого интереса к изучению истории своей страны, народа, семьи.

Формирование уважительного отношения к людям старшего поколения.

Начало формирования у учащихся основ критического мышления, установления взаимосвязи между событиями, происходящими на фронте и в тылу в годы войны.

«Человек на войне»

Формирование представления о необходимости соблюдения общечеловеческих нравственных норм и законов, в том числе и патриотических; Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, уважение к личности и её достоинству, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

Содействие в понимании связи подрастающего поколения с окружающим миром, воспитание чувства сопричастности к наследию прошлого.

Формирования основ социально-критического мышления, потребности к самовыражению и самореализации,

«Мы память бережно храним»

Направление работы

Метапредметные УУД

Результаты

Конкурс-концерт «Мы наследники победы»

Формирование метапредметных результатов состоит:

В самоорганизации внеурочной деятельности: умении определять цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, коррекцию и самооценку.

Работать с учебной и внешкольной информацией (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет-источников).

Выполнять универсальные логические действия (анализировать, синтезировать, сравнивать  и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

В умении строить монологическую речь, участвовать в обсуждении, формулировать вопрос, выступать с сообщениями, презентациями.

В способности  решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, эссе, проект, презентация, реферат и др.).

В способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.

В умении продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать

Ученики научатся:

Познавательные действия:

- основам смыслового чтения;

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- самостоятельно и с помощью учителей постановке и формулирование проблемы;

-составлять сообщения, презентации и умение их защищать

Универсальные логические действия:

- умение самостоятельно анализировать, синтезировать, обобщать используемые источники.

- самостоятельно решать задачи творческо-поискового характера.

Регулятивные действия:

 - организовывать свою  деятельность: самостоятельно и с помощью учителя определять цель, задачи работы, выбирать последовательность действий;

- составление плана и последовательности деятельности;

- осуществлять коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные действия:

-владеть устной и письменной речью;

-слушать и вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, эффективно сотрудничать со сверстниками.

- учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

«Война в истории моей семьи, моей страны»

«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»

«Человек на войне»

«Мы память бережно храним»

Ученики получат возможность научиться:

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность; организовывать исследовательскую деятельность;

- основам саморегуляции в познавательной деятельности, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать свои возможности,

-основам саморегуляции своего эмоционального состояния;

-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к учителю и одноклассникам.

Список литературы:

1. Декларация прав ребенка, принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

2. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Образовательная область «Общественно-научные предметы», утвержденного приказом  № 1897 Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В повседневной учебной работе  учителя истории не всегда, к сожалению, уделяется должное внимание краеведческому компоненту. В данной работе описан опыт шестилетнего краеведческого исследования с...

Презентация «Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»

Выступление на педсовете«Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время»...

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время.

В воспитании и образовании подрастающего поколения всегда присутствует национальный колорит. Важность этой проблемы отражена в "Законе об образовании". Роль учителя технологии по освоению историко-кул...

Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"

Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически  в каждом разделе предмета «Технология»...

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

В современной школе воспитательная работа современной школы выстраивается в соответствии с основными направлениями Программы воспитания и социализации школьников. Воспитание гражданственности, патриот...